Таможенные пошлины на ввоз и вывоз стройматериалов: влияние на строительную сферу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 18.11.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Жерновой, А. О. Таможенные пошлины на ввоз и вывоз стройматериалов: влияние на строительную сферу / А. О. Жерновой, А. В. Шуваев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75315/ (дата обращения: 05.03.2021).



В статье рассматриваются вопросы таможенного законодательства в Российской Федерации, таможенного налогообложения на экспорт и импорт строительных материалов, а также влияния последнего на строительную сферу в экономике государства.

Ключевые слова: таможенные пошлины, строительная сфера, государство, бюджет, закон, импорт, экспорт.

Пошлины — это механизм пополнения государственного бюджета, который является инструментом развития экономики страны. В российской истории таможенные пошлины начали использовать еще в Киевской Руси, где данный сбор податей существовал наравне с прямым налогообложением. Современная экономика невозможна без таможенных пошлин, которые являются зачастую львиной долей государственной казны.

Таблица 1

Классификация таможенных пошлин

По назначению

От объекта налогообложения

По характеру происхождения

По цели взимания

Сезонные/Особые

Антидемпинговые

Экспортные

Специальные

Импортные

Конвенционные

Протекционистские

Компенсационные

Транзитные

Автономные

Фискальные

В российском правовом поле налоговые пошлины регулируются в первую очередь Налоговым Кодексом Российской Федерации. Однако вопросы, касающиеся таможенных сборов, регулируются специальным Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и международным нормативно-правовым актом «Таможенный кодекс Таможенного союза». Правоприменение таможенных пошлин, а именно порядок их уплаты, установлен в Законе «О таможенном тарифе» (ред. от 28.12.2016). Он предусматривает денежный или имущественный залог, поручительство, банковские гарантии, и т. д. Данное «разнообразие» в сфере таможенного законодательства емко описывает кандидат экономических наук Петрушина О. М.: «Если говорить о перспективах развития системы администрирования уплаты таможенных платежей, то одним из самых важнейших условий оптимизации является приведение к единообразию применения таможенного законодательства» [7, С. 5].

Согласно вышеуказанным нормативно-правовым документам экспорт и импорт строительных материалов из-за их веса и стоимости выгоден индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Поэтому, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на особенности таможенных правил для ввоза и вывоза товаров в 2020 году именно для этих юридических категорий. Таможенные правила для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей позволяют ввозить и вывозить любые товары, в том числе предназначенные для коммерческих целей в неограниченном количестве, при условии соблюдения мер нетарифного регулирования. Есть список товаров, которые ввозить запрещено, к примеру — товары, находящиеся под санкциями. Законодательство позволяет поместить товары под одну из 17 таможенных процедур (режимов). Таможенные правила необходимо соблюдать, если будет выявлен факт обмана, например, товар не был задекларирован или были указаны недостоверные сведения о товаре, то возможны следующие последствия:

– составление протокола об административном правонарушении;

– административная ответственность;

– конфискация товаров;

– отчуждение в пользу государства;

– наложение штрафных санкций;

– уголовная ответственность.

Упомянутый нами Таможенный Кодекс Российской Федерации к строительным материалам относит: цемент, доску, щебень, изделия из металла, лаки, краски, панели и их составляющие. Юридически верное таможенное оформление данных материалов занимает приблизительно один день. В то же время, даже обладая всеми необходимыми документами, их оформление имеет свою специфику. Во-первых, далеко не все лицензированные строительные материалы (их бренды) имеют специальное разрешение на импорт от владельцев товарного знака. Такое разрешение подается вместе с таможенной декларацией. Во-вторых, лакокрасочные материалы должны соответствовать техническому регламенту «О безопасности лакокрасочных материалов» и нуждаются в дополнительной лабораторной экспертизе. Стоит отметить, что для некоторых видов строительных материалов необходима организация специальных условий хранения на период прохождения таможенной проверки (бревна и т. д.) [6, с. 247–251]. Что касается размера таможенного сбора (ставки таможенных пошлин на товары), то его можно определить с помощью онлайн-калькулятора таможенных платежей или обратиться за помощью к специалисту.

Чтобы иметь некое общее представление о том, как проходит ввоз и вывоз строительных материалов на территорию (с территории) Российской Федерации мы приведем условный пример. Допустим, что некий частный перевозчик на своем транспорте собирается перевести из страны Евросоюза в Россию около 800 кг строительных материалов на сумму 8000 евро. К каким таможенным услугам придется обратиться перевозчику? Во-первых, данный перевозчик обязательно должен являться таможенным перевозчиком, иначе его перевозка будет считаться вещью «для личных нужд», где беспошлинная норма составляет 65000 рублей или 35 кг. Если он превысит данный лимит (по нашим условиям превышает), то он будет облагаться пошлинной в размере 30 % от суммы, но не ниже, чем 4 евро за кг. Дополнительно, если превышается следующий лимит: в 650000 рублей или 200 кг, то взимается совокупная таможенная пошлина (при данных условиях — 5 %), НДС (налог на добавочную стоимость — 20 %) и оплата таможенного оформления. Также будет необходимо оформить Грузовую таможенную декларацию и получить услуги полного таможенного оформления, что также потребует немалых вложений.

Таким образом, мы подтверждаем наш первый тезис о возможности импорта и экспорта строительных материалов только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (физическим лицам это просто убыточно) и обнаруживаем специфику ввоза и вывоза строительных материалов как в теоретико-правовом, так и в практикоприменимом поле.

Однако для макроэкономического анализа импорта и экспорта строительных материалов, а также определения их влияния в целом на строительную индустрию, нам необходимо обратиться к статистике последних лет, а также определить роль и влияние экономических санкций на данную отрасль экономики.

В первый год после введения санкций со стороны США и стран Западной Европы импорт строительных материалов (таких как кирпич и цемент) в России сократился в 5 раз. Данная тенденция продолжилась и в последующие годы. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации отмечает, что «Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта в январе-декабре 2019 года составил 7,3 % (в январе-декабре 2018 года — 7,2 %)» [5]. Строительные компании, в свою очередь, стали отдавать предпочтение кирпичной продукции отечественного производства. Удешевление рубля повысило привлекательность российских строительных материалов.

Необходимо понимать, что экономическая политика между государствами серьезно влияет на внутренний рынок, где при многочисленных запретах на ввоз определенных товаров бизнесу, а особенно строительной отрасли, необходимо замещать свое производство отечественными аналогами. Здесь вопрос стоит даже не в качестве и стоимости, а в первую очередь — в возможности. Заменить такие «простые» материалы, как упомянутые нами цемент или кирпич возможно. Однако серьезные проблемы возникают в замещении строительной техники.

К примеру, такой как электрическое и гидравлическое оборудование или комплектующих для лифтового оборудования, наибольшая составляющая которого состояла именно в импорте [3, C. 255–257]. Статистика последних лет импорта строительных материалов в Российскую Федерацию отмечается значительным повышением стоимости (от 30 до 100 %), что в первую очередь связано с продлением санкционной политики и продолжающимися «торговыми войнами».

Эксперты отмечают, что импортирование строительных материалов в Россию стало попросту невыгодным. Одним из таких является президент компании «Технониколь» Сергей Колесников. Он отмечает, что «импорт доминирует в нише отделочных материалов: плитка, сантехника. Это тот сегмент, где есть что подтягивать, а в «общестрое» российские производители весь импорт «съели» [1]. Действительно, за 2019 год мы наблюдаем рекорд по экспорту российских строительных материалов.

К примеру, экспорт битумной кровли и схожих изделий на основе битума в 2019 г. вырос на 7,7 % до 495 тыс. т. Это очередной исторический максимум за последние 10 лет. В то же время мы наблюдаем рост экспорта асбеста, облицовочной плитки и другой отделочной керамики, сборных строительных конструкций, безопасного стекла, полимерных покрытий для пола, стен и потолка, строительных смесей, керамической сантехники, линолеума, зеркал, пластмассовой сантехники, извести, строительного кирпича, цементно-стружечных плит, глин, гипса, деревянных строительных изделий, лаков и красок, обоев и т. д. [4].

И несмотря на указанные выше трудности в импортировании, строительная отрасль в России является одной из самых стабильных и динамичных отраслей в экономике, где из самых положительных аспектов мы можем отметить сокращение площади аварийного жилого фонда и успешной реализации государственной строительных программ, на которые в первую очередь влияют возможность экспорта и импорта строительных материалов, а также внутреннее устройство «строительного» рынка. Как отмечает кандидат экономических наук Карякина И. Е.: «Лидирующим препятствием деятельности строительных организаций является высокий уровень налогов, при этом значимость данного фактора возросла с 2017 по 2018 гг. Немаловажное значение имеет конкуренция, которая в 2018 году занимает второе место, что в первую очередь связано с тенденцией роста количества строительных организаций в России. С целью развития строительной отрасли в России реализуется Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года» [2, C.17–18]. В то же время, стоит отметить, что в данном контексте очень мало внимания в субъектах Российской Федерации уделяется объектам здравоохранения и культуры, где ежегодно наблюдается дефицит строительных работ.

Литература:

  1. Импортировать строительные материалы в Россию стало невыгодно.:https://expert.ru/expert/2016/28/importirovat-stroitelnyie-materialyi-v-rossiyu-stalo-nevyigodno/.

2. Карякина И. Е., Потапкина Е. К. «Анализ современного состояния строительной отрасли в РФ. Проблемы и перспективы развития». Сахалинский Государственный университет. (Россия, г. Южно-Сахалинск). Молодой ученый. 2018: С. 14–19.

3. Пахомов Е. В., Овчинникова М. С. Текущее состояние строительной отрасли РФ // Молодой ученый. — 2019. — № 2. — С. 255–260.

4. Рекорды российского экспорта строительных материалов и изделий в 2019 г.: https://sdelanounas.ru/blogs/131037/.

  1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы.: https://customs.gov.ru/

6. Чекурдаев, В. С. Жилищный фонд России: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — № 4. — С. 247–251.

7. Петрушина О. М., Петрухина К. А. Проблемы взимания таможенных платежей при импорте товаров и основные направления по совершенствованию их уплаты. Электронный научный журнал «Дневник науки». — 2020. — № 4. — С. 1–11.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, материал, Россия, строительная отрасль, импорт, пошлина, таможенное законодательство, очередь, строительная сфера, Таможенный Кодекс.


Задать вопрос