В данной статье подчеркивается важность формирования маркетинговых стратегий промышленного предприятия. Рассмотрено понятие «маркетинговая стратегия». Рассмотрен механизм формирования маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Изучены основные типы маркетинговых стратегий и их особенности.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, миссия, предприятие, компании, развитие.
Маркетинговая стратегия — это поиск и реализация планов, целей, причем долгосрочных. И в стратегическом управлении деятельность промышленных предприятий опирается в основном на человеческий потенциал, как основу организации. Следует отметить, что стратегия помогает адаптироваться предприятиям в конкурентной среде. В борьбе за выживание сущность стратегии и стратегического управления лежит в ответе на три основных вопроса: состояние предприятия в настоящий момент времени, в каком положении оно хотело бы находиться, его конечная цель и результат. Третий вопрос, — каким путем этого можно достичь.
При разработке маркетинговой стратегии промышленного предприятия руководителям и менеджерам необходимо иметь стратегическое видение. То есть иметь представление о том, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс реализации маркетинговой стратегии [2, с.104].
Стратегическое видение представляет собой внутренний документ предприятия, материалы которого необходимы руководству организации для того, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив его развития.
При планировании развития предприятия менеджеры обязательно должны определить, как они видят будущее организации, в каком направлении она должна развиваться, какими станут в будущем технологии и товары, клиенты и какое положение в отрасли предприятие должно занять.
Видение — это отображение длительной перспективы развития предприятия. Оно должно быть реалистичным, понятным, простым для всех участников процесса, а не только для руководителей и разработчиков предприятия. Видение должно создавать ориентиры и вдохновлять сотрудников, персонал на действия и выполнение поставленных задач.
Следующим шагом является определение миссии предприятия. Миссия — это стратегическая цель, выражающая смысл организации. Она всегда существуют в настоящем времени. Следует отметить, что миссия формулируется достаточно кратко. Это всего два-три предложения, которые отражают в полной мере индивидуальность и смысл существования организации.
При разработке маркетинговой стратегии необходимо провести анализ состоянии предприятия, чтобы определить какие ресурсы и какие возможности имеются у организации, а также провести анализ внутренней и внешней среды предприятия. Проанализировать политические факторы, законодательные акты, регулирующие органы и нормы, правительственную политику, экологические факторы, финансирование, уровень инфляции, инвестиционный климат в отрасли и т. д.
После проведенного анализа предприятие выбирает стратегию, которая больше ему подходит. Далее разрабатываются меры по контролю исполнения стратегии, по обратной связи системы показателей, которые будут показывать состояние и результаты достижения поставленных целей.
Когда предприятием выбрана основная стратегия, то в помощь в обязательном порядке избираются функциональные стратегии, которые непосредственно участвуют в выполнении генеральной стратегии организации.
На Рисунке 1 наглядным образом представлен механизм формирования маркетинговых стратегий промышленных предприятий.
Рис. 1. Формирование маркетинговых стратегий промышленных предприятий
Рассмотрим основные маркетинговые стратегии промышленного предприятия. Одной из наиболее распространенных маркетинговых стратегий является функциональная стратегия. Функциональная стратегия — это стратегия маркетинга, руководствуясь, которой предприятие решает маркетинговые задачи. Она должна четко назвать сегменты рынка, на которых предприятие должно сосредоточить свои усилия. Наиболее важной из функциональных стратегий предприятия является продуктовая (товарная) стратегия. В данном случае разрабатывается детальная программа мероприятий по производству и реализации товара [1, с.22].
На каждом рынке и по каждому товару, в конкретный период времени стратегия маркетинга разрабатывается на основании изучения потребительского спроса. Продуктовые стратегии призваны обеспечить соответствие качества продукции ожиданиям целевой аудитории потребителей и конечно тесно связана с жизненным циклом товаров. Продуктовая стратегия, по сути, является стратегией лидерства за счет экономии на издержках.
Следующая стратегия промышленного предприятия — инновационная стратегия. Она основана на достижении цели организацией за счет новизны товара или услуги. Однако, данная стратегия имеет высокую степень неопределенности и риска. Во многих случаях разработка такой стратегии является оправданной, поскольку она является своеобразным механизмом встряски для предприятия. Это может обеспечить ей как большой скачок в развитии, так и может использоваться в случае наступления кризиса на предприятии.
Стратегия организационного развития является главным направлением для сотрудников предприятия. Она функционирует в рамках определенных организационных рамок и таким образом является одной из нескольких ключевых стратегий организации. В рамках стратегии освещаются изменения к адаптации различных структур и систем управления в целях реализации стратегических планов. Фактически это стратегия вовлечения сотрудников организации для выполнения работы и достижения главной цели. В рамках организационной стратегии рекомендуется использовать аудит стратегического управления, который поможет найти ключевые проблемы, создать обратную связь и четко отслеживать изменения структуры и развития промышленного предприятия для достижения генеральной цели.
Финансовая стратегия предприятия, по сути, это генеральный план действий по обеспечению организации денежными средствами. Эта стратегия охватывает все вопросы теории и практики формирования финансов, планирования и финансового контроля.
Объектом ее являются доходы и поступления средств, расходы, отчисления, а также взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами и банками. Иными словами, объектами управления является оптимизация основных и оборотных средств, а также средств управления капиталом [3, с.56].
Финансовая стратегия разрабатывается на достаточно продолжительный период времени. При разработке финансовой стратегии промышленного предприятия большое внимание уделяется полноте выявления денежных доходов и мобилизации ресурсов. А также необходимо обратить внимание на снижение себестоимости продукции, правильное распределение использования прибыли.
С появлением цифровых технологий базовая маркетинговая стратегия претерпела изменения. Важность цифрового маркетинга на сегодняшний день неоспорима. Цифровой маркетинг (digital маркетинг) охватывает как онлайн, так и офлайн коммуникации. То есть интернет-маркетинг можно считать одной из подкатегорий, входящей в состав digital маркетинга.
Цифровая маркетинговая стратегия — это комплекс на продвижение компании при помощи абсолютно всех доступных интернет-каналов и digital каналов, которые охватывают как онлайн, так и офлайн аудиторию. Цифровая маркетинговая стратегия включает себя очень большое разнообразие количества подкатегорий каждая, из которых состоит из огромного количества всевозможных инструментов, такие как seo search engine optimization, то есть поисковая оптимизация, search engine marketing, то есть поисковый маркетинг (например, платная реклама в Гугле, либо в Яндексе). Онлайн реклама — платная реклама в Фейсбуке в Гугле, в том числе нативная реклама.
Разработка маркетинговой стратегии в рамках цифровой экономики, с точки зрения базового подхода, должна включать в себя следующее:
- Описание товара/услуги;
- Оценка рынка;
- Источник развития бизнеса;
- Оценка конкурентной среды;
- Маркетинговые цели;
- Применение цифровых инструментов.
Можно сделать вывод о том, что формирование маркетинговых стратегий промышленного предприятия зависит от большого количества внутренних и внешних факторов. При разработке маркетинговой стратегии следует четко спланировать механизм осуществляемых действий и их последовательность. Результатом реализации маркетинговой стратегии промышленного предприятия на практике должно стать увеличесние качественных и количественных показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Литература:
- Липсиц, И. В. Маркетинговые стратегии для российских компаний / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ГУ ВШЭ, 2018 . — 184 c.
- Симонян, Т. В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации / Т. В. Симонян, Т. Г. Кизилова. — М.: Феникс, 2017. — 224 c.
- Шуклина, З. А. Выбор и формирование стратегий маркетинга / Зинаида Шуклина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. — 112 c.