Борьба с коррупцией в Румынии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Филатов, В. Д. Борьба с коррупцией в Румынии / В. Д. Филатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 367-372. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75226/ (дата обращения: 05.03.2021).



Статья посвящена проблеме коррупции в Румынии, представлена динамика изменения коррупции за определенный период,проанализирована деятельность органов власти по ее противодействию и предложены рекомендации по борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция, коррупция в Румынии, индекс коррупции, уровень коррупции.

Определение коррупции определяет ряд факторов, игнорирование которых представляет собой большой социальный риск, поскольку коррупция как фактор социального разрушения является стимулом для умножения незаконного, преступного характера и источником социальных конфликтов, порожденных феноменом разочарования перед лицом коррупции. Это приводит к последствиям расширения коррупции через отклонение конкретных ценностей рыночной экономики.

Коррупция становится организованным и профессиональным явлением, которое проявляется в виде организаций, стремящихся коррумпировать лица, принимающих решения на самых высоких уровнях. Коррупция является неотъемлемой частью экономической преступности или бизнеса, но она относится конкретно к группе служебных преступлений и переплетается с организованной преступностью, что придает ей особенно опасный характер.

Стратегия национальной безопасности Румынии затрагивает проблему борьбы с коррупцией. В настоящее время для борьбы с коррупцией необходимо эффективное функционирование антикоррупционных органов внутри страны, сотрудничество и взаимодействие национальных и международных организаций по борьбе с коррупцией.

  1. Действующая коррупционная ситуация в Румынии

Международная организация «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International) проводит ежегодное социологическое исследование с целью выяснения уровня восприятия коррупции, мнения граждан о том, какие государственные и общественные институты наиболее подвержены коррупции.

Фактически, глобальный барометр коррупции является инструментом проявления коррупции оценивающий степень, в которой ключевые институты и государственные службы воспринимаются как коррумпированные и идентифицируют мнение граждан об усилиях правительства по борьбе с коррупцией.

Данный инструмент предназначен для дополнения мнения экспертов о коррупции в государственном секторе, предоставляемых индексом восприятия коррупции, и информации о потоках на международном уровне, отраженной в индексе взяточничества плательщиков, барометр также предоставляет информацию о тенденциях коррупции в восприятии широкой общественности.

Согласно данным, представленным Transparency International, Румыния в настоящее время занимает 70-е место из 180 стран в мире по уровню коррупции и имеет 44 балла из 100. Показатель «0» — означает полностью коррумпированную страну, а показатель «100» — чистая страна от коррупции. Представим динамику коррупции за 1997–2020 гг. в Румынии (рис. 1) [3].

Динамика коррупции в Румынии за 1997–2019 гг.

Рис. 1. Динамика коррупции в Румынии за 1997–2019 гг.

Анализируя данные, индекс коррупции в Румынии в 2019 году понизился до 44 баллов. Максимальный уровень коррупции в стране достигал 48 баллов в 2018 году, а минимальный показатель — 26 баллов в 2002 году. Данные показатели также можно отобразить на графике в интервале за 1997–2019 гг., где явно прослеживается снижение коррупции в стране с 2002 года (рис. 2).

График коррупции в Румынии за 1997–2019 гг.

Рис. 2. График коррупции в Румынии за 1997–2019 гг.

На сегодняшний день, Румыния находится на решающем перекрестке в том, что касается устойчивых антикоррупционных реформ. За последние годы страна добилась значительного прогресса в борьбе с коррупцией и проведении судебных и законодательных реформ. В конце 2018 года Румыния получила высокую оценку ЕС за свой прогресс борьбе с коррупцией. Однако многие достижения в области борьбы с коррупцией кажутся хрупкими, и прогресс последних лет нельзя считать само собой разумеющимся.

Интересная динамика показателей коррупции в Румынии прослеживается в периоды правления президентов за 1996–2019 гг. [2]. За данный период существования страны сменилось четыре президента, и у каждого была своя программа по борьбе с коррупцией (рис.3).

Индекс коррупции в Румынии по президентам

Рис. 3. Индекс коррупции в Румынии по президентам

Лучших результатов в Румынии добились в период правления президента Клауса Вернера с 2014 по 2019 гг. Показатели были самыми высокими и достигали максимального значения в 2018 году и составляли 48 баллов, что говорит о уменьшении коррупции в стране. Но на сегодняшний день прослеживается снижение показателей коррупции и, как показывает статистика, с предыдущими президентами была такая же ситуация, к концу их срока уровень коррупции повышался. По действующему президенту Клаусе Йоханнисеситуация по коррупции еще не представлена, так как он вступил в должность в 2019 г.

В начале 2017 года при президенте Клаусе Вернере, сразу после вступления в должность нового правительства, Министерство юстиции Румынии предложило два чрезвычайных постановления, которые ослабили бы предпринятые до сих пор усилия по борьбе с коррупцией, в результате чего сотни тысяч румын вышли на улицы в знак протеста. Протесты вынудили правительство отказаться от своих предложений. Данная ситуация, соответственно, отобразилась на изменение динамики состояния коррупции в Румынии и показана на графике (рис. 4).

Индекс коррупции в Румынии при Президенте Клаусе Вернере

Рис. 4. Индекс коррупции в Румынии при Президенте Клаусе Вернере

В начале 2017 года на графике прослеживается падение показателей коррупции, и данная ситуация на сегодняшний день не может стабилизироваться. Данный год был тяжелым годом для борьбы с коррупцией. К такому заключению пришла организация Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO). В результате ее исследования, в области борьбы с коррупцией был зафиксирован регресс, причиной стали новые законодательные инициативы в некоторых европейских странах, которые отменили предыдущие реформы, направленные на предотвращение коррупции, а также уже принятые реформы, которые могли привести к нарушению стандартов Совета Европы в сфере борьбы с коррупцией [4].

Когда коррупция широко распространена, она может стать социальной нормой. В среднем население Румынии платит взятки, потому что от них этого ждут. Часть объяснения заключается в том, что взятка помогает им ускорить процесс решения дела. Это является сочетанием взяточничества за нужду и жадность и отражает взаимодействие граждан при оказании государственных услуг. В настоящее время только 57 % румын считают предложение взятки неприемлемым по сравнению со средним показателем по ЕС в 76 %.

В Румынии в новой антикоррупционной стратегии большое внимание уделяется информационным кампаниям, адресованным гражданам и органам государственного управления. Одной из общих целей стратегии в Румынии является повышение уровня знаний населения и понимания стандартов добросовестности сотрудниками и служащими государственного сектора. Стратегия включает мероприятия по электронному обучению и учебные программы для Центрального и местного государственного управления, а также обширные образовательные кампании, проводимые Министерством юстиции Румынии.

Для населения также проводятся просветительские кампании на местном уровне. Например, генеральный Департамент по борьбе с коррупцией в Румынии осуществляет образовательный проект, организованный в партнерстве с демократической партией и Фондом Ганса Зайделя. В 2017 году они провели эту кампанию в восьми городах Румынии. Проект включал в себя круглый стол с заинтересованными группами и интерактивную игру в одном из общественных пространств города.

Государственными учреждениями были организованы образовательные программы, включающие борьбу с коррупцией в школах, вузах и летних школах. В рамках национального агентства по неподкупности (НАН) в школах введена обязательная программа по судебному образованию, которая имеет антикоррупционную направленность.

Национальное агентство по неподкупности и Университет Бабеша-Бойяи (г. Клуж-Напока) запустили аспирантский курс по борьбе с коррупцией для государственных служащих. Курс «Государственная честность и антикоррупционная государственная политика» направлен на поддержку развития потенциала в области предотвращения административной коррупции. Он сосредоточен на подготовке кадров для предотвращения коррупционных проявлений в государственном управлении.

Румыния делает всё, чтобы достигнутый прогресс оставался необратимым, а темпы реформ — последовательными. Области политики, в которых коррупция по-прежнему широко распространена, нуждаются в постоянном укреплении, особенно те, которые определены в качестве приоритетов в национальной стратегии борьбы с коррупцией.

  1. Органы власти по противодействию коррупции

Румыния добилась значительного прогресса в создании институциональной и законодательной базы для борьбы с коррупцией. Противодействие коррупции в государственном управлении в Румынии включает в себя функционирование следующих органов по борьбе с коррупцией [1]:

– Национальный антикоррупционный директорат.

– Национальное агентство по неподкупности.

– Главное управление по борьбе с коррупцией.

Национальный антикоррупционный директорат(ДНК), созданный в 2002 году, занимается делами коррупции среднего и высокого уровня и является одним из самых надежных государственных учреждений в Румынии. В 2018 году 60 % румын заявили о своем доверии ДНК, по сравнению с 11 % граждан, доверяющих парламенту Румынии. Однако в 2019 году наблюдалось снижение общественного доверия к судебной системе Румынии. Это снижение связано с публичными заявлениями политиков в различных средствах массовой информации о предполагаемых ошибках, допущенных судьями и прокурорами.

В 2019 году в суды было направлено 403 дела о коррупции, в том числе 160 громких дел в отношении юридических лиц и более 1000 дел в отношении физических лиц. ДНК обвинила в коррупции следующих государственных лиц: одного председателя Палаты депутатов, двенадцать депутатов, шесть сенаторов, одного министра, одного президента Торгово-промышленной палаты Румынии, одного генерального секретаря Сената, двух статс-секретарей, действующего президента и вице-президента окружного Совета и одного вице-президента избирательного органа [4].

Национальное агентство по неподкупности (НАН) было создано в 2007 году. Административные проверки деклараций о доходах и расходах государственных служащих, проводимые НАН, привели к конфискации необоснованного обогащения и увольнению государственных должностных лиц на высоком уровне. Данные санкции привели к прозрачности активов государственных служащих, раскрытию информации о доходах и расходах и уменьшили стимулы для развития коррупции в Румынии. В 2019 году агентство НАН опубликовало почти 7 миллионов деклараций об активах граждан Румынии.

Главное управление по борьбе с коррупцией Министерства внутренних дел Румынии также добилось прогресса в осуществлении профилактических мероприятий, подготовке кадров и оценке рисков в подведомственных им учреждениях. Вместе с ДНК и НАН эти анти-трансплантационные институты являются международными образцами передовой практики в борьбе с коррупцией, которую другие страны активно изучают и тиражируют в своих странах.

Несмотря на успех судебного преследования по делам о борьбе с коррупцией, по-прежнему требуется дополнительная работа, особенно в области предупреждения коррупции, где прогресс был постепенным и определялся отдельными лицами, а не учреждениями. Аналогичным образом, хотя возвращение активов стало приоритетной задачей правительства, темпы восстановления борьбы с коррупцией в Румынии остаются низкими и составляют около 10 %. Коррупция широко распространена на всех уровнях румынского государственного сектора, и учреждения, проводящие профилактическую политику, являются скорее исключением, чем нормой.

  1. Предложения по борьбе с коррупцией
  1. Разработка национальной стратегии по повышению прозрачности деятельности государственных учреждений. Правительство должно работать над долгосрочной стратегией, которая может обеспечить преемственность инициатив по обеспечению прозрачности даже в результате правительственных изменений. Такая стратегия позволила бы уточнить рамки сотрудничества между различными учреждениями и ведомствами, занимающимися в настоящее время вопросами по борьбе с коррупцией в Румынии. Такая стратегия способна помочь сделать информацию общедоступной для всех граждан Румынии. Такая стратегия включает мероприятия по созданию более легкого и единообразного доступа к публичным данным в качестве инструмента для участия частного сектора в разработке инновационных цифровых продуктов по борьбе с коррупцией. Эта стратегия должна разрабатываться на основе глубокого понимания рамок институционального сотрудничества всех соответствующих заинтересованных сторон. Основные действия должны быть направлены на увеличение числа прозрачности взаимодействий между правительством и всеми участниками этой борьбы.
  2. Проведение социальных информационно-просветительских кампаний для населения. Румынским государственным институтам необходимо сделать больше для подчеркивания роли личности в борьбе с коррупцией. Пока есть спрос на взяточничество, будет и его предложение. Выводы из поведенческой экономики могут сыграть важную роль в борьбе с коррупцией, апеллируя к доказанному неприятию неравенства.

Коррупция особенно сказывается на малообеспеченных слоях населения, и необходимость платить взятки за здравоохранение и образование может действовать как несправедливый регрессивный налог, который непропорционально влияет на данные слои. Освещение последствий каждого коррупционного акта и изображение негативного образа тех, кто предлагает взятки, может стать отправной точкой в эффективных социальных кампаниях. Эти кампании должны быть эффективными в том смысле, что они показывают людям альтернативные варианты решения законодательных проблем вместо того, чтобы прибегать к взяткам.

Общественная поддержка в снижении уровня коррупции может быть обеспечена антикоррупционными кампаниями, которые ставят проблему в моральные рамки и демонстрируют влияние коррупции на человеческую жизнь. Ключевые идеи кампании должны быть направлены на то, чтобы представить коррупционное поведение как неприемлемое. Важнейшими факторами, которые приводят к успешным кампаниям в области образования, являются следующие: понимание целевой аудитории, формирование чувства общности, повышение чувства ответственности.

  1. Продолжение организации судебного образования и активной гражданской позиции в школах и вузах, пропагандируя способы сообщения о коррупции. Новая антикоррупционная стратегия включает мероприятия по пропаганде элементов верховенства права и борьбы с коррупцией в учебных программах. В последние три года Высшим советом магистратуры, Министерством юстиции, Министерством народного образования, прокуратурой при Высшем кассационном суде и юстиции, а также университетами осуществлялась аналогичная деятельность в школах и вузах, а также организациями, которые уже занимаются продвижением антикоррупционной политики.

Заключение

Коррупция представляет собой опасное явление, затрагивающее большинство областей социальной, политической, экономической, юридической и административной жизни Румынии. Оно превратилось в организованное специализированное явление, обретающее форму или организацию лиц, способных влиять на представителей государства от политических, юридических или административных структур. Борьба с коррупцией не сможет полностью устранить это явление, если не будут проработаны все антикоррупционные механизмы. Как только средняя продолжительность рассмотрения дела о коррупции существенно сократится, а информация о большем числе дел о коррупции дойдет до общественности, люди начнут осознавать опасность этого явления и станут более неохотно участвовать в коррупционных операциях.

Литература:

  1. Rijckeghem V. Bureaucratic corruption and the rate of temptation // Journal of Development Economics: Vol. 65. Issue 2. 2019, p. 308
  2. Индекс коррупция в Румынии. Официальный сайт биржевого портала о рынке Forex. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/corruption-index/romania/.
  3. Индекс восприятия коррупции в Румынии. Официальный сайт центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://transparency.org.ru/research /indeks-vospriyatiya-korruptsii/.
  4. Отчет GRECO о состоянии коррупции в Румынии. Официальный сайт телевизионного канала digi24. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/justitie/raportul-greco-romania-printre-tarile-care-au-regresat-in-lupta-anticoruptie-922975.
Основные термины (генерируются автоматически): Румыния, коррупция, борьба, индекс коррупции, национальное агентство, государственное управление, кампания, уровень коррупции, антикоррупционная стратегия, высокий уровень.


Ключевые слова

коррупция, уровень коррупции, коррупция в Румынии, индекс коррупции
Задать вопрос