Борьба с коррупцией в Румынии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.11.2020

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Филатов, В. Д. Борьба с коррупцией в Румынии / В. Д. Филатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 367-372. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75226/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена проблеме коррупции в Румынии, представлена динамика изменения коррупции за определенный период,проанализирована деятельность органов власти по ее противодействию и предложены рекомендации по борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция, коррупция в Румынии, индекс коррупции, уровень коррупции.

Определение коррупции определяет ряд факторов, игнорирование которых представляет собой большой социальный риск, поскольку коррупция как фактор социального разрушения является стимулом для умножения незаконного, преступного характера и источником социальных конфликтов, порожденных феноменом разочарования перед лицом коррупции. Это приводит к последствиям расширения коррупции через отклонение конкретных ценностей рыночной экономики.

Коррупция становится организованным и профессиональным явлением, которое проявляется в виде организаций, стремящихся коррумпировать лица, принимающих решения на самых высоких уровнях. Коррупция является неотъемлемой частью экономической преступности или бизнеса, но она относится конкретно к группе служебных преступлений и переплетается с организованной преступностью, что придает ей особенно опасный характер.

Стратегия национальной безопасности Румынии затрагивает проблему борьбы с коррупцией. В настоящее время для борьбы с коррупцией необходимо эффективное функционирование антикоррупционных органов внутри страны, сотрудничество и взаимодействие национальных и международных организаций по борьбе с коррупцией.

  1. Действующая коррупционная ситуация в Румынии

Международная организация «Трансперенси Интернешнл» (Transparency International) проводит ежегодное социологическое исследование с целью выяснения уровня восприятия коррупции, мнения граждан о том, какие государственные и общественные институты наиболее подвержены коррупции.

Фактически, глобальный барометр коррупции является инструментом проявления коррупции оценивающий степень, в которой ключевые институты и государственные службы воспринимаются как коррумпированные и идентифицируют мнение граждан об усилиях правительства по борьбе с коррупцией.

Данный инструмент предназначен для дополнения мнения экспертов о коррупции в государственном секторе, предоставляемых индексом восприятия коррупции, и информации о потоках на международном уровне, отраженной в индексе взяточничества плательщиков, барометр также предоставляет информацию о тенденциях коррупции в восприятии широкой общественности.

Согласно данным, представленным Transparency International, Румыния в настоящее время занимает 70-е место из 180 стран в мире по уровню коррупции и имеет 44 балла из 100. Показатель «0» — означает полностью коррумпированную страну, а показатель «100» — чистая страна от коррупции. Представим динамику коррупции за 1997–2020 гг. в Румынии (рис. 1) [3].

Динамика коррупции в Румынии за 1997–2019 гг.

Рис. 1. Динамика коррупции в Румынии за 1997–2019 гг.

Анализируя данные, индекс коррупции в Румынии в 2019 году понизился до 44 баллов. Максимальный уровень коррупции в стране достигал 48 баллов в 2018 году, а минимальный показатель — 26 баллов в 2002 году. Данные показатели также можно отобразить на графике в интервале за 1997–2019 гг., где явно прослеживается снижение коррупции в стране с 2002 года (рис. 2).

График коррупции в Румынии за 1997–2019 гг.

Рис. 2. График коррупции в Румынии за 1997–2019 гг.

На сегодняшний день, Румыния находится на решающем перекрестке в том, что касается устойчивых антикоррупционных реформ. За последние годы страна добилась значительного прогресса в борьбе с коррупцией и проведении судебных и законодательных реформ. В конце 2018 года Румыния получила высокую оценку ЕС за свой прогресс борьбе с коррупцией. Однако многие достижения в области борьбы с коррупцией кажутся хрупкими, и прогресс последних лет нельзя считать само собой разумеющимся.

Интересная динамика показателей коррупции в Румынии прослеживается в периоды правления президентов за 1996–2019 гг. [2]. За данный период существования страны сменилось четыре президента, и у каждого была своя программа по борьбе с коррупцией (рис.3).

Индекс коррупции в Румынии по президентам

Рис. 3. Индекс коррупции в Румынии по президентам

Лучших результатов в Румынии добились в период правления президента Клауса Вернера с 2014 по 2019 гг. Показатели были самыми высокими и достигали максимального значения в 2018 году и составляли 48 баллов, что говорит о уменьшении коррупции в стране. Но на сегодняшний день прослеживается снижение показателей коррупции и, как показывает статистика, с предыдущими президентами была такая же ситуация, к концу их срока уровень коррупции повышался. По действующему президенту Клаусе Йоханнисеситуация по коррупции еще не представлена, так как он вступил в должность в 2019 г.

В начале 2017 года при президенте Клаусе Вернере, сразу после вступления в должность нового правительства, Министерство юстиции Румынии предложило два чрезвычайных постановления, которые ослабили бы предпринятые до сих пор усилия по борьбе с коррупцией, в результате чего сотни тысяч румын вышли на улицы в знак протеста. Протесты вынудили правительство отказаться от своих предложений. Данная ситуация, соответственно, отобразилась на изменение динамики состояния коррупции в Румынии и показана на графике (рис. 4).

Индекс коррупции в Румынии при Президенте Клаусе Вернере

Рис. 4. Индекс коррупции в Румынии при Президенте Клаусе Вернере

В начале 2017 года на графике прослеживается падение показателей коррупции, и данная ситуация на сегодняшний день не может стабилизироваться. Данный год был тяжелым годом для борьбы с коррупцией. К такому заключению пришла организация Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO). В результате ее исследования, в области борьбы с коррупцией был зафиксирован регресс, причиной стали новые законодательные инициативы в некоторых европейских странах, которые отменили предыдущие реформы, направленные на предотвращение коррупции, а также уже принятые реформы, которые могли привести к нарушению стандартов Совета Европы в сфере борьбы с коррупцией [4].

Когда коррупция широко распространена, она может стать социальной нормой. В среднем население Румынии платит взятки, потому что от них этого ждут. Часть объяснения заключается в том, что взятка помогает им ускорить процесс решения дела. Это является сочетанием взяточничества за нужду и жадность и отражает взаимодействие граждан при оказании государственных услуг. В настоящее время только 57 % румын считают предложение взятки неприемлемым по сравнению со средним показателем по ЕС в 76 %.

В Румынии в новой антикоррупционной стратегии большое внимание уделяется информационным кампаниям, адресованным гражданам и органам государственного управления. Одной из общих целей стратегии в Румынии является повышение уровня знаний населения и понимания стандартов добросовестности сотрудниками и служащими государственного сектора. Стратегия включает мероприятия по электронному обучению и учебные программы для Центрального и местного государственного управления, а также обширные образовательные кампании, проводимые Министерством юстиции Румынии.

Для населения также проводятся просветительские кампании на местном уровне. Например, генеральный Департамент по борьбе с коррупцией в Румынии осуществляет образовательный проект, организованный в партнерстве с демократической партией и Фондом Ганса Зайделя. В 2017 году они провели эту кампанию в восьми городах Румынии. Проект включал в себя круглый стол с заинтересованными группами и интерактивную игру в одном из общественных пространств города.

Государственными учреждениями были организованы образовательные программы, включающие борьбу с коррупцией в школах, вузах и летних школах. В рамках национального агентства по неподкупности (НАН) в школах введена обязательная программа по судебному образованию, которая имеет антикоррупционную направленность.

Национальное агентство по неподкупности и Университет Бабеша-Бойяи (г. Клуж-Напока) запустили аспирантский курс по борьбе с коррупцией для государственных служащих. Курс «Государственная честность и антикоррупционная государственная политика» направлен на поддержку развития потенциала в области предотвращения административной коррупции. Он сосредоточен на подготовке кадров для предотвращения коррупционных проявлений в государственном управлении.

Румыния делает всё, чтобы достигнутый прогресс оставался необратимым, а темпы реформ — последовательными. Области политики, в которых коррупция по-прежнему широко распространена, нуждаются в постоянном укреплении, особенно те, которые определены в качестве приоритетов в национальной стратегии борьбы с коррупцией.

  1. Органы власти по противодействию коррупции

Румыния добилась значительного прогресса в создании институциональной и законодательной базы для борьбы с коррупцией. Противодействие коррупции в государственном управлении в Румынии включает в себя функционирование следующих органов по борьбе с коррупцией [1]:

– Национальный антикоррупционный директорат.

– Национальное агентство по неподкупности.

– Главное управление по борьбе с коррупцией.

Национальный антикоррупционный директорат(ДНК), созданный в 2002 году, занимается делами коррупции среднего и высокого уровня и является одним из самых надежных государственных учреждений в Румынии. В 2018 году 60 % румын заявили о своем доверии ДНК, по сравнению с 11 % граждан, доверяющих парламенту Румынии. Однако в 2019 году наблюдалось снижение общественного доверия к судебной системе Румынии. Это снижение связано с публичными заявлениями политиков в различных средствах массовой информации о предполагаемых ошибках, допущенных судьями и прокурорами.

В 2019 году в суды было направлено 403 дела о коррупции, в том числе 160 громких дел в отношении юридических лиц и более 1000 дел в отношении физических лиц. ДНК обвинила в коррупции следующих государственных лиц: одного председателя Палаты депутатов, двенадцать депутатов, шесть сенаторов, одного министра, одного президента Торгово-промышленной палаты Румынии, одного генерального секретаря Сената, двух статс-секретарей, действующего президента и вице-президента окружного Совета и одного вице-президента избирательного органа [4].

Национальное агентство по неподкупности (НАН) было создано в 2007 году. Административные проверки деклараций о доходах и расходах государственных служащих, проводимые НАН, привели к конфискации необоснованного обогащения и увольнению государственных должностных лиц на высоком уровне. Данные санкции привели к прозрачности активов государственных служащих, раскрытию информации о доходах и расходах и уменьшили стимулы для развития коррупции в Румынии. В 2019 году агентство НАН опубликовало почти 7 миллионов деклараций об активах граждан Румынии.

Главное управление по борьбе с коррупцией Министерства внутренних дел Румынии также добилось прогресса в осуществлении профилактических мероприятий, подготовке кадров и оценке рисков в подведомственных им учреждениях. Вместе с ДНК и НАН эти анти-трансплантационные институты являются международными образцами передовой практики в борьбе с коррупцией, которую другие страны активно изучают и тиражируют в своих странах.

Несмотря на успех судебного преследования по делам о борьбе с коррупцией, по-прежнему требуется дополнительная работа, особенно в области предупреждения коррупции, где прогресс был постепенным и определялся отдельными лицами, а не учреждениями. Аналогичным образом, хотя возвращение активов стало приоритетной задачей правительства, темпы восстановления борьбы с коррупцией в Румынии остаются низкими и составляют около 10 %. Коррупция широко распространена на всех уровнях румынского государственного сектора, и учреждения, проводящие профилактическую политику, являются скорее исключением, чем нормой.

  1. Предложения по борьбе с коррупцией
  1. Разработка национальной стратегии по повышению прозрачности деятельности государственных учреждений. Правительство должно работать над долгосрочной стратегией, которая может обеспечить преемственность инициатив по обеспечению прозрачности даже в результате правительственных изменений. Такая стратегия позволила бы уточнить рамки сотрудничества между различными учреждениями и ведомствами, занимающимися в настоящее время вопросами по борьбе с коррупцией в Румынии. Такая стратегия способна помочь сделать информацию общедоступной для всех граждан Румынии. Такая стратегия включает мероприятия по созданию более легкого и единообразного доступа к публичным данным в качестве инструмента для участия частного сектора в разработке инновационных цифровых продуктов по борьбе с коррупцией. Эта стратегия должна разрабатываться на основе глубокого понимания рамок институционального сотрудничества всех соответствующих заинтересованных сторон. Основные действия должны быть направлены на увеличение числа прозрачности взаимодействий между правительством и всеми участниками этой борьбы.
  2. Проведение социальных информационно-просветительских кампаний для населения. Румынским государственным институтам необходимо сделать больше для подчеркивания роли личности в борьбе с коррупцией. Пока есть спрос на взяточничество, будет и его предложение. Выводы из поведенческой экономики могут сыграть важную роль в борьбе с коррупцией, апеллируя к доказанному неприятию неравенства.

Коррупция особенно сказывается на малообеспеченных слоях населения, и необходимость платить взятки за здравоохранение и образование может действовать как несправедливый регрессивный налог, который непропорционально влияет на данные слои. Освещение последствий каждого коррупционного акта и изображение негативного образа тех, кто предлагает взятки, может стать отправной точкой в эффективных социальных кампаниях. Эти кампании должны быть эффективными в том смысле, что они показывают людям альтернативные варианты решения законодательных проблем вместо того, чтобы прибегать к взяткам.

Общественная поддержка в снижении уровня коррупции может быть обеспечена антикоррупционными кампаниями, которые ставят проблему в моральные рамки и демонстрируют влияние коррупции на человеческую жизнь. Ключевые идеи кампании должны быть направлены на то, чтобы представить коррупционное поведение как неприемлемое. Важнейшими факторами, которые приводят к успешным кампаниям в области образования, являются следующие: понимание целевой аудитории, формирование чувства общности, повышение чувства ответственности.

  1. Продолжение организации судебного образования и активной гражданской позиции в школах и вузах, пропагандируя способы сообщения о коррупции. Новая антикоррупционная стратегия включает мероприятия по пропаганде элементов верховенства права и борьбы с коррупцией в учебных программах. В последние три года Высшим советом магистратуры, Министерством юстиции, Министерством народного образования, прокуратурой при Высшем кассационном суде и юстиции, а также университетами осуществлялась аналогичная деятельность в школах и вузах, а также организациями, которые уже занимаются продвижением антикоррупционной политики.

Заключение

Коррупция представляет собой опасное явление, затрагивающее большинство областей социальной, политической, экономической, юридической и административной жизни Румынии. Оно превратилось в организованное специализированное явление, обретающее форму или организацию лиц, способных влиять на представителей государства от политических, юридических или административных структур. Борьба с коррупцией не сможет полностью устранить это явление, если не будут проработаны все антикоррупционные механизмы. Как только средняя продолжительность рассмотрения дела о коррупции существенно сократится, а информация о большем числе дел о коррупции дойдет до общественности, люди начнут осознавать опасность этого явления и станут более неохотно участвовать в коррупционных операциях.

Литература:

  1. Rijckeghem V. Bureaucratic corruption and the rate of temptation // Journal of Development Economics: Vol. 65. Issue 2. 2019, p. 308
  2. Индекс коррупция в Румынии. Официальный сайт биржевого портала о рынке Forex. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/corruption-index/romania/.
  3. Индекс восприятия коррупции в Румынии. Официальный сайт центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://transparency.org.ru/research /indeks-vospriyatiya-korruptsii/.
  4. Отчет GRECO о состоянии коррупции в Румынии. Официальный сайт телевизионного канала digi24. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/justitie/raportul-greco-romania-printre-tarile-care-au-regresat-in-lupta-anticoruptie-922975.
Основные термины (генерируются автоматически): Румыния, коррупция, борьба, индекс коррупции, национальное агентство, государственное управление, кампания, уровень коррупции, антикоррупционная стратегия, высокий уровень.


Ключевые слова

коррупция, уровень коррупции, коррупция в Румынии, индекс коррупции

Похожие статьи

Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах...

Противодействие коррупции в государственных... Работа посвящена изучению противодействия коррупции в

Антикоррупционная политика Республики Сингапур. Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Республике Сингапур.

Возможности использования зарубежного опыта борьбы...

Специфическую стратегию борьбы с коррупцией применяет Китай. Отличительной особенностью противодействия коррупции в Китае является обязанность граждан сообщать о всех ставших их известных случаях коррупции.

Антикоррупционная политика Республики Сингапур

Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Республике Сингапур. Автор описывает особенности антикоррупционной политики Республики Сингапур, которая заслуживает внимания российских специалистов.

Сущность коррупции и антикоррупционная политика

В связи с этим противодействие коррупции, и борьба с ней приобрели в России системный и наступательный характер. Особое значение имеет программное регулирование мер противодействия коррупции. Использование антикоррупционных программ на...

Мероприятия, направленные на минимизацию причин коррупции

Ключевые слова: антикоррупционные мероприятия, государственное управление, государственные

Борьба с коррупцией является осознанной необходимостью современного государства.

Предупреждение коррупции должно быть основано на трех базовых стратегиях

Международный опыт борьбы с коррупцией | Статья в журнале...

Проблема противодействия коррупции традиционно обозначается как приоритетная задача на высшем политическом уровне, что неоднократно. Все это актуализирует в общественном сознании — проблематику чистоты рядов в органах власти всех уровней, а в юридической...

Транснациональная коррупция: глобальная проблема...

Транснациональная коррупция все чаще признается значительной глобальной проблемой.

Транснациональная коррупция же определяется как разновидность коррупции, которая

Большинство конвенций антикоррупционной направленности ограничивают своё действие...

Антикоррупционный опыт Финляндии как ориентир для России

Высокий уровень коррупции в России препятствует эффективному функционированию механизма уголовно-правового регулирования, поэтому вопрос изучения мер по ее противодействию в зарубежных странах представляет особый интерес.

Феномен коррупции как фактор дестабилизации российского...

 В данной статье будет рассмотрен феномен коррупции, как фактор дестабилизации российского общества и национальной безопасности Российской

Коррупция — явление довольно сложное и неоднозначное. Вследствие этого, способы борьбы с ней идентичные.

Похожие статьи

Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах...

Противодействие коррупции в государственных... Работа посвящена изучению противодействия коррупции в

Антикоррупционная политика Республики Сингапур. Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Республике Сингапур.

Возможности использования зарубежного опыта борьбы...

Специфическую стратегию борьбы с коррупцией применяет Китай. Отличительной особенностью противодействия коррупции в Китае является обязанность граждан сообщать о всех ставших их известных случаях коррупции.

Антикоррупционная политика Республики Сингапур

Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Республике Сингапур. Автор описывает особенности антикоррупционной политики Республики Сингапур, которая заслуживает внимания российских специалистов.

Сущность коррупции и антикоррупционная политика

В связи с этим противодействие коррупции, и борьба с ней приобрели в России системный и наступательный характер. Особое значение имеет программное регулирование мер противодействия коррупции. Использование антикоррупционных программ на...

Мероприятия, направленные на минимизацию причин коррупции

Ключевые слова: антикоррупционные мероприятия, государственное управление, государственные

Борьба с коррупцией является осознанной необходимостью современного государства.

Предупреждение коррупции должно быть основано на трех базовых стратегиях

Международный опыт борьбы с коррупцией | Статья в журнале...

Проблема противодействия коррупции традиционно обозначается как приоритетная задача на высшем политическом уровне, что неоднократно. Все это актуализирует в общественном сознании — проблематику чистоты рядов в органах власти всех уровней, а в юридической...

Транснациональная коррупция: глобальная проблема...

Транснациональная коррупция все чаще признается значительной глобальной проблемой.

Транснациональная коррупция же определяется как разновидность коррупции, которая

Большинство конвенций антикоррупционной направленности ограничивают своё действие...

Антикоррупционный опыт Финляндии как ориентир для России

Высокий уровень коррупции в России препятствует эффективному функционированию механизма уголовно-правового регулирования, поэтому вопрос изучения мер по ее противодействию в зарубежных странах представляет особый интерес.

Феномен коррупции как фактор дестабилизации российского...

 В данной статье будет рассмотрен феномен коррупции, как фактор дестабилизации российского общества и национальной безопасности Российской

Коррупция — явление довольно сложное и неоднозначное. Вследствие этого, способы борьбы с ней идентичные.

Задать вопрос