Мероприятия, направленные на минимизацию причин коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Гаврилов, И. В. Мероприятия, направленные на минимизацию причин коррупции / И. В. Гаврилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 395-398. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80482/ (дата обращения: 23.01.2022).



В рамках статьи автор предлагает ряд мероприятий, направленных, если не на искоренение, то на минимизацию причин коррупции.

Вывод автора о том, что, только консолидировав усилия, можно разработать качественную программу по искоренению существующего механизма коррупции, не может не заслуживать внимания.

Ключевые слова: антикоррупционные мероприятия, государственное управление, государственные программы борьбы с коррупцией, коррупция, коррумпированность, профилактика.

Within the framework of the article, the author suggests a number of measures aimed, if not at eradicating, then at minimizing the causes of corruption. The author's conclusion that only by consolidating efforts, it is possible to develop a high-quality program to eliminate the existing mechanism of corruption, cannot but deserve attention.

Keywords: anti-corruption measures, public administration, state anti-corruption programs, corruption, corruption, prevention.

Борьба с коррупцией является осознанной необходимостью современного государства. О чем наглядно, с неизменным постоянством, свидетельствует диагностируемый негативный факт активного распространения преступлений коррупционной направленности. Разрушительное влияние коррупционной преступности на разные сферы жизнедеятельности общества осознается не только на уровне руководства отдельных государств и международным сообществом. Эта проблема активно обсуждается научной общественностью и простыми гражданами, что имеет принципиальное значение, так как, только консолидировав усилия, можно разработать качественную программу по искоренению существующего механизма коррупции.

Предупреждение коррупции должно быть основано на трех базовых стратегиях:

  1. профилактика коррумпированности государственного управления;
  2. борьба с коррупционными проявлениями в сфере государственного управления;
  3. ликвидация последствий коррупции.

Несмотря на интерес к теме, среди исследователей нет единства мнений, что следует понимать под профилактикой, вообще и коррумпированности, в целом. По мнению А. Г. Бачурина и А. И. Щеглов, «профилактика — это одна из важнейших мер, направленных на предотвращение правонарушений» [2, с. 3]. С таким выводом сложно спорить, однако, такое понимание профилактики очень узкое. М. В. Гончарова профилактическую работу определяет как деятельность, по установлению лиц, с негативным социальным поведением [3, с. 34].

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» под профилактикой предлагается понимать меры социального, правового, организационного, информационного и иного характера, в совокупности, направленные на выявление и нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений (преступлений), а также оказывающих воспитательное воздействие на лиц [1].

В целом, профилактику нужно определять как мероприятия предупредительного воздействия в совокупности, которые проводятся с целью предотвращения появления новых коррупционных форм. Предлагаем профилактику коррумпированности государственного управления определить следующим образом:

– проводится работа с отдельной личностью для того, чтобы сформировать у нее правопослушание;

– минимизируются криминогенные условия, связанные с совершением преступления, коррупционной направленности.

Задачи профилактики видятся в следующем:

– корректировать отрицательные формы поведения лица;

– не допустить совершения новых преступных деяний.

Профилактика коррумпированности государственного управления должна быть направлена на следующее:

  1. совершенствование законодательных положений о борьбе с коррупцией в системе государственного управления. Совершенствование антикоррупционных законодательных актов должно быть основано, в числе прочего, с учетом отечественного и лучшего зарубежного опыта. В реалиях действительности «коррупция не просто передается как знания, она трансформируется, приспосабливаясь к «существованию» в новых условиях, заложенных в укладе самого общества. Для этого негативного феномена нет ни границ, ни территорий» [4, с. 87]. Для отечественного государственного управления интерес может представлять антикоррупционная политика многих зарубежных стран. Например, для того, чтобы предотвращать взяточничество, в ряде зарубежных стран, применительно к отдельным государственным структурам, принимается комплексный документ (антикоррупционная политика), в который включены общие положения, особенности предотвращения взяточничества в организации, стандарты поведения сотрудников, антикоррупционные процедуры при приеме на работу, обучение и сертификация персонала, процедура для сообщений и др.

В большинстве стран БРИКС для борьбы с коррупцией в сфере государственного управления формируется антикоррупционный комплаенс-контроль:

– создаются отдельные структурные подразделения, которые должны отвечать за предотвращение коррупции;

– принимаются документы, декларирующие неприятие коррупции;

– антикоррупционные положения включены во многие внутренние документы организаций.

В Узбекистане создано и функционирует Агентство по противодействию коррупции, которое подчиняется президенту и отчитываться перед парламентом. В функциональные обязанности Антикоррупционного органа входит разработка и реализация госполитики в области предупреждения и борьбы с коррупцией [5].

Важно отметить, что создавать антикоррупционные законодательные акты должны специалисты, знающие все о проблемах коррупции и о путях их преодоления. Все законодательные проекты следует согласовывать с компетентными органами государства. Только имея действующие, «работающие» законы можно эффективно бороться с данным негативным явлением.

  1. Антикоррупционное законодательство должно эффективно реализовываться. Не следует забывать, что каким бы совершенным ни было законодательство, оно будет малоэффективным, если не будет мотивационного начала. Общество и государство должно быть заинтересовано в реализации такого законодательства, минимизации коррупционных проявлений.

Одной из проблем, затрудняющих борьбу с коррупцией, можно считать низкую квалификацию многих специалистов, не позволяющую им должным образом использовать законодательство в борьбе с коррупцией. Для решения этой проблемы нужно внедрять в деятельность организаций дополнительные обучающие курсы, тренинги, «круглые столы», которые должны проводиться не только для повышения знаний об антикоррупционном законодательстве, но и с целью повышения квалификации сотрудников в данной области. Примером может стать систематически проводимые в разных регионах программы повышения квалификации для государственных гражданских служащих. Для совершенствования управленческих компетенций слушатели повышают свою квалификацию по правовым основам противодействия коррупции, основным направлениям совершенствования нормативной правовой базы преодоления и предупреждения коррупции и др.

  1. Должна быть сформирована политическая воля по борьбе с коррупционными проявлениями. В настоящее время в УК РФ есть положение, предусматривающее наказание за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). Считаем, что для криминализации незаконных подношений, только введения в УК РФ ст. 291.2 мало, если не для ликвидации, то хотя бы для снижения уровня коррупции необходимо повышать правосознание российский граждан, многие из которых должны понять, что подношение подарков врачу, учителю, не является обязанностью или данью традиции. Население должно осознавать разрушительные масштабы коррупции и ущерб, наносимый ею обществу. Эта информация должна преподноситься гражданам в доступной форме, например, через социальные рекламы, транслируемые через средства массовой информации.
  2. Вырабатываемые комплексные государственные программы борьбы с коррупцией должны содержать не декларативные положения, а конкретную систему действенных мер. Не является секретом тот факт, что многие принимаемые антикоррупционные меры носят показательный характер и как результат, являются не эффективными. Зачастую эти меры ограничиваются «мелкими» служащими, не распространяя свое действие на должностных лиц.
  3. Доступ в судебные инстанции для удовлетворения жалоб должен быть упрощен, обеспечивая объективное судебное разбирательство и защиту гражданских прав и интересов. Нельзя допускать, чтобы судебные разбирательства затягивались на годы.
  4. Должен быть установлен жесткий контроль над исполнением всех антикоррупционных мероприятий.

В настоящее время на территории Российской Федерации реализуется законодательный пакет, предусматривающий предоставление доступа ко всей информации о недвижимости. Включены в этот пакет и нормы, обязывающие служащих декларировать свои доходы. В числе недостатков этой системы укажем на многочисленное число неверных деклараций. Не исключены ситуации, когда политики, в том числе и государственные служащие не указывают достоверную информацию о доходах и имуществе. Данный факт связан с тем, что сегодня нет службы контроля за этими данными. Более того, продолжают приниматься законы, позволяющие чиновникам скрывать данные о своих оффшорах, недвижимости и имеющихся у них компаниях.

Кроме представленных мероприятий, профилактика коррумпированности государственного управления, а также ликвидация последствий коррупции должна включать:

– разработку действенных мер, направленных на профилактику коррупции применительно к конкретной сфере государственного управления;

– назначение такого уровня заработной платы служащим государственного управления, при котором служащим будет экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы;

– установление процедур защиты лиц, которые могут пожаловаться на действия руководителей, при обвинении последних в коррупционных проявлениях;

– развитие сотрудничества с зарубежными государствами по противодействию коррупции, в том числе и в сфере государственного управления.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.06.2016, № 26 (Часть I). Ст. 3851.
  2. Бачурин А. Г. Порядок постановки и снятия с профилактического учета ОВД отдельных категорий граждан, проведение сотрудниками полиции профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений: учебно-методическое пособие / А. Г. Бачурин, А. И. Щеглов. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. 77 с.
  3. Гончарова М. В. Основные проблемы деятельности органов внутренних дел по индивидуальной профилактике преступлений /М. В. Гончарова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. № 5–1. С. 34–38.
  4. Егоров В. А. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности /В. А. Егоров, И. Н. Макаров, М. В. Сигова, //Успехи современной науки, 2016, Т.1, № 5. С. 87–92.
  5. Создано Агентство по противодействию коррупции [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2020/06/29/anticorruption/#! (дата обращения: 06.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, профилактика коррумпированности, борьба, коррупция, УК РФ, антикоррупционная политика, антикоррупционное законодательство, качественная программа, коррупционная направленность, Российская Федерация.


Ключевые слова

профилактика, коррупция, государственное управление, антикоррупционные мероприятия, государственные программы борьбы с коррупцией, коррумпированность
Задать вопрос