Оценка эффективности дистанционной просветительской работы Воронежской государственной филармонии в период первой волны пандемии COVID-19: традиционная и новая аудитория | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Шевнева, А. О. Оценка эффективности дистанционной просветительской работы Воронежской государственной филармонии в период первой волны пандемии COVID-19: традиционная и новая аудитория / А. О. Шевнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 477-480. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75212/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье рассматривается проблема просветительской работы филармонии в условиях карантина в период пандемии COVID-19 с точки зрения эффективности данной деятельности.

Ключевые слова: Воронежская государственная филармония, музыкальная деятельность, просветительская работа, классическая музыка, популяризация классической музыки.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях пандемии COVID-19 музыкальная просветительская деятельность для популяризации классической музыки перемещается в плоскость цифровых технологий, в том числе — медиаресурсов. Просветительская работа филармоний во всем мире в период первой волны пандемии фактически перешла в цифровой дистанционный формат. При этом большинство зарубежных филармоний продолжали активную работу, предлагая своим слушателям «электронный абонемент», формат концертов в записи, а также дистанционные просветительские лекции, мастер-класс и вебинары. В частности, Лондонский филармонический оркестр в период первой волны пандемии провел 32 дистанционных мероприятия в цифровом формате [5, с.4]. Токийская филармония предложила своим слушателям 3D концерт с эффектом «присутствия в зале» и возможностью онлайн-чата для обмена впечатлениями между слушателями [5, с.6].

В России филармоническая деятельность в период первой волны пандемии также развивалась в цифровом формате, причем эффект от такого вида работы необходимо оценить с точки зрения масштабов привлечения новой целевой аудитории: молодежи, которая в большей степени ориентирована на цифровой формат прослушивания музыки, а также участия в ее обсуждении. Более того, цифровой формат дистанционной просветительской работы позволяет любой филармонии выйти за конкретные географические рамки и привлечь новую, в том числе иностранную, целевую аудиторию к обсуждению русского музыкального классического наследия.

С точки зрения общих вопросов дистанционной просветительской работы в музыкальной сфере, историография проблемы достаточно обширна и включает ряд работ как отечественных, так и зарубежных авторов. В частности, вопросам музыкальной просветительской работы в дистанционном формате посвящены статьи таких авторов, как Е. Б. Костюк [1], Н. Л. Савельева [3], И. Г. Лаптев [2]. Вопросы, связанные с общей проблематикой музыкального просвещения, также достаточно подробно рассмотрены в работах таких авторов, как Дж. Хесс [4], Л. Торторн [5], Н. Трэвис и И. Вайт-Свотч [6]. Тем не менее, до сих пор не проводилось эмпирического исследования, позволяющего оценить эффективность просветительской филармонической деятельности в дистанционных условиях.

Методы и материалы

Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, дедукция, индукция); а также специальные методы: контент-анализ научной литературы, метод социологического опроса, метод анализа статистических данных. Обработка полученных результатов опроса производилась с помощью программы Neural Designer, включающей инструменты для расширенной, описательной, диагностической, предсказательной и предписывающей аналитики.

Материалами исследования послужили результаты социологического опроса с помощью площадки онлайн-опросов социальной сети ВКонтакте, в группе подписчиков Воронежской государственной филармонии, а также в социальной сети Twitter среди более широкой (в том числе — англоязычной) аудитории.

В качестве основы для онлайн-опроса использовалась анкета с 10 вопросами (для сети Twitter анкета была представлена в переводе на английский язык)по проекту Воронежской государственной филармонии «Филармония дома», запущенному 15 апреля, включавшему четыре блока просветительских мероприятий: «домашние концерты», «история в лицах», «музы не молчали» и «филармония детям».

Генеральная выборка респондентов составила 200 человек: 100 человек в сети ВКонтакте и 100 человек в сети Twitter. Участники опроса оценивали качество каждого онлайн-мероприятия по 10 бальной шкале, на основе которых был выведен средний балл по каждому мероприятию: 1–3 балла -низкий уровень, 4–6 средний уровень, 7–20 — высокий уровень (чем выше балл, тем выше уровень эффективности просветительского эффекта мероприятия). Сбор данных для эмпирического исследования проводился в период первой волны пандемии COVID-19: с 16 по 30 апреля 2020 года.

Критерии эффективности каждого мероприятия в рамках проекта «Филармония дома» были выбраны с точки зрения просветительской деятельности: 1) доступность 2) эстетические свойства 3) информативность.

По всем трем критериям был выведен средний балл по каждой анкете онлайн-опроса. Результаты проведенного опроса в группе подписчиков в ВКонтакте представлены на рисунке 1.

Оценка онлайн-просветительских мероприятий Воронежской государственной филармонии подписчиками в группе ВКонтакте

Рис. 1. Оценка онлайн-просветительских мероприятий Воронежской государственной филармонии подписчиками в группе ВКонтакте

Как видно по данным, представленным на рисунке 1, большинство респондентов оценили уровень просветительской деятельности Воронежской государственной филармонии в условиях карантина в период первой волны пандемии COVID-19 на средний балл «6». При этом, комментариях слушателей-респондентов особенно были отмечены мероприятия «История в лицах» и «Филармония детям», что свидетельствует о позитивном просветительском воздействии работы филармонии в данной целевой аудитории, однако сама средняя оценка работы говорит о недостаточной удовлетворенности слушателей эстетическими и информативными критериями представленных мероприятий.

Вероятно, этот факт связан с тем, что для слушателей Воронежской филармонии, чей средний возраст составляет 35–40 лет, и данная целевая аудитория привыкла к «живому» исполнению музыки в зале филармонии, то есть не смогла адаптироваться к цифровому формату мероприятий. Тем не менее, следует отметить, что ни по одному из выделенных нами критериев респонденты данной группы (подписчики ВКонтакте) не проставили низкий балл.

Более позитивную оценку мероприятия Воронежской филармонии в онлайн-формате получили в сети Twitter среди случайной выборки, то есть новой целевой аудитории. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Оценка онлайн-просветительских мероприятий Воронежской государственной филармонии респондентами случайной выборки в сети Twitter

Рис. 2. Оценка онлайн-просветительских мероприятий Воронежской государственной филармонии респондентами случайной выборки в сети Twitter

Как видно по данным, представленным на рисунке 2, новая аудитория, получившая возможность ознакомиться с просветительской деятельностью Воронежской филармонии, очень высоко оценила все проекты по трем ключевым критериям: средний балл «10». При этом, необходимо отметить, что 67 % данной аудитории — иностранцы, проживающие вне переделов Российской Федерации, что позволяет сделать вывод: более привычные к цифровому формату иностранцы были очень довольны знакомством с русским классическим музыкальным наследием в рамках онлайн-проектов Воронежской филармонии.

Выводы.

На основании результатов проведенного эмпирического исследования, можно говорить о том, что, с одной стороны, дистанционный формат просветительской работы филармонии является непривычным для постоянных слушателей по абонементу. С другой стороны, онлайн-формат мероприятий позволяет существенно расширить целевую аудиторию филармонии, выйти за рамки традиционных форм и методов просвещения, а также получить доступ к зарубежной аудитории. Все приведенные выше данные, полученные в ходе опросов в сетях ВКонтакте и Twitter, подтверждают вышеизложенные тезисы. Тем не менее, следует признать, что результаты проведенного исследования не претендуют на статус абсолютной истины, поскольку требуется дальнейший мониторинг оценки слушателями дистанционной просветительской работы Воронежской государственной филармонии.

Литература:

  1. Костюк, Е. Б. Особенности музыкального просвещения в контексте современной культуры России / Е. Б. Костюк // European Journal of Arts. — 2017. — № 2. — С. 58–61.
  2. Лаптев, И. Г. К вопросу об активизации музыкально-эстетического просвещения младших школьников / И. Г. Лаптев // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 18. — С. 1–4.
  3. Савельева, Н. Л. Концертно-филармоническая деятельность в контексте музыкального просвещения России / Н. Л. Савельева // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 34. — С. 1–6.
  4. Hess, J. Music Education for Social Change: Constructing an Activist Music Education / J. Hess. — 2020. — Routledge. — 254 p.
  5. Thornton, L. Music Education at a Distance / L. Thornton // Journal of Music Teacher Education. — 2020. — Vol. 29(3). — P. 3–6.
  6. Travis, N., White-Schwoch, I. The Argument for Music Education / N. Travis, I. White-Schwoch // American Scientist. — 2020. — Vol. 108(4). — P. 210–224.
Основные термины (генерируются автоматически): Воронежская государственная филармония, волна пандемии, целевая аудитория, Воронежская филармония, цифровой формат, дистанционная просветительская работа, мероприятие, просветительская деятельность, дистанционный формат, случайная выборка.


Ключевые слова

музыкальная деятельность, просветительская работа, Воронежская государственная филармония, классическая музыка, популяризация классической музыки
Задать вопрос