Перспективы становления спортивного права как отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.11.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Маркова, Ю. Д. Перспективы становления спортивного права как отрасли / Ю. Д. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75191/ (дата обращения: 26.02.2021).



Настоящее исследование представляет собой анализ теоретических аспектов спортивного права как отрасли, его роли и месту в современном законодательстве. Автор рассматривает различные подходы к выделению спортивного права в отдельную отрасль, влияние таких научных мнений на защиту прав спортсменов, систематизацию законодательства и юридическую практику.

Ключевые слова: спорт, отрасль права, административное право, комплексная отрасль права, спортивное право, спортивное законодательство.

В настоящий момент во всём мире возрастает роль законодательства, регулирующего область спорта и физической культуры. Наряду с этим исследователей всё больше интересуют вопросы теоретического характера и в первую очередь — рассмотрение спортивного права в качестве комплексной отрасли. Является ли оно самостоятельной отраслью, и оказывает ли это существенное влияние на регулирование спорта в России?

Как известно, отрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой документ. В области спорта таким является Федеральный Закон от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1]. Основными характеристиками отрасли являются предмет и метод правового регулирования, причём предмет– те общественные отношения, на которые направлено регулирование отрасли, а метод согласно О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородскому — специфический способ, при помощи которого государство обеспечивает нужное ему поведение субъектов правоотношений [2, с. 103]. Очевидно, что если возникает перспектива образования новой отрасли, то сутью научной дискуссии будет обособление этого предмета от иных правоотношений и выяснение особенностей метода правового регулирования.

Общепринято подразделять отрасли на такие звенья как 1) профилирующие, базовые; 2) специальные; 3) комплексные. Согласно С. С. Алексееву базовыми отраслями являются конституционное, гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им отрасли процессуального права, к специальным отраслям относят трудовое, земельное и т. д.; среди комплексных отраслей, т. е. среди тех, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей выделяют медицинское, информационное, банковское, коммерческое и некоторые другие отрасли [3, с. 128]. Особенностью комплексных норм можно назвать отсутствие единого метода и механизма правового регулирования.

На мой взгляд спортивное право является комплексной отраслью права. Данную точку зрения разделял и В. В. Сараев [4, с. 47–49], и Д. И. Рогачев [5, с. 5]. Для выделения любой отрасли необходимо, как уже было отмечено, определить совокупность общественных отношений, которые будут составлять её предмет. С точки зрения спортивного права предметом будет являться комплекс общественных отношений, возникающих в сфере спорта — уголовных в сфере применения допинга, международных, трудовых — в сфере правового положения спортсмена, административных, финансовых и процессуальных в сфере урегулирования споров. Следовательно, нормы, составляющие спортивное право, принадлежат к различным отраслям права и, наряду с этим, определяются в новую правовую общность, которая приобретает внутреннюю взаимосвязь и системность, начинает функционировать с позиций понятий и категорий новой отрасли права. Логично, что и метод правового регулирования в данном случае также будет носить комплексный характер, т. е. будет сочетать одновременно приемы и способы как императивного, так и диспозитивного характера, соединение частно-правовых и публичных начал. В частности, это проявляется в сочетании государственного координирования спортивных правоотношений с их саморегулированием субъектами физической культуры и спорта. Данный принцип закреплен в п. 3 ст. 3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6, с. 55].

Так, российский законодатель использует императивный метод регулирования спортивных отношений в тех случаях, когда закрепляет обязанности участников спортивных правоотношений (ч.3 ст.19.3, ч.2 ст. 24 Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации), вводит те или иные запреты (ст. 18, ч.2 ст. 26.2 вышеуказанного Федерального закона и другие). Диспозитивный метод имеет место быть в случаях, когда для достижения целей совершенствования и развития спорта в РФ требуется определенная свобода её субъектов (ч.3 ст.8, ст. 9.1 и другие Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации). Однако данные методы могут применяться и в неразрывном единстве, образуя императивно-диспозитивный метод. Например, в ч.2 ст.10 упомянутого Федерального Закона, где указывается, что «физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта». В такой формулировке данная норма одновременно предоставляет и возможность и указывает на обязанность. Таким образом, спортивное право можно выделить в комплексную отрасль права по такому признаку, как правоотношения в сфере спорта и физической культуры.

Я не соглашусь с авторами, которые рассматривают спортивное право лишь в качестве подотрасли. Степень развития и многообразие отношений в сфере спорта, а также их уровень правовой обеспеченности не позволяют выделить для такой подотрасли «основную» отрасль. На мой взгляд неверным считается и отождествление спортивного права как института административного права [7, с. 46–54]. Прежде всего это связано с наличием ядра спортивного права, а именно lex sportiva. Данная система имеет солидную историю и в отличие от спортивного права представляет собой комплекс иного (помимо правового) нормативного регулирования (например, саморегулирование отношений в области спорта субъектами права). То есть в отличие от советского регулирования сферы спорта, которое отличалось значительной степенью государственного вмешательства, в современных реалиях очевидно усиление частноправовых начал. Наконец, бесспорным аргументом с моей точки зрения является обращение к предмету спортивного права, который не позволяет отнести данную комплексную отрасль преимущественно к составу других.

Отсутствие единого мнения о становлении спортивного права как полноценной комплексной отрасли негативно влияет на систематизацию соответствующего законодательства, на юридическую практику и, в первую очередь, на спорт. Не секрет, что среди современных проблем данной отрасли можно перечислить проблемы государственной защиты прав спортсменов; проблемы трудовых, финансовых, гражданских правоотношений в сфере спортивной деятельности; особенности содержания правового статуса субъектов в области физической культуры и спорта, проблемы систематизации и кодификации существующей нормативно-правовой базы и другие. Признание же спортивного права в качестве комплексной отрасли позволит ускорить процесс модернизации законодательства и развития спортивного права в целом.

Таким образом, становление спортивного права как комплексной отрасли позволит его рассматривать не только с точки зрения теоретических начал, но и со стороны решения многих практических законодательных проблем в современном спорте Российской Федерации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. От 31.12.2014, с изм. И доп., вступ. В силу с 11.01.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007.
  2. Алексеев С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт»/ под ред. П. В. Крашенниникова.- М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012 -С. 128
  3. Бахрах Д. Н. Административно-правовые основы управления физической культурой // Физическая культура, спорт, туризм: правовое регулирование. Свердловск, 1985. С. 46–54
  4. Рогачев Д. И. О Новом Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Спортивное право: перпективы развития. II Международная научно-практическая конференция, Москва, 2008 год. Часть I: Материалы конференции, М., 2009, С. 5
  5. Сараев В. В. Спортивное право как комплексная отрасль права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2005. № 2. С. 47–49
  6. Сердюков А. В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 2010. С.- 55
  7. Шаргородский Н. Д., Иоффе О. С. О системе советского права // Советское государство и право. 1957. № 6. С. 103
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, комплексная отрасль, отрасль, Российская Федерация, правовое регулирование, область спорта, спорт, сфера спорта, мой взгляд, юридическая практика.


Задать вопрос