В статье анализируются запреты, обязательства и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службой в Российской Федерации, а также их классификация. Рассматривается понятие конфликта интересов и личной заинтересованности.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, запреты, ограничения, обязанности, конфликт интересов, личная заинтересованность.
Согласно определению, данным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. [1].
Деятельность государственных регистраторов сопряжена с особой ответственностью перед государством, обществом и личностью. Для определения чётких границ возможного поведения государственного гражданского служащего законодатель установил обязательства, ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы.
Таким образом, ограничения и запреты, имеющие важное значение для предупреждения должностных преступлений в профессиональной деятельности, являются одним из элементов статуса государственного гражданского служащего.
При приёме на службу с государственным регистратором прав заключается срочный служебный контракт в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о службе) [2].
Главная цель ограничений и запретов — обеспечить эффективную служебную деятельность, создать условия для независимого принятия решения, убрать стремление к удовлетворению своих потребностей за счет служебного положения, а для этого необходимо создавать правовые преграды и препятствия для устранения возможных злоупотреблений полномочиями, которые возложены на государственного гражданского служащего.
Стоит отдельно отметить, что запреты и ограничения действуют в течении всего времени (в установленных случаях и после увольнения) прохождения государственной гражданской службы и влекут за собой последствия. Таким образом запреты и ограничения по времени их действия можно разделить на три группы: краткосрочные, срочные и бессрочные. Так к краткосрочным можно отнести запреты, которые связаны с уволившимися с государственной службы, но действия которых распространяется на непродолжительный период времени. В качестве примера можно привести часть 3.1 статьи 17 Закона о службе, согласно которой гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. [2]
К срочным можно отнести запреты, распространяющиеся на момент прохождения государственной гражданской службы, например, запрет использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. И к бессрочным можно отнести запрет разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. [2], то есть запреты, действия которых по времени не ограничены и распространяются как на действующих служащих, так и на уволившихся.
Если делить запреты и ограничения по критерию субъекта, то тут можно выделить две группы: прямые и косвенные. К прямым можно отнести запрет получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждений от физических или юридических лиц. Действующим законодательством запрещено получения подарков государственными гражданскими служащими за исключением получения подарков в связи с протокольными, официальными мероприятиями или служебными командировками, случаи получения которых подлежат обязательному уведомлению — то есть запрет, который распространяется только на самого служащего. Запреты, распространяющиеся не только на самого служащего, но и на его родственников (супруг (супруга) и несовершеннолетие дети) — косвенные (например, в силу части 1.1 статьи 17 Закона о службе гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Из вышеуказанного критерия появляется еще одна классификация — по характеру права, которое ограничивается: личное — запрет допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (пункт 15 части 1 статья 17 Закона о службе); политическое — запрет создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур (пункт 14 части 1 статья 17 Закона о службе) и экономическое — запрет приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (пункт 4 части 1 статья 17 Закона о службе).
По степени распространения запреты и ограничения можно разделить на общие и особенные. Общие распространяются на всех государственных служащих. Например, государственному служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией. К исключениям можно отнести: участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя. [2]
К особенным можно отнести запреты и ограничения, установленные для определённой категории гражданских служащих.
И четвертый критерий оценки — распространение: уникальные и обычные. Так, например, если речь идет о запретах, которые свойственны только государственным служащим, то такие запреты являются уникальными. И наоборот, если речь идет о запретах, установленных не только для служащих, но и для иных лиц, то их можно отнести к обычным.
Обязанности, ограничения и запреты — это особенности государственной службы, которые носят обязательный и безусловный характер. Основная цель вышеуказанных запретов — противодействие коррупции, поэтому в данной статье необходимо выделить основные обязанности государственных гражданских служащих.
Одна из основных обязанностей — это обязанность представлять в порядке, установленным законодательством Российской Федерации сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения представляются в соответствии с требованиями статей 8 и 8.1 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее-Закон о противодействии коррупции) [3] и статей 20, 20.1 Закона о службе. Также законодателем определён перечень должностных лиц и порядок предоставления таких сведений. Особенности заполнения вышеуказанных сведений определены методическими рекомендациями [4].
Хочется обратить отдельное внимание на обязанность сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов и принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Понятие конфликт интересов содержится в статье 10 Закон о противодействии коррупции. Именно эта обязанность наиболее часто подвержена нарушениям ввиду многогранности ситуаций, что приводит к нарушению механизма деятельности государственных органов. К сожалению, эта проблема остается по-прежнему острой и актуальной. В законодательстве о государственной службе присутствует понятие «личная заинтересованность», то есть получение материальной выгоды. Однако, стоит отметить, что личная заинтересованность не всегда несет материальный характер, но и зачастую — не имущественный, как один из примеров — продвижение по карьерной лестнице.
В заключении можно сделать вывод о том, что обязанности, ограничения и запреты, устанавливаемые при прохождении государственной гражданской службы являются одним из основных методов профилактики предотвращения коррупции и конфликта интересов.
Так Федеральной службой государственной регистрацией, кадастра и картографии по Калининградской области установлен особый порядок рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учета и государственной регистрации прав, которые могут повлечь возможное возникновение конфликта интересов. Установлены дополнительные меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Литература:
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ.
- Письмо Минтруда России от 27 декабря 2019 г. № 18–2/10/В-11200. Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год).