Проведение уроков в инклюзивных группах среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.11.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сокольникова, Н. Е. Проведение уроков в инклюзивных группах среднего профессионального образования / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75095/ (дата обращения: 25.01.2022).



В статье представлен опыт ГАПОУ КО «Калужского сервиса и дизайна» в реализации инклюзивного профессионального образования. Выделены проблемы, возникающие при организации инклюзивного обучения и методы их решения.

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

В Калужской области на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Калужской области «Калужский колледж сервиса и дизайна» создана базовая профессиональная образовательная организация (далее БПОО), обеспечивающая поддержку инклюзивного образования на территории Калужской области.

В нашем колледже обучаются по специальностям и профессиям среднего профессионального образования инвалиды различных нозологий: опорно-двигательный аппарат, слабослышащие, слабовидящие, общие заболевания.

Практика показывает, что обучение в каждой инклюзивной группе проходит по-разному. Это зависит от нозологии присутствующих в группе студентов с инвалидностью, общей атмосферой группы и ряда других причин.

Особенный упор нужно делать на практических занятиях.

Мы хотим рассказать о проведения учебного занятия в группе специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)». ФГОС предусматривает большое количество практических работ, которые должны выполняться в специализированном программном обеспечении, графических редакторах. Эта работа требует кропотливости, сосредоточенности и, естественно, фантазии.

Мы уже не раз говорили о том, что студенты с инвалидностью, трудно приспосабливаются к быстрому темпу обучения. Им требуется больше времени на осмысление, на запись и выполнение. Но образовательный процесс не может быть приостановлен. Поэтому, мы стараемся дать таким студентом дополнительное время на осмысление заранее. Для этого мы используем сайт для дистанционного обучения http://kksddist.beget.tech/. (рис.1)

Практические работы

Рис. 1. Практические работы

Преподаватель заранее выкладывает методические материалы по предстоящим работам, примеры решений. Студенты могут заранее ознакомится, при необходимости скачать материалы себе, распечатать.

На практическое занятие студент приходит уже подготовленный. В случае с «Дизайном», студент имеет представление о предстоящей практической работе и соответственно есть творческие наброски предстоящей работы. Это значительно сокращает процесс подготовки.

Для категории слабослышащих студентов, мы предусмотрели размещение лекций на сайте. Теперь студент может распечатать для себя лекцию и в процессе занятий вносить правки, пояснения и выделять главное. Таких студентов необходимо контролировать особенно. Иногда возникают проблемы с имитацией образовательной деятельности, прикрываясь распечатанными конспектами. Необходимо отслеживать работу студента с текстом, проверяя его контрольными вопросами или индивидуальными занятиями.

В процессе выполнения работы преподаватель максимально старается визуализировать сложные моменты. Здесь хорошо работает представление материалов на интерактивной доске, опорные конспекты.

Очень важно, на сложные моменты в работе дать визуальную помощь. Например, работа по созданию в векторном графическом редакторе, сопровождается рядом моментов, на которые необходимо обратить внимание. Помимо выложенных методических рекомендаций, и устных объяснений преподавателя, выводятся на экран доски пошаговые моменты. Это позволяет студенту, не отвлекая других, в процессе работы, вспомнить отдельные решения, проконтролировать себя в выполнении последовательности этапов, почувствовать свою самостоятельность и уверенность. (рис.2)

Методические материалы

Рис. 2. Методические материалы

Средства визуализации необходимы для студентов всех нозологий, кроме слабовидящих. Студенты с нарушением зрения используют практически те же материалы, но с применением специальных средств, таких как оптические увеличители. Или прослушивают при помощи специальных устройств, считывающих документы в формате pdf.

При работе со слабослышащими, желательно наличие сурдопереводчика, но пока в штате нет такого сотрудника. Хотя, с другой стороны, именно это стимулирует обучающихся учиться свободно общаться и надеяться на собственные силы в любой ситуации.

Для лучшего восприятия материала лекций и семинаров, проводится дополнительная акустическая оценка классов с целью улучшения акустических возможностей.

Следует также принять во внимание, что наилучший визуальный контакт с преподавателем или переводчиком жестового языка осуществляется при размещении студентов в лекционных аудиториях на первых рядах левого или правого края, а не по центру.

В целом, каждый из наших студентов может воспользоваться материалами сайта, согласно данным ему доступам к курсу. Доступ на сайт дается преподавателем, который одновременно является и администратором. (рис.3)

Просмотр активности студента

Рис. 3. Просмотр активности студента

И в свою очередь, преподаватель может просмотреть активность обучения, через статистику сайта.

И вариант «я учил» здесь не пройдет. В отчете по каждому студенту видно какой модуль просматривался студентом и сколько времени это занимало.

В условиях дистанционного обучения к сайту подключаются онлайн приложения «zoom», «discord», социальные сети. Иногда студенты сами предлагают удобные для них варианты. Главное — желание учиться.

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». –
  2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
  3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  4. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/
Основные термины (генерируются автоматически): студент, Калужская область, дистанционное обучение, инклюзивное образование, преподаватель, работа.


Задать вопрос