Дознаватели Федерального государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) находятся на государственной службе и осуществляют деятельность по расследованию преступлений, связанных с пожарами, определению виновных в совершении преступлений лиц и привлечению их к ответственности, согласно установленной совокупности признаков преступления. Дознаватели отделов надзорной деятельности и профилактической работы в рамках проверочных мероприятий по факту пожаров, проводят сбор доказательной базы, обобщение необходимых документов, опрашивают свидетелей и очевидцев, устанавливают причины пожара и принимают меры к привлечению виновных к административной либо уголовной ответственности, анализируют обстановку с пожарами. Профессия дознавателя сопряжена с осуществлением круглосуточного дежурства как в рабочие, так и в выходные и праздничные дни, что делает возможным расследования преступления и розыск виновного лица. Вместе с этим, дознаватели в соответствии со своими должностными обязанностями осуществляют работу с базами, материалами по пожарам, взаимодействие со СМИ и гражданами — все это неотъемлемая часть того, что выполняют сотрудники в своей служебной деятельности. Указанное, дает основание говорить о том, что социальная защита дознавателей, проходящих государственную службу в системе МЧС России, обоснованно занимает особое место в силу ряда обстоятельств. Прежде всего тем, что дознаватели Федерального государственного пожарного надзора МЧС России как представители органов государственной власти в государстве имеют особый правовой статус. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (далее — КС РФ), особый правовой статус сотрудников силовых ведомств обусловлен характером их деятельности в общественных интересах, выполнением конституционно значимых функций. Именно это, по мнению КС РФ, определяет содержание и характер обязательств государства перед сотрудниками.
КС РФ также обращал внимание, что особый характер деятельности, рассматриваемых сотрудников, сопряжен со значительным риском для их жизни и здоровья. Поэтому на государство накладываются обязательства по неукоснительным в исполнении, и что самое главное повышенных социальных гарантий, защиты законных прав и интересов сотрудников, а также компенсация причиненного вреда их жизни либо здоровью при прохождении службы.
Система полномочий КС РФ определяется непосредственно в законодательстве, разрешает дела о соответствии конституционного закона; разрешает споры о компетенции; дает толкование конституционному закону и иным источникам; проверяет соответствие конституционным положениям вопроса, выносимого на референдум, выступает с законодательной инициативой и т. д. [1]
В нашей стране органами судебной защиты являются: суды конституционной юрисдикции, представленные КС РФ и конституционными (уставными) субъектами Федерации; суды общей, арбитражной юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом Российской Федерации.
Григонис В. П. в своей опубликованной статье отмечает значимость КС РФ в области защиты прав и свобод сотрудников КС РФ осуществляет рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод, закрепленных в конституционном законе, если эти нарушения стали следствием рассмотрения дела иными судами российской судебной системы (судом общей юрисдикции, арбитражным судом). Анализируемым органом судебного контроля решаются только вопросы права, он не выступает как кассационный, апелляционный суд, суд надзорной инстанции по отношению к иным судам. Но такой роли более чем достаточно, чтобы способствовать защите прав и свобод. По результатам рассмотрения жалобы КС РФ может принять одно из решений: признать нормативный акт или договор, отдельные их части, соответствующими основному закону; в тех же частях констатировать непризнание соответствия. [2, с. 40]
Вопросы социальной защиты дознавателей ФГПН МЧС России связаны с конституционной нормой, заявленной в ст. 7 Конституции РФ, Россия — социальное государство. Его политика направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное человеческое развитие. Принцип социальной защиты — один из важнейших принципов службы. В. В. Митрохин отмечал, что в современный период материальное стимулирование государственных служащих, государственное распределение социальных льгот необходимы как никогда. [3, с. 691–699]
С. П. Матвеев в своем автореферате утверждал, что на современном этапе развития государства, модернизация службы общественного порядка невозможна без усиления гарантий социальной защиты сотрудников, состоящих на государственной службе. [4, с. 122–123]
Объем предоставляемых в таких случаях гарантий должен максимально позволять компенсировать последствия изменения материального и (или) социального положения сотрудников. Второй важный момент — сотрудники органов внутренней службы, которыми являются дознаватели ФГПН МЧС России, сами являются представителями одного общества. Соответственно, они также нуждаются в социальной защите как при выполнении оперативных и служебных задач, так и после завершения служебной работы и выхода на пенсию, а также при наступлении страхового случая. Социальная защищенность — одна из важнейших гарантий для всех сотрудников, рассматриваемого ведомства, так как эта сфера связана с проблемами правового регулирования статуса сотрудников и их стажа службы.
Нормативные правовые акты, регулирующие режим прохождения службы, охватывают все сферы социальной защиты, рассматриваемой категории сотрудников. Предметом их регулирования являются различные формы социальной защиты, среди которых основными являются оплата труда; страховые гарантии и выплаты в целях компенсации вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей; право на жилище; право сотрудника и членов его семьи на медицинское обслуживание и другие гарантии в связи с прохождением службы, а также в связи с увольнением со службы.
Согласно правильному наблюдению КС РФ, государство имеет право устанавливать и применять различные правовые формы, призванные эффективно и оперативно выполнять обязанности государства по социальной защите сотрудников внутренней службы. Среди них КС РФ выделяет как обязательство государства — страхование жизни и здоровья, возмещение вреда здоровью и выплату единовременного пособия, а также материальную компенсацию за причинение вреда здоровью и т. д. [4, с.122–123]
Таким образом анализ значимости Конституционного Суда Российской Федерации и его роли в обеспечении социальных гарантий сотрудников пожарной охраны позволяет сделать следующие выводы:
- КС РФ объективно должен признаваться как судебный орган конституционного контроля. Судебная власть, осуществляемая этим органом в форме конституционного судопроизводства, должна реализовывать обеспечение правильное применение положений конституционного закона и обусловленных им законов, принятых государством, для обеспечения конституционных прав сотрудников МЧС России, и в частности дознавателей, рассматриваемого министерства.
- В системе защиты прав человека и гражданина КС РФ должен занимать одно из важнейших положений.
- Объектом обжалования при реализации конституционного правосудия является не деяние государственного органа или его должностного лица, а только действие закона, который был принят в отношении сотрудника.
- Общественное предназначение конституционного правосудия состоит в наделении сотрудников возможностью защититься от государства, оказать воздействие на него и восстановить нарушенное право, и при этом не быть преследуемым государством за вынесенные судом решения.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета № 138–139, 23.07.94.
- Григонис В. П., Тулаев А. Н., Гусинская М. Г. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в системе защиты прав и свобод человека и гражданина (статья) // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2020 г. № 3(48) с. 40.
- Митрохин В. В. Принципы организации и прохождения службы в органах внутренних дел//Административное и муниципальное право. 2015 № 7. С. 691–699.
- Матвеев С. П. Социальная защита государственных служащих; теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования // автореф. дис. д-ра юрид. наук. — Воронеж, 2012. С.122–123.