Сущность политического прогнозирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.11.2020

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Юсупалиева, Д. К. Сущность политического прогнозирования / Д. К. Юсупалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 522-524. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75081/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматриваются понятие и типологизация политических прогнозов. Отмечается, что политическое прогнозирование процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления. Подчеркивается, что в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева от 7 февраля 2017 года Узбекистан проводит взаимовыгодную и конструктивную внешнюю политику со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Ключевые слова : прогнозирование, политическое прогнозирование, информационно-компьютерное общество, внутренняя и внешняя политика, типологизация политических прогнозов, поисковый прогноз, нормативный прогноз, прогнозирование по периоду упреждения, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан, взаимовыгодная и конструктивная внешняя политика.

В современное время у человека обострился интерес к будущему в связи с развитием информационно-компьютерного общества и многими глобальными, а также региональными проблемами. Человека не могут не волновать судьбы своей страны, народа, семьи.

М. Ю. Зеленков пишет, что «Прогнозирование это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних уже известных сведений о прошлом и настоящем получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т. е. получают другие знания» [1.c.276]. И далее он указывает, что «Политическое прогнозирование процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления» [2.Там же].

Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю, каждая из которой имеет свою специфику. Поэтому в учебном пособии «Политология» М. Ю. Зеленков отмечает, что «прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое. Поскольку в сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики, то различают два аспекта в области ее прогнозирования. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Внешнеполитическое прогнозирование — это прогнозы в области международных отношений и внешней политики» [3.c.276–277].

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, т. е. в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

В учебном пособии «Политология» под редакцией А. С. Тургаева и А. Е. Хренова говорится, что «Поисковый прогноз определение возможных состояний объекта (явления) в будущем. Имеется в виду условное продолжение существующих тенденций развития изучаемого явления.

Нормативный прогноз определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, целей» [4.с.540].

В настоящее время специалисты считают, что поисковое прогнозирование должно быть дополнено нормативным прогнозированием.

Доцент А.Хукумов в учебном пособии «Личность и общество» отмечает, что по периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз различают следующие виды прогнозирования: «..краткосрочное прогнозирование на 1–2 года, среднесрочное на 5–10 лет, долгосрочное на 15–20 лет и сверхдолгосрочное на 50–100 лет» [5.с.165].

Следует отметить, что в политике серьезные качественные изменения могут произойти достаточно быстро (в результате революций, военных переворотов, конституционных реформ и пр.). В силу высокого динамизма политических процессов (особенно в переходных обществах) прогнозы лучше строить не по качественному, а по временному критерию. Поэтому в политологии чаще всего используется оперативное (ближайшие последствия политических решений) и краткосрочное прогнозирование.

Пятое направление Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева от 7 февраля 2017 года гласит: «Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, направленной на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, продвижения положительного имиджа страны за рубежом» [6]. По этому поводу Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев отметил: «Нам следует и далее укреплять отношения дружбы, добрососедства и стратегического партнерства со странами Центральной Азии во всех сферах…. дальше развивать политические, торгово-экономические, инвестиционные, транспортно-коммуникационные и культурно-гуманитарные связи с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами Америки, Японией, Южной Кореей, Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, государствами Европейского Союза и Азии» [7, с.3].

Однако опыт истории свидетельствует, что без духовных ориентиров нет будущего ни у государств, ни у народов. Поиск ценностных оснований своего существования — необходимая потребность любого общества, всей современной цивилизации. Нужно новое гуманистическое видение человека с его правом на жизнь, свободу, справедливость и творчество, новое понимание и отношение между обществом и природой. Поэтому главный способ обретения человечеством гуманистического мировоззрения — это диалог культур.

Действительная сила личности, ее уникальность и неповторимость состоит в раскрытии своего творческого потенциала с помощью разума, воли и действия. Для этого человеку необходимы самоконтроль и самодисциплина, умение сосредоточится и целенаправленно самосовершенствоваться. В итоге каждый человек должен быть готов к ответственности за свой жизненный выбор.

В связи с этим Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев отметил: «Сегодня мы вместе с нашим мужественным и благородным народом ставим перед собой высокие цели и большие задачи. Каждый из нас должен еще раз осознать: мы — народ с великой историей, великой культурой, который не боится никаких испытаний и с честью преодолевает любые трудности на пути к свободной и благополучной жизни. Если мы будем вместе, сплоченно и добросовестно трудиться, то сможем покорить самые высокие рубежи, открыть новую славную страницу в истории нашего народа» [7, с.3].

В современной жизни мы сталкиваемся с динамичными и происходящими последовательно явлениями. При этом практически трудно сказать заранее, как будет развиваться явление в результате взаимодействия его элементов. Поэтому с целью дальнейшего уточнения ожидаемого состояния необходимо постоянно учитывать ставшие известными новые сведения, т. е. прогнозы должны постоянно обновляться, в частности изменение плана, программы, и в общем, всех этапов прогнозирования. В этом смысле системность и непрерывность составляют своеобразные особенности научного прогнозирования.

Литература:

  1. Зеленков М. Ю. Политология. М., 2009.
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  5. Личность и общество. Т., 2005.
  6. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах.// Веб-сайт Национальной базы законодательства Республики Узбекистан — www. lex. uz.
  7. Народное слово. 25 января 2020 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, конструктивная внешняя политика, период упреждения, Политическое прогнозирование, приоритетное направление развития Республики, прогноз, учебное пособие, внешняя политика, информационно-компьютерное общество, Поисковый прогноз.


Ключевые слова

прогнозирование, внутренняя и внешняя политика, взаимовыгодная и конструктивная внешняя политика, политическое прогнозирование, информационно-компьютерное общество, типологизация политических прогнозов, поисковый прогноз, нормативный прогноз, прогнозирование по периоду упреждения, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан

Похожие статьи

Проблемы разработки инвестиционной политики России на современном этапе

В данной статье рассмотрены направления и принципы инвестиционной политики Российской Федерации на современном этапе. Определяется, что приоритетным для государства является формирование благоприятных условий для инвестиционного климата в целях повыш...

Энергетический фактор во внешней политике России: состояние, проблемы и перспективы

В статье предпринята попытка раскрыть аспекты, характеризующие энергетический фактор во внешней политике России. Уточнены актуальные угрозы и вызовы внешней энергетической политики, проведен SWOT-анализ условий ее разработки и реализации. Предложены ...

Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Дагестан)

Актуальность данной статьи заключается в том, что определяющим фактором стратегического управления региональной экономики является инвестиционная политика. В настоящее время социально-экономическая система региона находится в очень сложной ситуации, ...

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в современных условиях

В рамках статьи в качестве основных направлений государственной политики по обеспечению национальной экономической безопасности определены развитие системы госуправления и стратегического планирования, создание условий для разработки и внедрения совр...

Региональный аспект ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики

В статье раскрываются доктринальные подходы к ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики, исследуется многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование системы мер реализации культурной политики в регионах.

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

Прогнозирование финансового состояния коммерческой организации

Прогнозирование финансовых результатов является важной задачей, позволяющей снизить неопределенность, возникающую при принятии экономических решений. Для успешного функционирования компании необходимо изучать и разрабатывать возможные пути развития о...

Современные угрозы экономической безопасности России в области социальной политики

Тесная связь экономической безопасности с социальной политикой страны обусловлена тем, что экономическая безопасность представляет собой совокупность внешних и внутренних условий, которые способствуют динамичному росту национальной экономики и ее спо...

Социальная политика Российской Федерации

В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения. Раскрыты основные показатели результативности социальной политики, в перв...

Обновление организационной структуры управления как основного элемента развития стратегического управления

В статье рассмотрены особенности функционирования организационной структуры управления организацией. В ходе проведенного анализа авторами доказывается тезис о том, что обновление организационной структуры управления является основным элементом для ра...

Похожие статьи

Проблемы разработки инвестиционной политики России на современном этапе

В данной статье рассмотрены направления и принципы инвестиционной политики Российской Федерации на современном этапе. Определяется, что приоритетным для государства является формирование благоприятных условий для инвестиционного климата в целях повыш...

Энергетический фактор во внешней политике России: состояние, проблемы и перспективы

В статье предпринята попытка раскрыть аспекты, характеризующие энергетический фактор во внешней политике России. Уточнены актуальные угрозы и вызовы внешней энергетической политики, проведен SWOT-анализ условий ее разработки и реализации. Предложены ...

Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Дагестан)

Актуальность данной статьи заключается в том, что определяющим фактором стратегического управления региональной экономики является инвестиционная политика. В настоящее время социально-экономическая система региона находится в очень сложной ситуации, ...

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в современных условиях

В рамках статьи в качестве основных направлений государственной политики по обеспечению национальной экономической безопасности определены развитие системы госуправления и стратегического планирования, создание условий для разработки и внедрения совр...

Региональный аспект ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики

В статье раскрываются доктринальные подходы к ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики, исследуется многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование системы мер реализации культурной политики в регионах.

Проблемы современной налоговой политики РФ. Пути её усовершенствования

Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов метода реализации налоговой политики в Российской Федерации. Целью работы является изучение налоговой политике в Российской Федерации на текущем этапе экономического развити...

Прогнозирование финансового состояния коммерческой организации

Прогнозирование финансовых результатов является важной задачей, позволяющей снизить неопределенность, возникающую при принятии экономических решений. Для успешного функционирования компании необходимо изучать и разрабатывать возможные пути развития о...

Современные угрозы экономической безопасности России в области социальной политики

Тесная связь экономической безопасности с социальной политикой страны обусловлена тем, что экономическая безопасность представляет собой совокупность внешних и внутренних условий, которые способствуют динамичному росту национальной экономики и ее спо...

Социальная политика Российской Федерации

В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения. Раскрыты основные показатели результативности социальной политики, в перв...

Обновление организационной структуры управления как основного элемента развития стратегического управления

В статье рассмотрены особенности функционирования организационной структуры управления организацией. В ходе проведенного анализа авторами доказывается тезис о том, что обновление организационной структуры управления является основным элементом для ра...

Задать вопрос