Михайловский скит: утраченная святыня Тобольской губернии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 11.11.2020

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Бондарев, Е. Д. Михайловский скит: утраченная святыня Тобольской губернии / Е. Д. Бондарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 502-506. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75064/ (дата обращения: 18.11.2024).



На месте Дома инвалидов, расположенного в деревне Михайловка Тобольского района, до революции находился Михайловский скит. В настоящее время уцелело единственное здание из красного кирпича, внешний вид которого полностью искажен «евроремонтом». В ходе исследования восстановлена история строительства и деятельности ныне утраченного Михайловского скита Абалакского монастыря.

Ключевые слова: скит, монастырь, Тобольская епархия, архиерейская дача, история строительства.

Занимаясь исследованием жизненного и творческого пути первой женщины-фотографа Тобольской губернии Марии Уссаковской, я познакомился с ее родной внучкой, дочерью младшего сына Уссаковских. Мария Викторовна показала мне уникальный фотоальбом с фотографиями своей бабушки. Куплен он был, как указывает буква «ъ» в витиеватой надписи «Альбомъ» на крышке, еще до революции, но, несмотря на время, прекрасно сохранился.

В альбом были вставлены 22 снимка Тобольска, явно сделанные до революции. К примеру, на одном из снимков подгорной части города еще отсутствует польский костел, строительство которого началось в 1901 году. Скорее всего, фотографии из альбома предназначались для печати на открытках, либо, наоборот, были отбракованы фотографом.

Мое внимание привлек снимок деревянной церкви, выполненный крупным планом. Если большую часть видов старого Тобольска я легко узнавал, то эту церковь совершенно точно никогда не видел, даже на иллюстрациях в краеведческой литературе.

Оказалось, что храм — часть уничтоженного после установления Советской власти Михайловского скита в окрестностях Тобольска. В фондах музея сохранилось еще две фотографии скита, одна из которых является снимком-близнецом фото из альбома Уссаковской. Авторство снимка музеем установлено не было. Полагаю, теперь можно с уверенностью утверждать, что это М. М. Уссаковская.

Фотография Михайловского скита М.М, Уссаковской. Из семейного альбома М. В. Дидуковой (публикуется впервые)

Рис. 1. Фотография Михайловского скита М.М, Уссаковской. Из семейного альбома М. В. Дидуковой (публикуется впервые)

Но вернёмся к Михайловскому скиту. Это поселение монахов относилось в Абалакскому монастырю.

Скитом называют удаленное от основного большого монастыря поселение монахов или даже маленький монастырь [13, с.38]. Часто монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные строгие обязательства в своей духовной жизни: дают обет молчания, или затворничества. Скит может быть закрыт для посещения совсем, или отдельными категориями лиц (например, мирянами вообще, или женщинами).

В 1901 г. при Абалакском монастыре было решено открыть скит во имя Архистратига Божия Михаила. Местом для скита выбрали село Михайловское, расположенное в 11 километрах от Тобольска. Строительство велось при активной поддержке епископа Тобольского Антония (Каржавина).

Особым распоряжением епископа строителем Михайловского скита был назначен иеромонах Абалакского монастыря Прокопий. Ему дозволялось принимать новых лиц в число послушников, вести списки братии и приходно-расходные книги, и «управлять всеми и всем, что находится в скиту». При этом право наблюдать за обустройством скита имел игумен Абалакского монастыря, который, в случае, ежели что-то было ему не по нраву, мог донести о том епископу Антонию [12].

Предполагалось, что новый скит будет руководствоваться в своем житии уставом Саровского монастыря, довольно строгим. Число живущих в скиту монахов не должно было быть меньше 10 человек.

Место, отведенное под Михайловский скит, было очень живописным. Вот как описывал те места священник Николай Боголюбский, служивший в те годы в тобольском кафедральном Софийском соборе [4]:

«Разбросанный по горам громадный хвойный лес, вперемешку с чернолесьем, прорезывали лога и овраги с шумящими в них ручьями ключевой воды. Свободно и полной грудью дышалось здесь, особенно после жары и пыли городской» [1].

Для будущего скита возвели целый комплекс зданий: деревянную церковь святого Архистратига Божия Михаила, летний деревянный архиерейский дом, щедро украшенный резьбой, кельи, хозяйственные постройки. Скит был обнесен оградой с нарядными воротами.

Открытие скита состоялось в июле 1902 года. Обратимся опять к запискам о. Николая Богословского, непосредственного участника событий:

«Каждый год в Тобольске бывает сплошной праздник с 26 июня по 24 июля включительно. Это — время духовного торжества, время торжественных духовных богослужений и крестных ходов с чудотворными иконами Царицы Небесной — Почаевской (из Иоанно-Введенского монастыря), Абалакской и Тобольской, что в Кафедральном соборе. В нынешнем году празднества эти закончились изнесением Абалакской и Тобольской чудотворных икон Пресвятой Богородицы на так называемую Михайловскую дачу архирейского дома — в 10 верстах от Тобольска, — где было назначено 26 и 27 числа освящение возобновленного храма и открытие скита, приписанного к Абалакскому Знаменскому второклассному монастырю» [1].

Обращает внимание, что о. Николай неоднократно говорит о «возобновлении» храма в Михайловке, то есть, церковь в селе ранее уже была, но, по каким-то причинам, была утрачена. Возможно, первый храм сгорел. Поиск в архивах показал, что выбор места для строительства скита не случаен: земли села Михайловского находились во владении Тобольского архиерейского дома как минимум с 1800 года [14].

Известие об открытии Михайловского скита вызвало ажиотаж среди тоболяков:

«Во всей Тобольской епархии до сих пор не было скита и сведения о скитах среди публики самые разнообразные, разноречивые и сбивчивые. Никто почти не знал, что это такое будет, с какой целью открывается скит. Говорили, что там будут сделаны пещеры, где и станут жить насельники скита, — говорили, что там открылся целебный ключ с чудодейственной водой, что там поселятся в затворе некоторые лица (называли даже по именам) из местного монашествующего духовенства. Много говорили, сильно интересовались скитом и толпами направлялись из Тобольска в Михайловку» [1].

Первая служба в новом храме прошла 25 июля 1902 г. Ровно в 6 часов вечера началось всенощное бдение, службу вел сам архиепископ Тобольский Антоний, а помогали ему настоятель Абалакского монастыря Антонин, строитель скита иеромонах Прокопий, ключарь Софийского собора протоиерей Н. Скосырев и секретарь епископа Н. Богословский.

На следующий день, 26 июля, состоялось торжественное освящение храма. Приехали все высшие должностные лица Тобольска — управляющий Казенною палатой Н. А. Ордовский -Танаевский, городской голова С. М. Трусов, епархиальный наблюдатель церковных школ Г. Я. Маляpeвский, почетные граждане. Кто знает, может, были и фотографы. Вероятно, что именно в этот день сделала свой снимок Михайловской церкви М. М. Уссаковская.

Празднества по случаю открытия скита завершились в субботу, 27 июля. Верующие с чудотворными иконами прошли крестным ходом вокруг скита, после чего народ разъехался, и монахи наконец смогли погрузиться в тишину и молитву.

За Михайловским скитом было закреплено имущество — 13 десятин земли и 343 десятины леса [9]. Епископ Тобольский Антоний очень любил свое детище, и часто отдыхал там в архиерейском доме. Его даже негласно называли «архиерейской дачей в Михайловке».

Постепенно скит расширялся. В 1908–1910 гг. в дополнение к церкви была построена часовня [3]. Если сравнивать фотографии, видно, что на более поздних снимках построек значительно больше.

Имелись даже планы преобразовать скит в самостоятельный Михайло-Архангельский монастырь, но в 1910 г. епископа Антония переводят из Сибири в Тверь. Новый епископ, Евсевий (Гроздов) скиту, видимо, особенно не покровительствовал, но и не трогал. Впрочем, служил Евсевий в Тобольске всего два года. А вот следующий архипастырь, Алексий (Молчанов), приказал в 1912 г. перенести летний архиерейский дом из Михайловского скита в архиерейскую рощу в Тобольске [2].

Михайловский скит, около 1912 г. Автор снимка неизвестен. Из фондов Тюменского музейного комплекса им. И. Я. Словцова, ТОКМ ОФ — 25873

Рис. 2. Михайловский скит, около 1912 г. Автор снимка неизвестен. Из фондов Тюменского музейного комплекса им. И. Я. Словцова, ТОКМ ОФ — 25873

Между тем, даже из Твери Антоний продолжал отправлять большую часть своего жалования на постройку в Михайловке каменного архиерейского дома. В 1914 г. двухэтажный дом из красного кирпича был построен, шла внутренняя отделка. Высокопреосвященный Антоний имел намерение выйти на покой и навсегда поселиться в скиту, но скончался в марте 1914 г. [11]

Последующие владыки скитом не интересовались, и постепенно он стал приходить в упадок. С началом Первой Мировой войны в Тобольск стали отправлять пленных. Часть из них решили разместить в Михайловском скиту [5]. Осенью 1914 г. пленные, в основном, австрийцы, прибыли на пароходе в Тобольск. В первой партии было около 4000 человек, огромное количество для города численностью в 20 000 жителей. В скиту, в том числе в пустующем архиерейском особняке, поселили тысячу пленных [10]. Постепенно все они вернулись на родину, а кельи вновь опустели.

Известно, что ночью 13 апреля 1918 г. член Тобольского исполкома, большевик П. Д. Хохряков с товарищами устроили в Михайловском скиту обыск, думая, что там скрывается епископ Тобольский Гермоген. Владыки там не было, но «красные» обнаружили и убили его позднее.

С революцией деятельность скита прекратилась окончательно. К концу 1920-х годов на его месте открыли Дом отдыха. Церковь, конечно, уничтожили. В 1929 г. корреспондент журнала «Безбожник» А. Полярный (скорее всего, это псевдоним) описывает «бывший Михайловский скит, где ныне оборудован Дом отдыха, каждое лето пропускающий до 300 тружеников Тобольского округа» [7].

Причем, при сравнении текста А.Полярного и заметки «В скиту», написанной в 1902 г. о. Николаем Богословским, можно заметить удивительные совпадения, особенно в описании природы Михайловки! «Красный» журналист совершенно безбожно стащил у батюшки целые абзацы.

В 1937 году Дом отдыха принадлежал Совнаркому образования, среди отдыхающих было много детей. Затем его перепрофилировали в дом отдыха «для людей умственного труда» — учителей, писателей, библиотекарей [8].

В годы Великой Отечественной войны в стенах Дома отдыха размещали эвакуированных из блокадного Ленинграда. При этом с 1941 г. Постановлением Министерства обороны здесь официально был организован интернат для инвалидов Великой Отечественной войны, за которыми некому было ухаживать.

После войны Тобольский дом отдыха открыли в другой стороне, недалеко от деревни Жуковка, причем тоже на месте дореволюционной купеческой заимки. Ныне там находится ботанический сад «Ермаково поле». А в Михайловке по сей день работает «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов». От бывшего скита все еще сохранилось краснокирпичное двухэтажное здание, некогда построенное на средства епископа Антония.

Последнее здание, бывшее постройкой Михайловского скита, 2020 г. Фото Евгения Бондарева

Рис. 3. Последнее здание, бывшее постройкой Михайловского скита, 2020 г. Фото Евгения Бондарева

Церкви в Михайловке нет, и бывшее село теперь просто деревня. Может, когда-нибудь храм возродится, и над этой землей вновь будет простираться крыло архангела Михаила.

Автор благодарит за помощь при подготовке статьи краеведа Е. Зольникову.

Литература:

  1. Богословский Н. В скиту // Тобольские епархиальные ведомости. — 1902. — № 15. — С. 235–239.
  2. Дело о переносе летнего архиерейского дома из Михайловского скита в архиерейскую рощу. 1912 г. // ГБУТО ГАТ. Ф. И156, Оп.18, Д.913.
  3. Дело по отношению Тобольской духовной консистории об утверждении проекта строительства часовни в Михайло-Архангельском скиту Тобольского уезда, 1906–1908 г. // ГБУТО ГАТ. Ф. И353, Оп.1. Д.591
  4. Духовенство русской православной церкви в ХХ веке [электронный ресурс] — URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/573/(дата обращения 11.05.2020)
  5. Костюрина М. Как холодно и жутко им у нас в Сибири // Тобольская правда. — 2015. — № 3.
  6. Кошкарова Е. Загадка старого патерика // Тюменская правда. — 2013. — 12 сент. — С. 4.
  7. Полярный А. Михайловский скит (Тобольский округ Уралобласти) // Безбожник. — 1929. — № 16. — С. 4.
  8. Сайт АСУСОН ТО «Михайловский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» [электронный ресурс] — URL: https://mihdi72.ru/obychrehgdenii/history.html (дата обращения 11.05.2020)
  9. Справочная книга Тобольской епархии, 1913 г. С. 9.
  10. Счет расходов на обустройство Михайловского скита для приема военнопленных, 1916 г. // ГБУТО ГАТ. Ф. И8. Оп.1. Д.352
  11. Тобольские епархиальные ведомости. 1914. № 7. С. 129.
  12. Тобольские епархиальные ведомости. 1902. № 23. С. 396–398.
  13. Цысь О. П. Возникновение новых монастырских общин в Тобольской епархии в конце XIX — начале ХХ вв.// Вестник государственного Нижневартовского университета. — 2011. — № 1. — С. 38–46.
  14. Чертеж линий окружной межи земли, пожалованной Кутькину, на которой стоит с. Михайловское владения Тобольского архиерейского дома // ГБУТО ГАТ. Ф. И154, Оп.21, Д.490
Основные термины (генерируются автоматически): скит, Тобольск, дом отдыха, открытие скита, архиерейская дача, Великая Отечественная война, деревянная церковь, история строительства, красный кирпич, Тобольская епархия.


Ключевые слова

монастырь, скит, Тобольская епархия, архиерейская дача, история строительства

Похожие статьи

О церкви-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского в Иоанно-Введенском женском монастыре: к постановке проблемы

Одним из слабоизученных и таинственных храмов на территории Иоанно-Введенского женского монастыря (Тюменская область, Тобольский район), является церковь — усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского. На основе археологических и архивных исто...

История богородицкой усадьбы графов Бобринских: от родового имения до музея

Российская провинция изобилует архитектурными шедеврами, многие из них сохранились до наших дней в первозданном виде, другие прошли сложный исторический путь, некоторые исчезли бесследно. В этой статье пойдет речь об усадьбе, в судьбе которой были мо...

«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района

В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материало...

Археологическое прошлое в настоящем регионального учреждения культуры

В статье рассматриваются основные формы научно-просветительской деятельности Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в области археологии.

«Вывесить на домах трехцветные национальные флаги»: пять дней из истории «белого» Орла

В статье впервые в отечественной историографии предпринимается попытка восстановления облика «белого» города Орла в годы Гражданской войны 1917–1922 гг. Используются материалы периодической печати, воспоминаний участников конфликта и тех, кто возглав...

Взгляд сквозь время: портал Демир-Капы в Бахчисарае

В статье рассмотрен один из аспектов практики создания «новодела» в сфере сохранения и использования культурного наследия России: портал Демир-Капы в Бахчисарае. Анализ некоторых результатов реставрации портала Демир-Капы выполнен на основании их сра...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове

В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрожден...

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. — дом купцов Беззубиковых) как объект культурного наследия Астрахани

Рассмотрен дом прапорщицы Петровой как объект культурного наследия Астрахани. Изучена деятельность Ивана Васильевича Беззубикова — одного из наиболее известных владельцев этого дома, освещена история дома прапорщицы Петровой, а также рассмотрены его ...

Село Бычиха: прошлое и современность

Статья посвящена научно-исследовательской работе, направленной на изучение истории небольшого села Хабаровского муниципального района, Хабаровского края, под названием — Бычиха. В процессе исследования определены версии возникновения названия села, п...

Похожие статьи

О церкви-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского в Иоанно-Введенском женском монастыре: к постановке проблемы

Одним из слабоизученных и таинственных храмов на территории Иоанно-Введенского женского монастыря (Тюменская область, Тобольский район), является церковь — усыпальница во имя преподобного Серафима Саровского. На основе археологических и архивных исто...

История богородицкой усадьбы графов Бобринских: от родового имения до музея

Российская провинция изобилует архитектурными шедеврами, многие из них сохранились до наших дней в первозданном виде, другие прошли сложный исторический путь, некоторые исчезли бесследно. В этой статье пойдет речь об усадьбе, в судьбе которой были мо...

«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района

В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материало...

Археологическое прошлое в настоящем регионального учреждения культуры

В статье рассматриваются основные формы научно-просветительской деятельности Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в области археологии.

«Вывесить на домах трехцветные национальные флаги»: пять дней из истории «белого» Орла

В статье впервые в отечественной историографии предпринимается попытка восстановления облика «белого» города Орла в годы Гражданской войны 1917–1922 гг. Используются материалы периодической печати, воспоминаний участников конфликта и тех, кто возглав...

Взгляд сквозь время: портал Демир-Капы в Бахчисарае

В статье рассмотрен один из аспектов практики создания «новодела» в сфере сохранения и использования культурного наследия России: портал Демир-Капы в Бахчисарае. Анализ некоторых результатов реставрации портала Демир-Капы выполнен на основании их сра...

Эволюция псковско-новгородского стиля храмовой архитектуры XV-XXI вв. на примере «Храма во имя Святителя Тихона Задонского» в городе Саратове

В статье исследуются факторы, оказавшие влияние на эволюцию псковско-новгородского архитектурного стиля. Представлены доказательства о самобытности и уникальности стиля, как самостоятельной единице храмовой архитектуры. Показана перспектива возрожден...

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Дом прапорщицы Петровой (с 1902 г. — дом купцов Беззубиковых) как объект культурного наследия Астрахани

Рассмотрен дом прапорщицы Петровой как объект культурного наследия Астрахани. Изучена деятельность Ивана Васильевича Беззубикова — одного из наиболее известных владельцев этого дома, освещена история дома прапорщицы Петровой, а также рассмотрены его ...

Село Бычиха: прошлое и современность

Статья посвящена научно-исследовательской работе, направленной на изучение истории небольшого села Хабаровского муниципального района, Хабаровского края, под названием — Бычиха. В процессе исследования определены версии возникновения названия села, п...

Задать вопрос