Автор указывает на проблемы развития косвенного налогообложения и предлагает меры по совершенствованию системы косвенного налогообложения в ЕАЭС в том числе путем совершенствования цифрового пространства.
Ключевые слова: косвенное налогообложение, налог на добавленную стоимость, акцизы, ЕАЭС, цифровизация.
The author points to the problems of the development of indirect taxation and proposes measures to improve the system of indirect taxation in the EAEU, including by improving the digital space.
Keywords: indirect taxation, value added tax, excise taxes, EAEU, digitalization.
Многие авторы в настоящий момент считают, что создание единого экономического пространства — это очень мощный толчок для развития национальных экономик государств [1].
Э. В. Пешина считает, что результаты косвенного налогообложения — это основные показатели финансовой политики, которая проводится в ЕАЭС [3].
Как известно, общее правило ЕАЭС заключается в том, что налогообложение в государстве-члене, на территории которого осуществляются товары, работы или услуги другого государства-члена, обязательно должно быть не менее благоприятным, чем налогообложение, осуществляемое данным государством в отношении товаров, работ или услуг, которые производятся или осуществляются на его территории. Это один из принципов косвенного налогообложения.
Соответственно, говоря о перспективах развития косвенного налогообложения в ЕАЭС, представляется необходимым рассмотреть возможные изменения, вносимые в ТК ЕАЭС и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также правовые последствия данных изменений.
Преобразования таможенного законодательства, выраженные в принятии в 2018 году ТК ЕАЭС, отразились и на содержании норм, регулирующих порядок взимания НДС и акцизов.
О. Ю. Бакаева отмечает, что «в самом общем виде он связан с изменениями в налоговом администрировании». Действительно, единство таможенной территории пяти государств — России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении — предполагает отсутствие таможенных границ между данными государствами. Ставки НДС и акцизов являются различными и зависит от территории того государства — участника ТС ЕАЭС, где уплачиваются данные налоги.
ТК ЕАЭС содержит в себе нормы о таможенных платежах, в том числе и косвенных налогах — НДС и акцизах; обложение ими происходит лишь при пересечении товарами таможенной границы.
Внутри же таможенной территории обеспечивается свободный оборот товаров только в отношении таможенной пошлины и таможенных сборов. В отношении НДС и акцизов действует правило их уплаты в стране назначения, а обязанности по администрированию НДС и акцизов возлагаются на налоговые органы. Взимание НДС и акцизов регламентируется как на уровне ТК ЕАЭС, так и на уровне национального российского законодательства.
По мнению А. Е. Курдяева, данный факт подтверждает стремление стран ЕАЭС к международной гармонизации отношений по косвенному налогообложению в области таможенного дела, поскольку «действий, компетенции и власти одного государства недостаточно для их правового регулирования» [2].
ТК ЕАЭС содержит большое количество отсылочных норм к законодательству государств-членов ЕАЭС. В связи с указанным, первой перспективой развития косвенного налогообложения в ЕАЭС является гармонизация законодательства о косвенном налогообложении стран-участниц ЕАЭС.
Достаточно важным процессом в части гармонизации является сближение ставок акцизов в отношении табачной и алкогольной продукции.
Так, в 2019 г. Евразийской экономической комиссией одобрены проекты соглашений о принципах налоговой политики в части акцизов на табачную и алкогольную продукцию в государствах, которые являются членами ЕАЭС.
В соответствующих проектах соглашений установлены договоренности государств-участников ЕАЭС о том, что ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию должны быть сближены. Кроме того, установлены предельные величины отклонений от установленных ставок. Все указанное позволит уменьшить различия в ставках акцизов по табачной и алкогольной продукции [4].
Таким образом, главным направлением развития косвенного налогообложения в ЕАЭС является гармонизация законодательства стран-участниц ЕАЭС.
В качестве второго направления развития косвенного налогообложения в ЕАЭС возможно выделить цифровизацию, коснувшуюся в настоящий момент практически все сферы правового регулирования.
С 11 по 13 сентября 2019 года в Ереване состоялось заседание Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Предметом заседания было рассмотрение правил взимания НДС при оказании услуг в электронной форме.
В частности, на заседании был согласован проект поправки в Договор о ЕАЭС, которая касается распространения косвенного налогообложения не только на товары, но и на услуги, оказываемые в рамках ЕАЭС. Стороны согласовали определение места реализации услуг в электронной форме, места осуществления деятельности покупателя услуг, а также перечень таких услуг.
Также члены Консультативного комитета рассмотрели основные направления и перспективы совершенствования администрирования НДС в ЕАЭС.
В частности, Евразийская экономическая комиссия представила проект положения по уведомлению о вывозе товаров в государства ЕАЭС, разработанный для защиты добросовестных налогоплательщиков.
В качестве перспективных направлений рассматривались вопросы внедрения электронных сопроводительных документов и их взаимного признания в странах Союза [5].
Таким образом, очевидно, что одним из важных направлений развития косвенного налогообложения является цифровизация отношений, связанных с взиманием НДС и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу ТС ЕАЭС.
Развивая указанную мысль, следует сказать, что цифровое пространство охватывает абсолютно все сферы экономического сотрудничества, которые определены Договором о ЕАЭС.
Несмотря на то, что государства-члены самостоятельно осуществляют национальную политику в сфере цифровизации экономики, а также самостоятельно проводят внутренние мероприятия по проведению цифровой политики, процесс цифровизации, несомненно, связывает все государства.
На текущий момент актуальными моментами, связанными с цифровизацией, являются следующие:
– обеспечение цифровой прослеживаемости движения товаров, продукции при их перемещении;
– развитие цифровой торговли;
– создание цифровых транспортных коридоров;
– обеспечение цифровой промышленной кооперации.
В условиях прослеживаемости товаров взаимодействие в сфере торговли получит максимальное развитие.
Таким образом, совершенствование цифрового пространства позволит обеспечить дальнейшее ускорение и упрощение проведения таможенных операций и операций таможенного контроля в условиях региональной интеграции.
Литература:
- Кофнер Ю. Ю. Перспективы экономической кооперации между ЕАЭС и ЕС // Современные евразийские исследования. 2016. № 4. С. 59–63
- Курдяев А. Е. Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 58.
- Пешина Э. В. Особенности финансовой и налоговой политики России в условиях евразийской интеграции // Формирование Евразийского экономического союза: финансово-правовой аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 06–07.10.2015): Сб. науч. ст. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2015. С. 140–144.
- Совет ЕЭК одобрил соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную и алкогольную продукцию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комисии. 2019. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/21–06–2019–2.aspx (дата обращения: 10 января 2020 г.)
- В ЕАЭС разрабатывают единые правила взимания НДС при оказании услуг в электронной форме [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 2019. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18–09–2019–1.aspx (дата обращения: 10 января 2020 г.)