Статья посвящена рассмотрению трансформации подходов к осуществлению налогового контроля в условиях цифровизации экономики. Отдельное внимание уделено работе и развитию онлайн-сервисов налоговых органов.
Ключевые слова: налоги, налогообложение налоговый контроль, цифровая экономика, цифровизация.
Налоги направлены на формирование бюджета государства, восполнение всех расходов, понесенных для выполнения задач по созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей, и регулирование экономики в целом. Обязанность по ведению контроля за своевременностью и полнотой уплаты установленных законодательством платежей возложена на налоговые органы. При этом как само налогообложение, так и осуществление мероприятий налогового контроля не может находиться вне тенденций развития общества, производительных сил и экономических процессов.
Главным событием ХХI века стало повсеместное внедрение цифровых технологий. Их распространение привело к тому, что специалисты стали говорить о цифровой революции, которая ведет к масштабным изменениям и преобразованиям в области ведения предпринимательства.
Цифровая экономика является мировым трендом развития общества. Официальное определение цифровой экономики в России содержится в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»: «Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [1].
Очевидно, что переход на уровень цифровой экономики повлечет за собой смену бизнес-ландшафта и бизнес-модели, а также подрыв устоев многих отраслей экономики. Данное нововведение позволит собирать огромные объемы информации о потребителях, работе оборудования, приведет к возможности персонализации отношений с клиентами, быстрому проектированию и алгоритмизации управления. Но современная система безопасности и цифровой культуры к данному скачку не готова в виду отсутствия достаточных знаний [2, 3].
Цифровизация экономики ставит перед налоговым контролем множество новых вопросов, основными из которых являются:
— определение роли налоговых органов в сфере контроля в эпоху активной информатизации деятельности экономических субъектов;
— каким образом должно происходить налогообложение налогоплательщиков в новых условиях.
В настоящее время, государство ведет активную подготовку для работы в условиях цифровой экономики. В законодательстве Российской Федерации нет трактовок аппарата электронного бизнеса и цифровой коммерции, не закреплены особенности налогообложения цифровых товаров и услуг. Но уже разработаны сервисы, обеспечивающие эффективность и удобство взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов. Эти же сервисы могут быть использованы и для реализации мероприятий налогового контроля.
На сегодняшний момент запущены и используются следующие сервисы:
— личный кабинет налогоплательщика для физических лиц;
— личный кабинет налогоплательщика — индивидуального предпринимателя;
— личный кабинет налогоплательщика — юридического лица;
— риски бизнеса: проверь себя и контрагента;
— государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
— НДС-офис интернет-компании и др.
Данные разработанные сервисы не являются исчерпывающими, в настоящее время ведется работу по дополнению данного списка. А также на законодательном уровне идет развитие нормативной базы и принятие решений по эффективности работы установленных сервисов.
На сегодняшний день цифровизация налогового администрирования и контроля привела к обязательности электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговой службы по направлениям [4, 5]:
1) осуществление маркировки меховых изделий. ФНС России был создан информационный ресурс, по контролю за оборотами мехов;
2) ведение налогового мониторинга (на основе удаленного доступа к информационным базам налогоплательщика);
3) развитие система автоматизированного налогового контроля за: процессом формирования НДС (внедрение в налоговые органы систем АСК «НДС-2 и 3», АСК «Реестры»).
4) осуществление контроля за оборотом торговли путем внедрения электронных чеков и новой ККТ, (обеспечивает экономию материалов и удобство передачи данных о транзакциях в ФНС);
5) контроль за оборотом и выявлением контрафактной продукции на рынке алкоголя (система ЕГАИС обеспечивает полноту и достоверность учёта производства и оборота этилового спирта, а также ведение учета специальных и акцизных марок);
6) надзор за полнотой уплаты налогов грузовыми перевозчиками (система «Платон» обеспечивает взимание платы за проезд по федеральным дорогам грузовых машин с массой больше 12 тонн);
7) развитие системы электронного взаимодействия налоговых органов с другими органами власти, выполняющими контрольно-надзорные функции, в том числе с Банком России, внебюджетными фондами, органами ЗАГС и др.
Данные системы позволяют полностью автоматизировать процессы налогового контроля, сократить время на осуществления контрольных мероприятий и сделать их более эффективными.
В условиях развития цифровой экономики важность преобразования налогового контроля и налоговой системы в целом является неоспоримым. Процедура адаптация контролируемых органов к новой среде является весьма затратной, так как разработанные системы и подходы к осуществлению контроля требуют внедрения современных технологий и повышения уровня знаний специалистов.
Таким образом, реформирование системы налогового контроля в условиях цифровой экономики является весьма необходимым. Данный уровень экономики тесно связан с сетевыми коммуникациями, какие возможности и угрозы повлечет данная инновация пока остается неизвестным. В настоящее время контролирующие органы озабочены разработкой и внедрением передовых систем информационного взаимодействия, таких как АСК «НДС-3», АСК «Реестр», ЕГАИС и других. В настоящее время данные системы активно используются в системе налогового контроля.
Литература:
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 21.05.2022).
- Маркова, В. Д. Цифровая экономика: учебник / В. Д. Маркова. —М.: ИНФРА-М, 2021 —186 с. — Текст: непосредственный.
- Лапидус, Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: учебник / Л. В. Лапидус. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 479 с. — Текст: непосредственный
- Налоговый контроль. Налоговые проверки: учебное пособие для магистратуры / под ред. О. В. Болтиновой, Ю. К. Цареградской. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 160 с. — Текст: непосредственный.
- Ширинова, О. А. Развитие налоговых органов в условиях цифровой экономики / О. А. Ширинова. — Текст: непосредственный // Вестник Академии знаний. —2020. —№ 39. — С. 444–447.