Технологии сенсорного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Технологии сенсорного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации / Е. С. Кладова, А. А. Бабаева, М. А. Калинина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74946/ (дата обращения: 22.01.2022).



Во все времена сенсорное развитие было и остается актуальным и востребованным в процессе полноценного развития и воспитания детей. Оно является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где указано, что «познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях)».

Возрастные особенности детей предполагают особое внимание к формированию личности дошкольника со стороны взрослых. Задача сенсорного развития ребенка раннего возраста будет актуальна всегда, потому что это «золотой возраст сенсорного развития», «сенситивный период воспитания чувств» и упущения на этом этапе чреваты большими затруднениями в развитии личности в будущем.

Одна из систем сенсорного развития детей — система Фребеля. Каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, по мнению Фребеля «Необходимо формировать у детей умение рисовать, петь, лепить из глины и песка, проводить «построительные игры» из различных строительных материаов».

Фребель внёс незаменимый вклад, способствующий сенсорному развитию детей. Он разработал дидактическую игру «Дары Фрёбеля», куда включил разные по форме, величине и цвету предметы, с помощью которых дети познавали сенсорные эталоны. Время не стоит на месте, поэтому если во Фребелевские времена использовали всего лишь «6 даров», то в наше время дидактическая игра «Дары Фрёбеля» включает в себя 14 различных модулей, которые состоят из плоских и объёмных геометрических фигур разного цвета и размера, мозаики, шнуровок, башенок, деревянных палочек, колец и полуколец трёх размеров, конструктивного материала, шерстяных мячиков, цветных плоских фишек, криволинейных фигур и кубиков с цифрами. Благодаря этой игрушке развиваются представления о плоскости и линии; вырабатывается ловкость, усидчивость, внимательность. Несмотря на модернизацию системы обучения Фребеля, его идея будет актуалена во все времена. [6, с. 55–61].

Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которых хотелось бы выделить игровой набор «Дары Фребеля». В работе с детьми мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно, но уже видим эффективность его применения в различных образовательных областях: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое и физическое развитие.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» способствует полноценному развитию мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, изучению цвета, формы и качества предметов, формирование пространственной ориентации у детей младшего дошкольного возраста. Благодаря этому у них развивается умение анализировать, сравнивать и выявлять особенности, творчески мыслить, выполнять задание по образцу и самостоятельно подходить к игровой деятельности.

Мы не хотим останавливаться на достигнутых результатах, поэтому в дальнейшем планируем продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.

Среди психолого-педагогических условий сенсорного развития детей зачастую выделяются два основных: развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации и компетентность педагогов в вопросах сенсорного развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда — «система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития. Она помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослого» [3, с. 6].

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок смог заниматься любимым делом. Все групповое пространство должно быть доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры и соответствовать возрасту ребенка, то есть материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать 21 сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей конкретного возраста и учитывать особенности зон развития, характерные для отдельного ребенка. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, стать самостоятельным, так и научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки [5, с. 17].

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Именно потому, каждая возрастная ступень является благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем ребенок меньше, тем в его жизни большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства играет определяющую роль ознакомление со свойствами предметов. Таким образом, основная задача сенсорного развития — создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени для познания окружающей действительности.

Специально созданные условия, как в процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, позволяют обеспечить накопление разнообразных слуховых, зрительных, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных характеристиках величины, формы, цвета. В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру. Специально созданные условия сенсорного развития, педагогическое воздействие, индивидуальное сопровождение в мир чувственности, познания окружающего и осознания себя — все это задачи взрослого. Насколько 22 успешно будет реализован намеченный образовательный план, зависит от профессиональной компетентности педагога в сфере сенсорного воспитания. Таким образом, мы выяснили, что у детей раннего возраста имеются органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомофизиологических особенностей анализаторных систем. Однако установлено, что этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Как бы разнообразны не были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным.

Таким образом, для всестороннего развития, в условиях детского сада все педагоги и специалисты на занятиях и в ходе режимных моментов способствуют познанию сенсорных эталонов у детей. Воспитатель сотрудничает с родителями в закреплении сенсорного развития и способов обращения с ними.

Литература:

1. Аванесова, В. Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения / В. Н. Аванесова // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. H. H. Поддьякова. — М.: Педагогика, 2015. — С. 28–54.

2. Воспитание детей раннего возраста / Н. Я. Иванова, Е. А. Лебедева, Е. В. Русакова // Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». — М.: Просвещение, 2017. — С. 6–77.

3. Воспитание детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, H. H. Авдеева, Л. Н. Галигузова. — М.: Просвещение, 2015. — 158 с

4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / О. В. Баранова. — СПб.: КАРО, 2015. — 64 с.

5. Поддьяков, H. H. Способы сенсорного воспитания / H. H. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. — М.: Просвещение, 2016. — С. 19–41.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. A. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова и др. — М.: Просвещение, 2016. — 110 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие, ребенок, сенсорное развитие детей, игровой набор, развивающая предметно-пространственная среда, дидактическая игра, дидактический материал, дошкольное учреждение, полноценное развитие, ранний возраст.


Задать вопрос