Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 1074 раза

Библиографическое описание:

Бутов, А. В. Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования / А. В. Бутов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 391-394. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74837/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: краеведческое образования, представления о родном крае, формы и методы краеведческой работы, краеведение, региональный компонент.

The article reveals the pedagogical conditions for the formation of students ' ideas about their native land in the process of using local history material. The forms and methods of implementing local history education in extracurricular activities are considered.

Keywords: local history education, ideas about the native land, forms and methods of local history work, local history, regional component.

Вовлечение младших школьников в краеведческую деятельность позволяет в определенной степени избежать опасностей деформации личности школьника, позволяет учитывать, использовать и корректировать негативное влияние на ребенка реального социума. Позволяет формировать и расширять знания о своем окружении, о малой родине.

Краеведческая направленность обучения и воспитания позволяет педагогам определить индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности на основе присвоения базовых национальных ценностей.

Краеведение является одним из важных направлений в обучении младших школьников. Именно здесь дети могут получить знания о развитии нашего города, области, края. При наличии таких знаний формируется готовность жить, трудится в своём городе, селе, области, крае.

Всестороннее изучение обучающимися своего края в учебно-познавательных целях, используя при этом различные источники, но, в первую очередь, — основываясь на непосредственных наблюдениях под руководством преподавателя, — именно в этом заключается сущность школьного краеведения. Последнему присущи специфические особенности, которые помогают выделить его из массы других направлений образовательной деятельности:

– важность воспитательных задач;

– возможности осуществления принципов адаптивной педагогики;

– интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура и пр.); использование общеучебных навыков познания и способов деятельности, с помощью которых создается целостный взгляд на регион;

– широкий размах использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;

– осуществление личностного, деятельностного и исследовательского подходов по ходу деятельности;

– внешняя привлекательность деятельности для учащихся, благодаря которой создается именно такой интерес, с помощью которого формируется познавательная мотивация учащихся;

– широко охватывающий спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Благодаря такой дисциплине, как краеведение, становится возможным пробудить у школьников интерес к истории своих предков. Краеведение побуждает задуматься о прошлом и настоящем посредством поиска, исследования, изучения традиций и обычаев родного края, познания своих корней и пр. Благодаря всему этому формируется соответствующая система ценностей, которая так важна и по сегодняшний день. К таким ценностям относится патриотизм, духовность и национальное самосознание. Однако для того, чтобы воспитать в ученике сопричастность к прошлому и настоящему, помимо слов и передачи знаний необходимо задействовать более тонкие и высокие чувства и переживания, формирующие эмоционально-ценностное отношение личности к действительности.

Успешная организация школьного краеведения и его эффективность в учебно-воспитательной работе в целом, а также использования краеведческого материала в частности зависит от следующих условий:

– руководящее участие учителя.

– теоретической подготовки учителя начальных классов.

– методической подготовки учителя.

– краеведческой подготовки к проведению краеведческих исследований.

– использования краеведческих материалов в процессе изучения предметов.

– педагогического руководства учителем краеведческой деятельностью обучающихся [2].

Школьное краеведение подразделяется на несколько видов: географическое школьное краеведение, экологическое, историческое, литературное краеведение. При изучении родного края, малой родины используется несколько видов краеведения. Они находятся в тесной взаимосвязи и определяют две задачи: детальное изучение своей местности и накопление краеведческого материала. Краеведческий материал максимально используется в ходе преподавания учебного предмета. Только решив первую задачу, можно найти алгоритм к действию к решению второй задачи.

Необходимость введения регионального компонента в процесс обучения младших школьников существовала давно, так как школа является неотъемлемой частью общества. Она формирует всесторонне развитую личность, что невозможно без знания истории, культуры, литературы родного края.

В настоящее время все изменения в системе образования тесно связаны с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее-ФГОС НОО). Его реализация направлена на формирование личности младшего школьника. В соответствии со стандартом основная общеобразовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией не только через урочную, но и через внеурочную деятельность.

Перечислим основные виды краеведческой внеурочной деятельности. К ним относятся: игровая, познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; техническое творчество; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Выбор содержания и форм работы обычно определяются педагогом, в соответствии с его опытом и кругом увлечений. В данном случае педагог должен брать во внимание интересы и возраст учеников, возможности использования социокультурного пространства региона, особенности и традиции того или иного образовательного учреждения.

Н. Н. Яковлева и Е. А. Петрова разделяют формы внеурочной краеведческой работы в соответствии с участием детей. К таковым относятся индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые [3, С.38–40].

В индивидуальной работе проявляется самостоятельная деятельность отдельно взятых обучающихся. Это может быть подготовка проектов и докладов, альбомов с иллюстрациями, в которых содержатся особенности родного края, и пр. Благодаря этому каждый ребенок сможет найти свою нишу в общественном деле. Однако все это обязует педагога знать индивидуальные особенности учеников. Это, в свою очередь, можно определить посредством проведения бесед, заполнения анкет, а также изучения интересов обучающихся.

Благодаря кружковой краеведческой деятельности формируются творческие способности школьников. К самым распространенным формам кружковой работы относятся экскурсии, встречи с интересными людьми, проведение выставок и пр. Школьный кружок, не являясь продолжением занятий, проведенных в классе, лишь основывается на знаниях, полученных учеником на уроке. Занимаясь деятельностью кружка, школьник может стать неплохим помощником педагога, участвующим в проведении внеклассных мероприятий. Кроме того, кружковая деятельность помогает более глубоко усвоить знания, развивается интерес, проявляются творческие способности и создаются практические умения школьников.

Объединяющую форму краеведческой работы образуют детские клубы, школьные музеи и общества. Регулярная углубленная и систематическая краеведческая работа может привести к образованию краеведческих музеев в школах. Что касается профиля, данные музеи можно разделить на краеведческие, краеведческо-литературные, природоведческие и художественные.

Организация школьного музея представляет собой одну из лучших форм, в которой проявляется общественно полезный труд юных краеведов. Школьный музей включает в себя самих членов кружка, педагогов, школьников и их родителей. Так Н. Г. Дайри отмечал, что главной задачей школьного краеведческого музея является воспитание интереса к краеведению, осознание ценностей памятников истории и культуры, проявление чувства гордости за заслуги выдающихся земляков [1].

Достаточно распространенными в школе являются формы массовой краеведческой работы. Они охватывают большое число обучающихся. Для них характерна красочность, торжественность, яркость, сильное эмоциональное воздействие на детей. Массовая краеведческая работа побуждает учеников к активным действиям.

Школьные праздники являются традиционной формой массовой краеведческой работы. Они посвящены главным событиям. Это могут быть важные даты календаря, юбилеи писателей, деятелей культуры, искусства, события, касающиеся прошлого и настоящего родного края. За учебный год в среднем может проводиться 4–5 праздников. Благодаря им расширяется кругозор, возникает чувство сопричастности к жизни страны и родного края, пробуждается детская активность и предприимчивость.

Другой формой краеведческой работы является экскурсия. С ее помощью происходит изучение местных объектов в их естественной обстановке. Это могут быть экскурсии на природу, к памятным историческим местам и скульптурам, а также экскурсии в краеведческие музеи.

Широко распространены конкурсы и викторины по краеведению. Цель их проведения — выявить и развить интересы и способности обучающихся, побудить их к познавательной активности.

Таким образом, наиболее значимой проблемой, стоящей перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей младшего школьного возраста. Работа по формированию представлений о малой родине у младших школьников должна строиться последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей и раскрытия личностных талантов каждого ребенка.

Формами работы по формированию представлений о малой родине могут выступать: экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения.

Литература:

  1. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы: познавательная активность учащихся и эффективность обучения / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т общего и политехн. образования. — М.: Просвещение, 1966. — 438 с.
  2. Персин А. И. Краеведение и школьные музеи: история, теория, практика: [учебно-методическое пособие] / А. И. Персин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. — М.: Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, 2006. — 110 с.
  3. Яковлева Н.Н, Петрова Е. А. Актуальные вопросы воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции // Под ред. Н. Н. Яковлевой, Е. А. Петровой, Т. И. Ивановой, Е. А. Афанасьевой. — СПб: СПбАППО, 2013. — С.38–40.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, малая родина, краеведческий материал, краеведческая работа, массовая краеведческая работа, школьное краеведение, внеурочная деятельность, краеведческое образование, начальное общее образование, образовательная деятельность.


Ключевые слова

краеведение, региональный компонент, краеведческое образования, представления о родном крае, формы и методы краеведческой работы

Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках и во...

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

родной край, школьное краеведение, поисковая работа, местный материал, краеведческая работа, краеведческая деятельность, исследовательская деятельность...

Использование краеведческого материала на уроках...

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует

Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные.

Краеведение — это также и кропотливая работа, носящая исследовательский характер.

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение

русский язык, родной край, малая родина, краеведческий материал, урок, чувство патриотизма...

Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся...

Библиографическое описание: Нарышкина, В. С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов / В. С. Нарышкина.

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт...

Организация краеведческой деятельности в школе как...

Библиографическое описание: Острикова, Е. А. Организация краеведческой деятельности в школе как отражение тенденции регионализации

Краеведение - не традиционная наука, оно принадлежит к складывающемуся в современной науке новому типу междисциплинарного...

Роль краеведческой работы в формировании...

Роль краеведческой работы в формировании нравственно-культурных ценностей на уроках

Краеведческая работа помогает прикоснуться к самобытности народов севера, родного города, труда

родной край, Родина, краеведческая работа, малая родина, Белгород, патриотизм...

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного...

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на...

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров...

В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания...

Использование краеведческого материала на уроках русского...

Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею

Используя на уроках русского языка краеведческий материал, а также различные пособия и

русский язык, родной край, малая родина, краеведческий материал, урок, чувство патриотизма...

Похожие статьи

Использование краеведческого материала на уроках и во...

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

родной край, школьное краеведение, поисковая работа, местный материал, краеведческая работа, краеведческая деятельность, исследовательская деятельность...

Использование краеведческого материала на уроках...

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует

Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные.

Краеведение — это также и кропотливая работа, носящая исследовательский характер.

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Краеведческий материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение

русский язык, родной край, малая родина, краеведческий материал, урок, чувство патриотизма...

Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся...

Библиографическое описание: Нарышкина, В. С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов / В. С. Нарышкина.

родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт...

Организация краеведческой деятельности в школе как...

Библиографическое описание: Острикова, Е. А. Организация краеведческой деятельности в школе как отражение тенденции регионализации

Краеведение - не традиционная наука, оно принадлежит к складывающемуся в современной науке новому типу междисциплинарного...

Роль краеведческой работы в формировании...

Роль краеведческой работы в формировании нравственно-культурных ценностей на уроках

Краеведческая работа помогает прикоснуться к самобытности народов севера, родного города, труда

родной край, Родина, краеведческая работа, малая родина, Белгород, патриотизм...

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного...

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на...

Организация краеведческой работы при обучении бакалавров...

В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания...

Использование краеведческого материала на уроках русского...

Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею

Используя на уроках русского языка краеведческий материал, а также различные пособия и

русский язык, родной край, малая родина, краеведческий материал, урок, чувство патриотизма...

Задать вопрос