Библиографическое описание:

Острикова Е. А. Организация краеведческой деятельности в школе как отражение тенденции регионализации образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 95-97.

Конец ХХ – начало XXI века ознаменовались для России значительными поли­тическими, экономическими, социальными изменениями. Дезинтеграционные процессы привели к распаду единого союзного государства, появлению очагов межэтнической конфронтации, социально - политическому обособлению различных регионов страны.

Кризис российской государственности сопровождался не только социально-экономическими трудностями, но и кардинальным изменением общественных ценностей, приведшим к переосмысле­нию роли и задач образования.

Ориентация образовательной политики на социо- и этнокуль­турные региональные особенности определила приоритеты развития образовательного процесса в субъектах Российской Федерации. Именно регионализация выступила доминирующей идеей струк­турно-содержательного обновления педагогического процесса в учебных заведениях различного уровня и различной направленности, основой формирования и развития регионального образовательного пространства [1].

Анализируя различные подходы к определению ключевого понятия, А.К. Костин дает следующее определение: регион - это часть территории государства, имеющая законодательно закрепленные границы, собственные органы государственного и местного управления и находящаяся в определенных юридических отношениях с центральными органами государственного управления [3, с.29].

Однако, глубже рассматривая проблему предмета исследования, определяя важность социума не как такового вообще, а регионального социума со своими проблемами развития и многочисленными связями между различными сторонами общественной жизни и сложным комплексом нравственных, политико-правовых, идеологических, социально-экономических и социально-культурных отношений, он приходит к необходимости уточнить понимание региона как территориальной и социально-культурной общности, представляющей уникальное сочетание природных, экономических, социальных и политических процессов, обеспечивающей социальное воспроизводство в биоэкологическом, экономическом, образовательном, научном, социокультурном и других аспектах.

Таким образом, регион - это не просто административная система, а действующая общность, отличающаяся единством экономической, политической и духовной жизни. Это пространство, способствующее социализации человека, формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и развитию природных и культурных богатств. Это и образовательное пространство, т.е. совокупность образовательных учреждений, расположенных на данной территории, где крепнут основные социально-экономические связи, определяющие особенности социально-культурной инфраструктуры.

Федерализация как новое качество начавшегося в 1991 году процесса регионализации образования, знаменует переход российской образовательной системы в новое состояние: от образовательного унитаризма через регионализацию образования к образовательному федерализму. Последний органически сочетает в себе два встречных потока – регионализацию и интеграцию образования, повышение уровня самостоятельности, комплексности развития региональных систем образования и закрепления единства, целостности образовательного пространства России [3, с.47].

Образовательный федерализм на современном этапе выступает как идеологическая платформа не только регионализации образования, но и его развития в целом. Он предполагает поиск и поддержание единства в богатом пространственном многообразии российского образования, гармонию общероссийских и региональных образовательных интересов. В этом контексте регион рассматривается Наумовым С.В. как на основной элемент развития системы образования страны и характеризуется с точки зрения нескольких аспектов [3, с.14].

В административно-политическом плане регион представляет собой четко обозначенную структуру, концентрирующую в себе главные рычаги планирования, управления, распределения ресурсов, контроля за их использованием и т.д.

В экономическом плане в регионе, который являет собой целостную, хотя и разнородную экономическую структуру, наиболее полно решаются задачи соответствия образования народно-хозяйственным потребностям, образовательной системы региональному рынку труда.

В социокультурном плане именно на уровне региона, прежде всего, решаются задачи учета в образовании местных культурно-исторических особенностей и традиций, специфики общественных образовательных запросов, связи образования с другими сферами общественной жизни и, соответственно, задачи превращения образования в фактор социокультурного развития конкретной территории.

В организационно-педагогическом плане региональные системы образования представляют собой единый целостный образовательный комплекс (разорванный в настоящее время по многим, большей частью ведомственным причинам), который мобилизует, интегрирует в себе весь образовательный потенциал региона, его финансово-экономические, материально-технические, кадровые, научно-методические и прочие составляющие.

Вместе с тем опыт показывает, что реальное воплощение идей регионализации в сфере образования оказывается далеко не простым делом. Это обусловлено рядом причин, важнейшая из которых - отсутствие или недостаточная концептуальная проработанность методологических и научно- теоретических основ этого процесса. Существенно и то, что сама система образования даже на региональном уровне оказывается достаточно сложным объектом управления, в котором за долгие годы развития сформировались, а в последнее время обострились серьёзные противоречия:

  • между единым государственным образовательным заказом, формирующимся в центре, и тенденциями развития региона, исторические, культурные, социально-экономические условия которого обусловливают формирование и изменение образовательных потребностей;

  • между унифицированным содержанием образования и процессами становления, самоопределения, саморазвития личности, которые происходят в конкретных условиях региона;

  • между провозглашаемой на государственном уровне необходимости всестороннего развития личности, включённости её в систему общих российских и мировых культурных ценностей и реальным снижением социально-адаптивной функции образования, снижением уровня духовных образовательных потребностей у подрастающего поколения.

Таким образом, современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает наличие развитого регионального образовательного пространства. Существенным фактором развития регионального образовательного пространства может стать интеграция географических, исторических, экологических, биологических и других компонентов в рамках краеведческой деятельности.
Целью краеведческого образования является формирование у учащихся системного представления о территории проживания (области, крае, республике) как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение. Цель краеведческого образования состоит и в том, чтобы сформировать общечеловеческую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии, истории, биологии, литературе и экологии своего региона.

Краеведение - не традиционная наука, оно принадлежит к складывающемуся в современной науке новому типу междисциплинарного знания [5]. Сегодня мы наблюдаем возникновение новых наук на стыках нескольких традиционных, а импульсом к возникновению таких наук является не появление какого-то нового объекта для исследования, а обнаружение проблемы, которая не может быть решена усилиями лишь одной науки.

К краеведению из них наиболее близки такие передовые участки гуманитарной науки как локальная история, история повседневности [2]. Комплексные науки связаны не столько с объектами реальности, сколько с различными аспектами деятельности человека, преобразующего эту реальность. Краеведением может заниматься человек с любым профессиональным образованием, просто он должен знать и соблюдать общие методы и процедуры, обеспечивающие научную обоснованность результатов, которые он предлагает и учёным, и - что особенно важно в краеведении - широкой общественности. Комплексные науки обладают огромным интегративным потенциалом, позволяющем включать в своё содержание различные знания и формы практики.

С этой точки зрения краеведение предстаёт прекрасным и убедительным примером междисциплинарного знания, которое включает в себя географические, исторические, биографические, демографические, фольклорные, литературоведческие, экологические, социологические, музееведческие, бытописательские, библиографические аспекты [5]. Эту идею подчёркивает и С. О. Шмидт, утверждая, что краеведческое знание - комплексное знание: географическое, экологическое, историческое и шире - историко-культурное (историко-литературное, историко-экономическое), что метод краеведения опирается на междисциплинарные научные связи, учитывает и выводы научных теорий и первичные наблюдения обычной житейской практики, что краеведение соединяет научную, научно-популяризаторскую и общественную деятельность, к которой причастны и учёные-специалисты и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местные жители [6]. Взаимодействие в краеведческой работе различных видов человеческих знаний и деятельности способствует постепенному формированию научно-теоретического ядра краеведения в тесной связи с общекультурной просветительской работой.

Особым потенциалом в формировании научных знаний, расширении культурного кругозора, эстетическом и нравственном воспитания подрастающего поколения обладают различные виды краеведческой деятельности, в частности поисковая деятельность краеведческого характера. Для школьного уровня, возможно, более важным являются не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, так как краеведческие объекты или темы, как правило, являются малоизученными - особенно история отдельных населенных пунктов, предприятий, учреждений, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся. Помимо этого изменения, произошедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс «открытия» архивов - делают исследования краеведческой тематики актуальными, интересными, значимыми.

Наиболее распространенными направлениями изучения родного края являются: историко-краеведческое; туристско-краеведческое; архитектурно-краеведческое; социально-экономическое краеведение; культурологическое краеведение.

Важнейшей формой организации краеведческой деятельности школьников в контексте регионализации образования может выступить научное общество учащихся (НОУ). К основным воспитательно-развивающим целям НОУ можно отнести:

  • выявление учащихся, способных к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

  • привлечение учащихся к научной и исследовательской деятельности краеведческого характера и развитие их творческих способностей;

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследования;

  • содействие в профессиональной ориентации учащихся;

  • самовоспитание у обучающихся целеустремленности и системности в учебной, настоящей и предстоящей трудовой деятельности;

  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

Начиная работу по организации НОУ в общеобразовательной школе, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся на основе регионального материала. Анализ работ Леонтовича А.В., Савенкова А.И. показывает, что успех школьных исследований зависит, прежде всего, от следующих факторов:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой;

  • добровольность выбора темы учащимся, т.к. только та тема может быть любимой, а, следовательно, и хорошо выполненной, к которой у учащегося проявляется интерес;

  • максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования;

  • компетентное, заинтересованное руководство преподавателя ученической исследовательской работой;

  • учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования;

  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы в учебновоспитательном процессе и на краеведческом уровне;

  • системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

Таким образом, в условиях быстро нарастающего разнообразия экономического развития отдельных регионов и областей возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно новое молодое поколение хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития.

Организация краеведческой деятельности школьников в контексте регионализации образования помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами; содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов; гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.


Литература:

  1. Белогуров А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XXXXI веков: монография. – М.: МПА, 2003. – 247 с.

  2. Зайцева Н.Л., Маловичко С.И. Историческое краеведение и новая локальная история в условиях сосуществования разных парадигм исторического знания // Будущее нашего прошлого: Материалы Всероссийской научной конференции, 15-16 июня 2011 г. - М., 2011. - С. 127-137

  3. Костин А. К. Регионализация образования – стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. Научно-теоретический журнал. – 2005. – № 8.

  4. Наумов С. В. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: автореф. дис. ... докт. пед наук. – СПб, 2009. – 47 с.

  5. Строев К.Ф. Краеведение. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. -С. 4-5

Основные термины (генерируются автоматически): регионализации образования, краеведческой деятельности, контексте регионализации образования, регионального образовательного пространства, магистров педагогического образования, основного общего образования, краеведческого образования, тенденции регионализации образования, развития регионального образовательного, системы образования, процесса регионализации образования, исследовательской деятельности учащихся, Организация краеведческой деятельности, дополнительного образования, деятельности магистров педагогического, краеведческой деятельности школьников, развития системы образования, Организация научно-исследовательской деятельности, Целью краеведческого образования, Цель краеведческого образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос