Авторы: Плотникова Валентина Владимировна, Топор Анна Владимировна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 19.04.2017

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Плотникова В. В., Топор А. В. Организация краеведческой работы при обучении бакалавров (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 141-143. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12277/ (дата обращения: 15.12.2017).



В статье рассматривается возможность организации краеведческой работы с бакалаврами (направление «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование») в русле таких дисциплин как «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

Ключевые слова: краеведение, краеведческая работа, педагогические технологии, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование»

Сегодня, как никогда, актуален вопрос осуществления образования, основанного на возрождении исторической памяти, национально-патриотическом воспитании, воспитании любви к родному краю, его природе и культуре, формировании чувства ответственности за сохранение историко-культурного наследия.

Этой цели как нельзя лучше способствует «краеведение» принадлежащее, по мнению Д. С. Лихачева, «к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т. д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности» [6, с. 159].

Материалы, полученные в процессе краеведческих работ, обладают значительной воспитательной ролью, поскольку «краеведение гораздо более “воспитывающая наука”, наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения» [6, с. 159].

Еще одной важной особенностью краеведения как науки является отсутствие в ней «двух уровней. Одного уровня — для ученых-специалистов и другого — для широкой публики. Оно существует постольку, поскольку в его создании и в восприятии (потреблении) могут принимать участие широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место... Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки» [6, с. 160].

Рассматривая сущность данного понятия Л. В. Войтова отмечает, что в ходе исторического развития страны, смены эпох произошло формирование понятия краеведения, его внутренняя сущность зависела от постановки задач, которые краеведение призвано было решать в то или иное время. Изначально это было накопление и передача знаний о крае в виде сказов, былин и обрядов, затем посредством легендарных писаний отечественных и зарубежных книжников, летописей. Под краеведением понимали и собирание вещественных свидетельств прошлого, научное описание ландшафта, природы какого-либо края. Позже его признавали общественным движением, научной отраслью, инструментом образовательно-воспитательной работы в школе [2]. Д. Исламова считает, что краеведение «нельзя определить только как науку или даже как научную отрасль, хотя необходимо признать, что это базовая составляющая в понимании термина, ибо без знания края невозможна реализация ни одной функции краеведения, неполным будет понимание краеведения как инструмента преподавания и воспитания, а также как системы организаций и обществ по изучению местного края. Можно с уверенностью сказать, что краеведение стало весьма емким понятием и многообразным явлением общественной жизни» [3].

По нашему мнению, краеведение, как деятельность, в которой могут принимать участие люди всех возрастов (как высококвалифицированные ученые, так и ученики школ), представляется возможным использовать в нескольких аспектах при подготовке будущих педагогов:

‒ с целью изучения бакалаврами краеведческих особенностей региона, в котором происходит их подготовка (для расширения кругозора, научных знаний о животном и растительном мире, о быте, культурных традициях и т. д.);

‒ с методической точки зрения, поскольку в практической деятельности им предстоит организовывать эту работу с учащимися.

Осуществляя подготовку бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», оптимальным подходом для реализации выше перечисленных аспектов краеведческой работы считаем использование технологий при изучении таких дисциплин как: «Землеведение и краеведение», «Методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».

Проблема реализации педагогических технологий освещена Н. М. Борытко, Г. К. Селевко, В. И. Чупрасовой; в русле краеведческой работы рассматривается В. И. Курносенко, С. Н. Лисенковой, О. Л. Носковой.

Наибольший интерес, по нашему мнению, представляю игровые технологии, построенные по принципу квест-игры (англ. «quest» — поиск) [5]. В 90-х годах XX века компьютерные квест-игры были очень популярны во многих странах мира. Но постепенно их вытеснили другие компьютерные забавы, а квестообразные игры перекочевали на улицы. Подобные мероприятия многим напоминают некогда очень популярную масштабную, подвижную игру «Зарница».

Суть квеста заключается в получении новой информации путем решения головоломок, загадок на определенные темы. С этой целью разрабатываются маршруты экскурсии, на которой участники получают возможность изучить особенности родного края. Значительным преимуществом таких технологий является возможность использования нескольких форматов: с использованием транспорта, пешеходные, экстремальные, кабинетные, экскурсионные, познавательно-оздоровительные.

Объединяя информационные и игровые технологии, при проведении квестов кабинетного формата, мы имеем возможность демонстрировать:

‒ реконструкции событий,

‒ документальные фото и видео материалы,

‒ воспроизводить звуки природы,

‒ рассматривать какие-то объекты в увеличенном или уменьшенном масштабе и т. п.

Данный формат возможно использовать педагогам вуза в работе с бакалаврами при изучении материалов о родном крае, помимо этого он может быть изучен с методической точки зрения с целью дальнейшей реализации с учащимися начальной школы. Так же возможно использовать пешеходные, экскурсионные, познавательно-оздоровительные форматы.

Реализация таких технологий в рамках изучения дисциплин бакалаврами, дает возможность в дальнейшем подготовить их самих для р подобных видов деятельности с учащимися, воспитывая у подрастающего поколения интерес к прошлому через изучение культуры и быта народов родного края, знакомство с судьбами людей разных эпох. Дает возможность детям увидеть Родину, научиться ценить красоту ее природы, памятники культуры, уважать культуру и традиции народов, проживающих на ее территории.

Литература:

  1. Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)
  2. Войтова Людмила Владимировна Термины „краеведение» и „школьное краеведение»: понятийный аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/terminy-kraevedenie-i-shkolnoe-kraevedenie-ponyatiynyy-aspekt (дата обращения: 07.04.2017).
  3. Исламова Дания Сущность понятия «Краеведение» // Вестник ЧГАКИ. 2010. № 2 (22). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-kraevedenie (дата обращения: 07.04.2017).].
  4. Курносенко Виктория Ивановна Технология изучения природного краеведения с основами экологии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-izucheniya-prirodnogo-kraevedeniya-s-osnovami-ekologii (дата обращения: 07.04.2017).
  5. Лисенкова Светлана Николаевна Краеведческая квест-игра: обучение и развлечение // Концепт. 2015. № S20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kraevedcheskaya-kvest-igra-obuchenie-i-razvlechenie (дата обращения: 07.04.2017).
  6. Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность / Д. С. Лихачев // Рус.культура. — М.: Искусство, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): краеведческой работы, дата обращения, «Педагогическое образование», «Начальное образование», направление «Педагогическое образование», «Методика преподавания интегрированного, интегрированного курса «Окружающий, преподавания интегрированного курса, подготовки «Начальное образование», курса «Окружающий мир», профиль подготовки «Начальное, методической точки зрения, родного края, формирование понятия краеведения, важной особенностью краеведения, игровые технологии, изучения природного краеведения, возможность организации краеведческой, края невозможна реализация, направлению «Педагогическое образование».

Ключевые слова

краеведение, педагогические технологии, краеведческая работа, подготовка бакалавров по профилю «Начальное образование»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос