Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.11.2020

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Максимова, А. В. Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей / А. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74889/ (дата обращения: 26.02.2021).



В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Ключевые слова: арт-терапия, зависимость, коррекция, личность.

К началу XXI века проблема химических зависимостей приобрела характер пандемии. По данным экспертов Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ), в настоящее время количество больных такими заболеваниями, как наркомания и алкоголизм составляет 500 миллионов человек.

Задача современной практики в области психологии — это разработка вопросов оказания психологической помощи лицам с химической зависимостью. С этой целью открываются центры, ориентированные на помощь больным в преодолении подобных недугов.

При этом одной из причин возникновения зависимости является эмоционально-волевая сфера личности. Предположительно, коррекционная работа, направленная на эмоционально-волевую сферу, призвана помочь в преодолении зависимости.

Согласно данным исследований В. Н. Егоровой, С. В. Николаевой, В. А. Мильчаковой, Е. В. Волгушевой, В. Б. Альтшулер, А. В. Кашина, С. Л. Кравченко, Н. С. Кущёвой, Е. Змановской, Е. А. Савиной, Б. А. Азановой и др., для лиц с химическими зависимостями свойственны неуверенность в себе и автономия, они часто недооценивают, невоспринимают, отрицают собственную болезнь, имеет место акцентуированный личностный профиль на фоне среднего общего уровня саморегуляции, часто аффективные расстройства, нарушения интеллектуально-мнестической сферы, трудности саморегуляции, наблюдается сниженный уровень психологического благополучия и т. д.

Работа непосредственно с зависимыми лицами и их коррекция проводились и описывались в трудах М. В. Архиповой, О. В. Максимовой, И. А. Геронимус, С. К. Оруджевой и др.

Одним из наиболее результативных и популярных методов психологической коррекции является метод арт-терапии. В основе данного метода находятся лечение и коррекция, фундаментами которого является творчество и различные художественные приемы (рисование, сказкотерапия, коллаж и др.).

Основной принцип работы арт-терапии состоит в том, что деятельность происходит спонтанно. Для занятий техниками в этом направлении совсем не обязательно быть художником, писателем или обладать какими-либо талантами. Во время творческой работы наружу проецируется все скрытое. Арт-терапевтические упражнения способствуют прорыву страхов, комплексов, зажимов в сознании.

Истоки арт-терапевтичеких техник берут в теоретических идеях и представлениях З. Фрейда и К. Г. Юнга. С появлением групп психотерапевтического тренинга методы арт-терапии приобрели популярность. Широкая концептуальная база техник и прёмов описана в работах К. Роджерса и А. Маслоу. За рубежом арт-терапия активно развивалась в 1960–1980 гг., в отечественной практике — только формируется и активно развивается (Толстая С. В., 2016).

Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что применительно к лечению и реабилитации химических зависимостей методы арт-терапии обладают значительным потенциалом и даже определенными преимуществами, по сравнению с иными психотерапевтическими подходами.

В работе с химически зависимыми личностями применяется как индивидуальная, так и групповая арт-терапии, ряд авторов указывает на большую ценность групповой арт-терапии. Так, Х. Уиншип описывает работу динамической арт-терапевтической группы. Он обращает внимание на трудности включения лиц, проходящих лечение зависимости от ПАВ, в групповой контекст: «Потребители наркотиков, по большому счету, не хотят находиться в кругу людей, они словно «онемели» и невосприимчивы к чувствам окружающих, а потому групповая работа изначально будет затруднена». В то же время, этот автор подчеркивает решающую роль группы, обеспечивающую эмоциональную поддержку участников занятий и сокращение межличностной дистанции (Копытин А. И., 208).

Упражнения на основе методов арт-терапии признаются наиболее эффективными в коррекции различных сфер, поскольку основаны на повышении уверенности в себе, уменьшении эмоциональной напряженности, формировании чувства личной безопасности, стимулировании потребности в изодеятельности и интереса к ней, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познавательной потребности (Киселева М. В., 2006).

В. В. Зеленкова описывает следующие возможности арт-терапии с зависимыми лицами:

– Наладить отношения между терапевтом и зависимым клиентом.

– Облегчить процесс терапии.

– Сократить процесс терапии по продолжительности.

– Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

– Проработать мысли и чувства, которые зависимый привык подавлять.

– Развить чувство внутреннего контроля.

– Развить художественные способности и повысить самооценку.

– Способствовать нравственному развитию.

– Предупреждать возникновение рецидивов.

– Осуществлять как групповую, так и индивидуальную работу с зависимыми (Зеленкова В. В., элект. ресурс).

Позитивными результатами, в процессе использования арт-терапии в коррекционной работе, являются:

  1. Появление возможности невербального контакта, а также возможность преодолеть коммуникативные и психологические барьеры и защиты.
  2. Создание благоприятных условий для развития саморегуляции и произвольности.
  3. Возникновение адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, то есть приемлемая реакция, допустимая в социуме.
  4. Оказание дополнительного влияния на осознание собственных чувств, переживаний и эмоций. Возникновение предпосылок для регуляции эмоциональных реакций и состояний.
  5. Облегчение процесса коммуникации у замкнутых, стеснительных и слабо ориентированных на общение людей.
  6. Повышение ценности личности, содействие формированию позитивной «Я-концепции» и уверенности в себе посредством социального признания ценности созданного продукта (Киселева М.В, 2011).

Нами разработана программа коррекции эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью. Цель тренинга — коррекция эмоционально-волевой сферы у лиц с химической зависимостью. Задачами выступали постановка целей и определение путей их достижения; подробный анализ эмоциональной и волевой сфер, развитие осмысленного понимания собственных эмоций и чувств.

Формы работы: короткие информационные блоки, групповые индивидуальные арт-терапевтические упражнения, ролевые игры, моделирующие упражнения. Занятия должны проводятся регулярно под руководством опытного арт-терапевта в период реабилитации или социальной адаптации пациента.

Литература:

1. Анохин П. К. Эмоции [Текст] / П. К. Анохин // Психология эмоций: хрестоматия / авт.-сост. Витис Вилюнас. — Санкт-Петербург: Питер, 2004. — С. 268–275.

2. Дмитриева Ю. Ю. Арт-терапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы [Текст] / Ю. Ю. Дмитриева // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи. Сборник трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа — 2018). Под общ. ред. А. В. Кокурина, В. И. Екимовой, М. И. Розеновой; Московский государственный психолого-педагогический университет. — Пермь, 2018. — С. 85–88.

3. Зеленкова В. В. Возможности арт-терапии при работе с зависимостями [Электр. ресурс] / В. В. Зеленковка. — Режим доступа: https://refdb.ru/look/1009818.html

4. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов работающих с детьми [Текст] / М. В. Киселева. — СРб: Речь, 2011.

5. Копытин А. И., Богачев О. В. Арт-терапия наркоманий: Лечение, реабилитация, постреабилитация [Текст] / А. И. Копытин, О. В. Богачев. — М.: Психотерапия, 2008. — 172 с.

6. Кулаков С. А., Ваисов С. Б. Руководство по реабилитации наркозависимых [Текст] / С. А. Кулаков, С. Б. Ваисов. — СПб., 2013. — 240 с.

7. Толстая С. В. Развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста техниками арт-терапии [Текст] / Толстая С. В. // Современное образование Витебщины. — 2016. — № 4 (14). — С. 67–71.

8. Филиппова Я. Д. Психологические особенности больных, страдающих хроническим алкоголизмом [Текст] / Я. Д. Филиппова // Акмеология. — 2016. — № 1. — С. 175.

Основные термины (генерируются автоматически): химическая зависимость, эмоционально-волевая сфера, коррекционная работа, коррекция, лицо, процесс терапии, чувство.


Задать вопрос