Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 1532 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи / Л. Э. Кузнецова, Г. В. Репина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39075/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально-личностные особенности юношей, склонных к химической зависимости.

Ключевые слова: зависимое поведение, химическая зависимость, молодежь, эмоционально-личностные особенности, потребностно-мотивационная сфера, мотивация употребления наркотических веществ

Ухудшение социально-экономического положения в стране, падение нравственности, деформация семьи, как социального института привело в последние годы к росту химической зависимости среди молодежи.

Помимо сложных социальных условий многие молодые люди имеют такие личностные особенности, которые только способствуют формированию у них химической зависимости. Это эмоциональная неустойчивость, импульсивность, неустойчивая самооценка, негативное отношение к себе и другим людям, преобладание психологического дискомфорта, инертность, пассивность, нежелание что либо менять в своей жизни, зависимость от других. В качестве способа восстановления психологического комфорта молодежь выбирает зависимость, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций.

Зависимая личность выбирает односторонний способ выживания — уход от проблем, в результате чего создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарство) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиаты). Специфической особенностью химической зависимости является наличие тесной связи между двумя ее аспектами — клиническим и психосоциальным. Это означает, что поведение, связанное с употреблением наркотиков, следует одновременно рассматривать и как комплекс социально-психологических проблем, и как следствие прогрессирующих физико-химических изменений в организме [2].

Проведенный обзор зарубежных и отечественных исследований, выполненных в данной области, позволяет утверждать, что употребление химического вещества, преследует две основные цели: самоактивация для преодоления исходной истощаемости, неуверенности, боязливости и саморелаксация для снижения психоэмоционального напряжения [1].

Необходимость в самоактивации и саморелаксации несомненно актуальна для людей молодого возраста в силу недостатка поведенческих, личностных ресурсов, неспособности к саморегуляции психоэмоционального состояния.

Длительное психоэмоциональное напряжение в силу неспособности мобилизации личностных ресурсов человека ведет к снижению настроения и активности, повышенной психической истощаемости. Не имея возможности изменить свое состояние таким образом, чтобы адаптироваться к требованиям стрессогенной ситуации, справиться с условиями деятельности, молодежь ищет способ искусственной активации для решения проблем или, наоборот, уход от проблем, отдых от забот окружающей действительности. Одним из таких доступных средств, при незнании или неумении прибегать к другим способам регуляции психофизического тонуса, становится употребление различных психотропных веществ. Став заложником легкого удовольствия, молодежь может навсегда отказаться от поиска другого способа и становится жертвой заболевания — алкоголизма, наркомании, токсикомании, сутью которого является химическая зависимость [1].

Для молодежи употребление наркотических веществ — это неспособность позаботиться о себе и о своей жизни, неспособность получать удовольствие от жизни такой, какая она есть. Действительно, все наркозависимые имеют личностные проблемы, но не все люди с психологическими проблемами становятся зависимыми.

Человек будет иметь психологический иммунитет против химической зависимости, если он способен адекватно выражать свои чувства, в том числе и негативные; воспринимает жизнь такой, какая она есть; честен пред собой; способен поддерживать здоровые отношения с другими и может позаботиться о себе; умеет ставить цели и реализовывать их; способен к творчеству и увлечен делом; умеет получать удовольствие от разных вещей.

Целью исследования стало изучение психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи. Исследование проходило на базе частного психореабилитационного центра для людей, склонных к химической зависимости г. Новошахтинска Ростовской области. В исследование приняли участие молодежь в возрасте 15–22 лет, имеющая химическую зависимость.

Родителями, обратившимися за помощью в психореабилитационный центр, было выделено более 18 признаков зависимого поведения у детей: частое выпрашивание денег; самоизоляция, уход от участия в семейной жизни; понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям; гневливость, агрессивность, вспыльчивость; нарастающая лживость; бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергией; наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т. п., их скрывание; чрезмерно расширенные или суженные зрачки; пропажа из дома ценностей, денег, одежды и т. д.

Первоначально с целью выявления склонности к отклоняющемуся поведению молодых ребят было проведено их психодиагностическое обследование с помощью методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» — СОП (А. Н. Орел).

По результатам психодиагностики, у молодых ребят выражена установка на социально-желательные ответы, что свидетельствует о высоком уровне конформизма, зависимости. Критических значений достигает склонность к аддиктивному поведению, выражена тенденция к преодолению норм и правил. Юноши проявляют высокую склонность к саморазрушающему поведению. Волевой контроль эмоциональных реакций значительно снижен. Склонность к насилию и агрессии, делинквентному поведению умеренная.

На следующем этапе исследования были изучены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально-личностные особенности молодых ребят, склонных к химической зависимости. Для изучения потребностно-мотивационной сферы использовались методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса, методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса, Тест юмористических фраз (ТЮФ).Для изучения эмоционально личностных особенностей использовалась методика Леонгарда-Шмишека, многофакторный личностный опросник Кэттелла. Для изучения мотивации употребления наркотических веществ использовалась методика «Мотивация употребления наркотических веществ» С. К. Корнеева.

Результаты исследования показали, что для молодежи, склонной к химической зависимости, характерна деформация мотивационно-потребностной сферы личности, проявляющаяся в преобладании мотивации избегания неудач. Они тревожны, зависимы, пассивны, склонны к соперничеству, не проявляют настойчивости в достижении поставленных целей. Не готовы принять помощь и помогать другим при решении трудных задач. Молодые ребята ориентированы на материальные прагматические ценности. Доминирующая мотивация преобладает в таких сферах жизни как деньги, вредные привычки, агрессия-самозащита.

У 34 % молодых ребят, склонных к химической зависимости преобладающей мотивацией употребления наркотических веществ является мотивация гиперактивации поведения (стимулирующий эффект) и гедонистическая мотивация (получение удовольствия). Наиболее частные мотивировки в этой группе основаны на знании того, что наркотики вызывают приятные ощущения, необычные переживания, улучшают настроение. Можно отметить положительное отношение юношей этой подгруппы к употреблению наркотиков. Характерен высокий уровень мотивационного напряжения. Преобладающая группа мотивов — личностная.

У молодых ребят данной подгруппы характерна выраженность демонстративной и возбудимой акцентуации характера, гипертимной акцентуации темперамента. Эмоционально-личностные особенности отличаются общительностью, демонстративностью и как следствие использованием демонстративного протеста против мнения старших, активностью, самостоятельностью, склонностью к риску, любопытством, стремлением к самоутверждению.

У 66 % молодых ребят, склонных к химической зависимости преобладающей мотивацией употребления наркотических веществ является атарактическая мотивация (нейтрализация переживаний), субмиссивная мотивация, отражающая неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя или наркотических веществ, мотивация гиперактивации поведения (стимулирующий эффект). Из мотивировок наиболее часто встречаются объяснения типа «забыться», «в жизни нужно все попробовать», «от одного раза ничего не будет», «если все так плохо, лучше попробовать». Для этой группы характерно преобладание эмоционального компонента в побуждении принять наркотик, причем здесь важны как ближайшие цели, так и защитный положительный прогноз или стереотип. Характерен повышенный уровень мотивационного напряжения. Преобладающая группа мотивов — социально-личностная. Испытуемые из этой группы усвоили представления о том, что с помощью наркотика можно избавиться от негативных переживаний, достигнуть успеха или самоутвердиться, справиться с затруднительным положением и устроить свое будущее. Наркотик предлагается как «лекарство» от сильных эмоциональных переживаний: страха, ненависти, обиды, досады, бессилия, беспомощности, одиночества. Большинство юношей данной группы не может противостоять давлению группы или авторитету, рассчитывать на собственные силы, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свое поведение.

У молодых ребят данной подгруппы характерна выраженность акцентуаций темперамента эмотивного, экзольтированного, циклотимного типов и затревающий тип акцентуации характера. Эмоционально-личностные особенности молодых ребят характеризуются умеренной общительностью, зависимостью, несамостоятельностью, чувствительностью, неустойчивой самооценкой, недоверием другим людям.

В целом, для всех юношей, склонных к химической зависимости, характерны такие эмоционально-личностные особенности как неустойчивость эмоционально-волевой сферы, низкая социальная нормативность, низкая познавательная активность, недоверчивость, ориентированность на себя, склонность к напряженности, возбудимости, раздражительности и нетерпеливости.

Корреляционный анализ позволяет утверждать, что такие особенности личности как стремление к доминированию, независимости, риску способствуют проявлению мотивации гиперактивации поведения у молодежи, склонной к химической зависимости. А такие особенности личности молодого человека как зависимость, несамостоятельность, чувствительность, неустойчивая самооценка способствуют проявлению атарактической и субмиссивной мотивации употребления наркотических веществ.

Таким образом, можно утверждать, что мотивация употребления химических веществ опосредована эмоционально-личностными особенностями молодых ребят.

Полученные результаты исследования были рекомендованы для использования в разработке психореабилитационных программ, используемых в работе с молодежью, склонной к химической зависимости, психологами центра.

Литература:

  1. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. — М.: Академа, 2003. — 287 с.
  2. Кузнецова Л. Э., Репина Г. В. Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи / Л. Э. Кузнецова, Г. В. Репина // Молодой ученый. — № 24 (128) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2016. — С. 287–290.
Основные термины (генерируются автоматически): химическая зависимость, вещество, молодежь, мотивация употребления, потребностно-мотивационная сфера, неустойчивая самооценка, поведение, эмоционально-личностная особенность молодых ребят, мотивационное напряжение, особенность личности.


Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы подростков

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью. Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Особенности мотивационной сферы подростков.

Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по тесту Кеттелла в условиях разной среды обучения.

Мотивационный климат как психологический феномен...

Интерес к исследованиям мотивационного климата спортивной деятельности активизировал разработку диагностических инструментов для установления его особенностей.

Спортивная деятельность непосредственно связана с формированием мотивационной сферы личности.

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Мирук Анастасия Васильевна, ассистент

Ключевые слова: мотивационная сфера, функции мотивации, внешние и внутренние мотивы.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на...

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности.

дошкольный и младший школьный возраст – от 3 до 10 лет, для которого характерно развитие потребностной сферы...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности...

Ключевые слова: аддиктивное поведение, химическая зависимость, психологический стресс, стрессоустойчивость личность, совладающее поведение

Под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с...

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности.

Эти составляющиеся также тесно связаны с потребностной сферой.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной...

будут возникать новые мотивы и интересы» [5]. Данные образования мотивационной сферы личности соотносятся с собственными

Эмоции неразрывно связаны с мотивацией человека, причем мотивационные процессы невозможны вне пределов эмоциональной сферы.

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Именно потребностные теории мотивации положили начало изучению причин активности человека и животных.

14. Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального...

Похожие статьи

Особенности мотивационной сферы подростков

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью. Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на достижение успеха в деловом общении.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Особенности мотивационной сферы подростков.

Характеристики личностных особенностей подростков с ОВЗ по тесту Кеттелла в условиях разной среды обучения.

Мотивационный климат как психологический феномен...

Интерес к исследованиям мотивационного климата спортивной деятельности активизировал разработку диагностических инструментов для установления его особенностей.

Спортивная деятельность непосредственно связана с формированием мотивационной сферы личности.

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Мирук Анастасия Васильевна, ассистент

Ключевые слова: мотивационная сфера, функции мотивации, внешние и внутренние мотивы.

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на...

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности.

дошкольный и младший школьный возраст – от 3 до 10 лет, для которого характерно развитие потребностной сферы...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности...

Ключевые слова: аддиктивное поведение, химическая зависимость, психологический стресс, стрессоустойчивость личность, совладающее поведение

Под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с...

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности.

Эти составляющиеся также тесно связаны с потребностной сферой.

Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной...

будут возникать новые мотивы и интересы» [5]. Данные образования мотивационной сферы личности соотносятся с собственными

Эмоции неразрывно связаны с мотивацией человека, причем мотивационные процессы невозможны вне пределов эмоциональной сферы.

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Именно потребностные теории мотивации положили начало изучению причин активности человека и животных.

14. Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального...

Задать вопрос