Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.11.2020

Статья просмотрена: 331 раз

Библиографическое описание:

Ишкарина, А. Р. Деятельность таможенных органов в условиях цифровой экономики / А. Р. Ишкарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74880/ (дата обращения: 20.01.2022).



Ключевые слова: цифровая экономика, таможенный контроль, цифровая таможня, таможенное оформление.

Всемирная таможенная организация объявила 2016 год годом «Цифровой таможни». Под девизом «Цифровая таможня: прогрессивное взаимодействие» ВТО выдвинуло решение о стремлении к дальнейшему развитию цифровых услуг и решений и к внедрению современных информационных технологий для того, чтобы изменить и улучшить методы работы таможни.

Момент объявления года «Цифровой таможни» связан с образованием цифровой экономики, которая функционирует с помощью цифровых технологий, в области электронных транзакций, совершаемых через Интернет [1, с. 93].

В 2018 году ВТО провела собрание по цифровой таможне и электронной торговле, актуальной темой стало то, что администрация должна взаимодействовать с участниками внешнеэкономической деятельности на базе обширного применения решений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронной коммерции при получении, обработке и передаче информации. Эксперты ВТО обсудили обширный спектр вопросов, которые затрагивали тему цифровой таможни и электронной коммерции, а именно «Взаимосвязь компьютеризированных систем таможенного оформления» и «Отслеживание данных электронной коммерции и проблемы регулирования для развивающихся стран» [2].

На 75-ой сессии комитета по управлению информацией ВТО в 2018 году был вынесен ряд вопросов по программе активного внедрения ИКТ в таможенных и пограничных процессах. Так была представлена новая версия модели данных ВТО, новое бизнес руководство по модели данных ВТО, интерактивная карта «единого окна» и база данных по проектам в области отслеживания и улучшения ВТО, которая даст возможность странам-членам ВТО делиться своим опытом по внедрению технологии «единого окна» [2].

Взаимосвязь между заинтересованными сторонами и таможенными службами в последовательности поставок, по мнению IMSC (Международная коалиция по безопасности на море), должна стать одной из главных целей цифровой таможни как приложении о создании концепции интеллектуальной границы с помощью внедрения электронных услуг и использования новых информационных технологий.

В связи с этим IMSC обсудил будущие проекты, посвященные достижению функциональной совместимости и стандартизации данных в области Blockchain путем расширения сотрудничества с заинтересованными участниками внешнеэкономической деятельности. Также была поднята актуальная проблема облачных вычислений как перспективного подхода для внедрения новых процессов и технологий. Некоторые из облачных функций, таких как «оплата за использование», «эластичность», а также «переносимость облачных данных», могут в значительной степени облегчить работу таможенным службам в эффективном внедрении ИКТ — решения, вместе с тем улучшая возможности подключения и функциональной совместимости таможенных систем. IMSC определил безопасность данных и локализацию данных как две важные проблемы, которые необходимо решать, чтобы снизить риск использования облачных решений, с помощью надежной контрактной структуры между пользователями и поставщиками решений.

Также из-за увеличения количества угроз кибербезопасности, были затронуты вопросы обеспечения безопасности информации, вследствие чего было выдвинуто решение о продолжении разработки проекта справочника по информационной безопасности.

Таким образом, ВТО были разработаны инструменты для повышения эффективности таможенного контроля в условиях цифровой экономики, такие как: сборник по управлению рисками, база данных карты проекта, глобальная таможенная сеть, модель данных, единое окно сборник, руководство по исследованию выпуска товаров, сборник по развитию компетенций, рамочные стандарты безопасности (модель стандартов), пересмотренная Киотская конвенция, руководящие указания по аудиту после таможенного оформления, CLIKC.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая определяет направления цифровизации, основные институты развития цифровой экономики и главные инфраструктурные элементы утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.

В настоящее время сформирована и согласуется программа «Цифровой транспорт и логистика», которая входит в состав программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Цифровая логистика представляет собой управление, для решения задачи уменьшения затрат с применением современных информационных технологий, материальными, информационными и финансовыми потоками на базе их оптимизации.

Среди проблем организации таможенного контроля необходимо обозначить нестабильность правовой базы при таможенной процедуре таможенного транзита в условия интеграции в систему международных транспортных коридоров (МКТ). Кроме базовых нормативно-паровых актов таких как, международные логистические стандарты, ТК ЕАЭС и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», субъекты таможенного контроля руководствуются в своей деятельности множеством других подзаконных, нормативно-правовых актов. Следует отметить, что за период с 2000 по 2018 годы только в ФТС России принято и изменено почти 400 различных ведомственных документов, инструкций, регламентов, правил, порядков, устанавливающих порядок проведения таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле.

Информационная непрозрачность не позволяет перевозчикам узнать о потребностях в перевозках, в основном, решить проблему недогруза; обилие и разнообразие регламентов, реестров, классификаторов и стандартов, сложности оформления перевозок создают большие трудности для смешанных перевозок; имеются большие издержки, маленькая скорость и нереализованный потенциал сделок по различным видам перевозок.

Также, с ростом товаропотоков вероятно увеличение числа нарушений таможенных правил, связанных с процедурой таможенного транзита, поэтому многие мировые логистические компании с целью повышения безопасности перемещения грузов, применяют в своей деятельности различные геоинформационные устройства.

Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) это система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о необходимых объектах [3, с. 325].

В качестве меры обеспечения соблюдения таможенных процедур геоинформационные технологии являются перспективным направлением, дающим возможность, в рамках функционирования цифровой таможни, определить различные виды нарушений и принимать решения о форме и методе таможенного контроля.

Таким образом, можно сделать вывод, что за счет уменьшения торговых издержек и обеспечения более быстрого, безопасного и надежного управления данными, цифровые технологии изменяют глобальный торговый ландшафт, вследствие чего повышая общую эффективность международной цепи поставок [4, с. 15].

Литература:

  1. Кожанков А. Ю., Бабенко К. И., Боброва О. Г. Цифровая таможня — современный международный тренд. Сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты // Материалы 15-й Международной конференции «Государственное управление в XXI веке. М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. С. 92–96.
  2. Information Management SubCommittee Augments Digital Customs Agenda. www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2018/nove mber/information-management-sub-committee-augments-digital-customs-agenda.aspx?p=1
  3. Краснова А. И. Геоинформационные технологии в таможенном деле // Таможенные чтения — 2011. Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том I. Инновационная Россия: проблемы и перспективы. В двух частях. Часть II / Под общ. ред. профессора А. Н. Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2011. С. 324–327.
  4. Алёхина О. В., Игнатьева Г. В., Смирнова И. А., Тарасова Н. Л. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник СГСЭУ. Цифровая экономика. 2018. № 3(72). С. 9–15.
Основные термины (генерируются автоматически): IMSC, таможенный контроль, цифровая таможня, Цифровая экономика, Российская Федерация, таможенное оформление, электронная коммерция, внешнеэкономическая деятельность, таможенный транзит, функциональная совместимость.


Задать вопрос