Мессенджер как новый объект коммуникативной лингвистики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.11.2020

Статья просмотрена: 1519 раз

Библиографическое описание:

Гребельник, Т. В. Мессенджер как новый объект коммуникативной лингвистики / Т. В. Гребельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74686/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматривается история возникновения системы мгновенного обмена сообщениями, описываются её общие принципы и функциональные особенности, дается определение понятия «мессенджер» как современной формы коммуникации. Актуальность данной статьи определена широким распространением мессенджеров в системе коммуникативного взаимодействия.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, интернет-коммуникация, мессенджер, речь, язык .

The article examines the history of the emergence of the instant messaging system, describes its general principles and functional features, gives a definition of the concept of «messenger» as a modern form of communication. The relevance of this article is determined by the widespread use of instant messengers in the system of communicative interaction.

Key words: information technology, information, Internet communication, messenger, speech, language.

Так как язык существует одновременно и в обществе, и во времени, то никто ничего не может в нем изменить.

Фердинанд де Соссюр

Исследование языка электронных коммуникаций как современной формы общения в настоящее время является очень перспективным направлением и вызывает заметный интерес, а также привлекает внимание отечественных (Н. Д. Арутюнова, Н. Г. Асмус, Н. Б. Лебедева, О. Б. Сиротинина, К. А. Филиппов и др.) и зарубежных лингвистов (D. Crystal, P. T. O Conner, S. Miller, D. Angell, I. Pierozak, P. Lapointe и др.).

Система общественных отношений тесным образом связана с развитием информационного пространства, а ее формирование и развитие напрямую зависит от изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности. Массовое внедрение и развитие новейших информационных технологий позволили человечеству перейти на абсолютно новую ступень развития — информационную.

Смену мировоззрения на рубеже тысячелетий подготовила революция в области коммуникаций и информации, достигшая широких масштабов. Информация превратилась в глобальный, неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации — эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и «неслыханных возможностей» феномена управления. Именно информация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, умчали развитые страны в новую цивилизацию 1, с. 3.

Характерное для современного общества широкое распространение информационных технологий, стремление к освоению новых форм общения привели к появлению особого вида коммуникативного взаимодействия между людьми, получившего в науке название компьютерно-опосредованной коммуникации (от англ. computer-mediated communication), или интернет-коммуникации 3, с. 1.

В рамках данной статьи обратимся к изучению вопроса истории возникновения и распространения одной из новых форм общения в рамках данного вида коммуникации — мессенджера, который представляется нам до конца не изученным объектом коммуникативной лингвистики.

Этимология слова мессенджер восходит к англ. слову «messenger», что в переводе означает «курьер» или «связной» 9, с. 12.

Несмотря на множественность уже существующих определений понятий «мессенджер», все они, на наш взгляд, идентичны в своей интерпретации.

Так, А. С. Головко характеризует мессенджеры как новое поколение сервисов мгновенных сообщений, которые сегодня ориентированы на мобильные устройства и смартфоны 2, с. 2.. П. В. Колозариди и А. В. Ильин рассматривают мессенджеры как программу, мобильное приложение или веб-сервис для мгновенного обмена сообщениями 5. Д. В. Соколова понимает мессенджеры как сервис мгновенного обмена сообщениями, действующий на базе программируемого приложения с помощью интернет-подключения 8.

Обобщая предложенные выше определения, отметим, что все они подчеркивают такие свойства рассматриваемой системы, как опосредованность (через устройство, телекоммуникационную сеть Интернет) и мгновенность (режим реального времени) коммуникации. При этом необходимо сказать и о более широких возможностях мессенджера: передавать не только текстовую информацию, но и видеопослания, изображения, звуковые сигналы.

Обратимся к истории появления мессенджеров. Их массовое использование для передачи мгновенных текстовых сообщений началось с 1996 года. Первым мессенджером, из известных на сегодняшний день, стал «ICQ» (в переводе с англ. языка «I seek you» — я ищу тебя). В создании программы для общения в Интернете и локальных сетях приняли участие четверо израильских школьников (Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигисер, Амнон Амир). Постепенно программа распространялась среди друзей и знакомых и в скором времени приобрела известность во всем мире.

Однако это было первое поколение мессенджеров, созданное исключительно для персональных компьютеров. Вслед за «ICQ» появились и другие программы для мгновенного обмена сообщениями: AIM, MSN, QQ, NateOn, Google Talk, Miranda, QIP, Skype и многие другие. Далее, совершенствуясь и развиваясь, мессенджеры приобретали все большую популярность и на сегодняшний день являются современным средством коммуникации, доступным большинству.

Первые сообщения были исключительно в текстовом режиме, впоследствии коммуникативное пространство и техническое оснащение мессенджера расширялось: появлялись дополнительные графические элементы, смайлы и стикеры, а также мультимедийные элементы (картинки, фотографии, видеоролики, музыка). Введение дополнительных знаков улучшает понимание с точки зрения содержания сообщения, а также помогает налаживать эмоциональную связь общающихся в процессе коммуникации. Конечно, уместность использования смайлов и стикеров напрямую зависит от характера отношений и степени их официальности, и определяет тональность общения.

На сегодняшний день использование мессенджеров приобретает колоссальную популярность среди всех возрастных групп населения России. Конечно, молодежь и поколение среднего возраста используют их наиболее активно, однако, в последнее время этот процесс вовлек и людей более старшего поколения. Безусловно, такая популярность обусловлена удобством общения, минимизацией временных затрат и, естественно, тем, что люди стараются «идти в ногу со временем» и использовать наиболее актуальные средства связи.

Рассматривая функциональные особенности мессенджера с точки зрения технических возможностей, Е. Ю. Манукова и Захарова М.В в своей работе «Использование сервисов мгновенного обмена сообщениями в современной массовой коммуникации» выделяют следующие традиционные функции мессенджера:

  1. чат (текстовый, голосовой, видеочат)
  2. передача файлов;
  3. инструменты для совместной работы в режиме реального времени;
  4. напоминания и оповещения;
  5. звонки на компьютер;
  6. возможность отправки SMS;
  7. хранение истории общения с контактами;
  8. индикация сетевого статуса присутствия собеседников (в сети или отсутствует), занесенных в список контактов 6.

Определяя мессенджер в качестве объекта коммуникативной лингвистики, мы считаем возможным выделить следующие его функции:

  1. контактная — установление взаимного контакта между собеседниками;
  2. информационная — в процессе общения происходит обмен сведениями, мнениями, решениями;
  3. побудительная — призывает и направляет собеседника на выполнение определенных действий;
  4. координационная — взаимное согласование действий при организации совместной деятельности;
  5. перцептивная — понимание партнерами друг друга (их состояний, переживаний, намерений);
  6. эмотивная — взаимный обмен эмоциями и переживаниями между коммуникантами;
  7. статусная — понимание и восприятие своего места в системе отношений (деловых, межличностных, статусных);
  8. воздействующая — влияние на изменение поведения, намерений, мнений, представлений, решений, действий партнера.

Выделение данных функций предполагает рассмотрение коммуникации в мессенджере как процесса взаимодействия между людьми, протекающего в режиме реального времени в соответствии с определенным контекстом.

Мы полагаем, что комплексное сочетание технических и коммуникативных функций определяет востребованность использования современных мессенджеров.

Создание новых коммуникативных сфер, к числу которых относятся мессенджеры, оказывает огромное влияние на изменения в языке, что вызывает особый интерес исследователей.

По мнению Е. И. Горошко и Е. А. Земляковой, язык, используемый в коммуникации с помощью программ мгновенного обмена сообщениями, существенно отличается как от письменной, так и от устной формы нормированного литературного языка. Благодаря быстроте отправки и получения сообщений в мессенджерах речь все более и более приобретает черты устной. Использование специальных графических символов — эмотиконов — для передачи эмоций, применение паралингвистических символов, лаконичных и выразительных сокращений позволяют говорить о существовании нового устно-письменного типа речи 4, с. 3..

О. К. Голошубина полагает, что речевой жанр «разговор в мессенджере» родился в результате трансформации и взаимопроникновения речевых жанров «разговор» и «письмо». Он представляет обычное повседневное общение, только в письменной форме 3.

На наш взгляд, характер общения в мессенджерах, а также уровень и стилистические особенности во многом зависят от социальной роли коммуникантов, уровня их владения языком, коммуникативных намерений. Мы не исключаем, что в результате такого взаимодействия формируется особая форма языка интернет-коммуникаций, а также происходит образование нового стиля интернет-общения, характерными особенностями которого выступают спонтанность, включение элементов разговорной речи, сочетающихся с письменной формой.

Таким образом, процесс коммуникации с использованием мессенджеров на сегодняшний день является высоко востребованным. К главным преимуществам таких программ относятся удобство, простота и функциональность использования, общедоступность и распространенность. Можно предположить, что, совершенствуясь и развиваясь, мессенджеры в скором времени будут представлять собой полноценный канал медиапотребления. Именно поэтому весьма актуальной и интересной является тема дальнейшего изучения их функционирования в современном коммуникативном пространстве.

Литература:

  1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. Головко А. С. Мессенджеры как инструмент Relationship marketing в продвижении спортивного клуба / А. С. Головко. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_30013539_27305886.pdf, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. Рус.
  3. Голошубина О. К. Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации» / О. К. Голошубина // Вестник Омского университета. — 2015. — № 1. — С. 208–212.
  4. Горошко Е. И. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений Telegram) / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Жанры речи. — 2017. — № 1 (15). — С. 92–100.
  5. Колозариди П. В. Мессенджеры в городской среде: гибридные формы и новые практики/ П. В. Колозариди, А. В. Ильин // Шаги. Социология. — 2016. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/v/messendzhery-v-gorodskoy-srede-gibridnye-formy-i-novye-praktiki-1, свободный. –Заглавие с экрана. — Яз.Рус.
  6. Манукова Е. Ю. Использование сервисов мгновенного обмена сообщениями в современной массовой коммуникации / Е. Ю. Манукова, М. В. Захарова // Современная филология. Мат-лы V Междунар. науч. конф. Самара, 2017. С. 85−87.
  7. Обзор сервисов обмена мгновенными сообщениями / Корпорация связи. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.corporacia.ru/
  8. Соколова Д. В. Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram / Д. В. Соколова // Медиаскоп. — 2017. — № 4. — Режим доступа: http://mediascope.ru/2380
  9. Шаронин П. Н. Роль мессенджеров в современном медиапространстве / П. Н. Шаронин, Е. В. Козлова // Медиаэкономика 21 века. — М.: Изд-во ИП Шаронин Павел Николаевич. — 2017. — № 2. — С. 12–15 с.
  10. Иванько А. Ф. Кибер-коммуникации. Особенности мессенджера Telegram / А. Ф. Иванько, М. А. Иванько, А. Е. Баранова // Молодой ученый. 2017. — № 12. — С. 16−20.
Основные термины (генерируются автоматически): мгновенный обмен, мессенджер, реальное время, сообщение, AIM, MSN, коммуникативная лингвистика, коммуникативное взаимодействие, письменная форма, скорое время.


Похожие статьи

Использование сервисов мгновенного обмена сообщениями...

Система мгновенного обмена сообщениями — это службы для обмена сообщениями в режиме

Различие между мессенджерами и электронной почтой заключается в том, что сообщения

Внутрикорпоративное взаимодействие. Почта или мессенджер — что выбрать? /

Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества

Интернет-коммуникация открывает новую форму языкового взаимодействияписьменную разговорную речь. Язык существует в Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности.

Диалог в межличностной коммуникации | Статья в журнале...

речевой этикет, мессенджер, языковая игра, электронный диалог, речевое поведение, реальная коммуникация, мгновенный обмен, электронная

Однако коммуникативный контекст онлайн-общения соответствует устному формату: ведение диалога в реальном времени, обмен...

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

2) Коммуникативная функция — виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня общаться

Эта форма интернет коммуникации является наиболее интерактивной.

Оставляя сообщение, посетитель форума надеется получить ответ не мгновенно, а по прошествии...

Мессенджеры – новый канал прямой коммуникации с целевой...

В настоящее время отмечается активный рост пользователей Интернет на мобильных устройствах.

В связи с эти мессенджеры становятся одним из популярных каналов коммуникации, причем как межличностного характера, так и массового.

Дистанционное общение педагогов и родителей посредством...

 Очевидно, что XXI век — это время стремительного развития интернета и компьютерных

В современном мире использование информационно-коммуникативных технологий в различных сферах

Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия педагогов...

О некоторых особенностях интернет-коммуникации как новой...

Ключевые слова: интернет, язык, устная речь, письменная речь, лингвистика, признаки.

В последнее время актуальными темами исследований, в том числе и по лингвистике, стали темы, касающиеся речевой практики и функционирования языка на просторах сети Интернет.

Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере...)

Однако новое коммуникативное пространство Интернета требует иных форм вежливости. Рассмотрим их на примере речевого жанра «разговор в мессенджере». Скажем несколько слов о мессенджере. Что это такое? Мессенджер (от англ. messenger — курьер)...

Похожие статьи

Использование сервисов мгновенного обмена сообщениями...

Система мгновенного обмена сообщениями — это службы для обмена сообщениями в режиме

Различие между мессенджерами и электронной почтой заключается в том, что сообщения

Внутрикорпоративное взаимодействие. Почта или мессенджер — что выбрать? /

Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества

Интернет-коммуникация открывает новую форму языкового взаимодействияписьменную разговорную речь. Язык существует в Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности.

Диалог в межличностной коммуникации | Статья в журнале...

речевой этикет, мессенджер, языковая игра, электронный диалог, речевое поведение, реальная коммуникация, мгновенный обмен, электронная

Однако коммуникативный контекст онлайн-общения соответствует устному формату: ведение диалога в реальном времени, обмен...

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

2) Коммуникативная функция — виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня общаться

Эта форма интернет коммуникации является наиболее интерактивной.

Оставляя сообщение, посетитель форума надеется получить ответ не мгновенно, а по прошествии...

Мессенджеры – новый канал прямой коммуникации с целевой...

В настоящее время отмечается активный рост пользователей Интернет на мобильных устройствах.

В связи с эти мессенджеры становятся одним из популярных каналов коммуникации, причем как межличностного характера, так и массового.

Дистанционное общение педагогов и родителей посредством...

 Очевидно, что XXI век — это время стремительного развития интернета и компьютерных

В современном мире использование информационно-коммуникативных технологий в различных сферах

Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия педагогов...

О некоторых особенностях интернет-коммуникации как новой...

Ключевые слова: интернет, язык, устная речь, письменная речь, лингвистика, признаки.

В последнее время актуальными темами исследований, в том числе и по лингвистике, стали темы, касающиеся речевой практики и функционирования языка на просторах сети Интернет.

Нормы речевого этикета в интернет-коммуникации (на примере...)

Однако новое коммуникативное пространство Интернета требует иных форм вежливости. Рассмотрим их на примере речевого жанра «разговор в мессенджере». Скажем несколько слов о мессенджере. Что это такое? Мессенджер (от англ. messenger — курьер)...

Задать вопрос