Учреждение должности Парламентского Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан вызвала повышенный интерес к институту омбудсмена в целом. В статье исследуются особенности формирования института омбудсмена в зарубежных странах. Определяются значимость и эффективность деятельности омбудсменов в странах с различной политической и правовой системой, формой государственного устройства и формой правления. Делается вывод о том, что законодательное введение института омбудсмена во многих зарубежных странах явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина основных составляющих правового государства.
Ключевые слова: омбудсмен, уполномоченный, права человека, защита прав и свобод человека, парламент, законность, жалоба, контроль.
Права и свободы человека — один из правовых институтов, для которых характерно утверждение единых стандартов и координация усилий как внутри государства, так и на международном уровне.
Значимую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах играют омбудсмены — должностные лица, избираемые или назначаемые парламентом и уполномоченные им осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Первое официальное закрепление институт омбудсмена получил в ноябре 1991 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Постановление «О Декларации прав и свобод человека и гражданина». Как известно, в декларациях формулируются принципы, обязательные для конституционно-правового развития государств3. Согласно ст. 40 п. данного Постановления: «Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека».
После длительных процедур согласования, федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был официально опубликован и вступил в силу [1]. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации.
Анализ конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дает основания утверждать, что, с одной стороны, по принципам деятельности, правовому положению в системе государственных органов, механизмам обеспечения функциональной независимости, порядку назначения и прекращения полномочий, вопросам финансирования аппарата, специфическим методам «альтернативного урегулирования споров» он сохраняет основные характеристики классического (парламентского) института омбудсмена, выполняя посредническую роль между государством и гражданским обществом [2.c.23–33].
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:
– рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
– анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
– развитие международного сотрудничества в области прав человека;
– правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В настоящее время институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) создан во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в новых субъектах — в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. В дополнение к уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации начался процесс учреждения должностей отраслевых уполномоченных.
В Испании отсутствует институт уполномоченного по правам человека.
В Чехии омбудсмен по правам человека избирается сроком на 6 лет. Станислав Кржечек был выбран на это место 19 февраля 2020 года.
В Чехии омбудсмен может помочь со следующими вопросами [3, с.84–96]:
– Когда Управление неактивно — т. е. оно не вынесло решение в установленный срок, оно не начало разбирательство и т. д.;
– Когда вы думаете, что власти или чиновники относятся к вам высокомерно или неуместно;
– События, к которым относится жалоба, не должны быть старше 1 года.
Не может помочь:
– С принятием решений самоуправления муниципалитетов и городов (например, при распределении муниципальных квартир, распоряжении муниципальной собственностью, утверждении планов зонирования и т. д.);
– С деятельностью по принятию решений судов;
– С исполнением по гражданским делам (например, споры с соседями, кредиты, договоры купли-продажи, погашение задолженности и т. д.);
– По вопросам трудового права (заключение или увольнение и т. д.);
– По уголовным делам (например, если вы не согласны с назначенным приговором, возбуждением / не возбуждением уголовного дела или ходом расследования и т. д.);
– Если у вас есть оговорки о каком-либо законе.
Наиболее распространенные органы и учреждения, на которые распространяется компетенция Защитника:
– Министерства;
– муниципальные и региональные власти, торговая инспекция;
– Чешское управление социального обеспечения;
– общественные объединения местных органов власти;
– органы социальной и правовой защиты детей (ОСПОД);
– строительные, экологические, гигиенические власти;
– кадастровые отделы, ЗАГСы;
– объекты, где обеспечивается защитное или институциональное образование.
Во Франции институт омбудсмена был создан в 1973 году с тремя сферами ответственности. Первый — это обслуживание пользователей. Любое физическое или юридическое лицо, находящееся на территории Франции, независимо от его гражданства и юридического или неурегулированного положения, может воспользоваться услугами посредника, когда он замечает нарушение функции администрации — общий термин, обозначающий администрации государства, местные органы власти, организации социального обеспечения и поставщики, связанные делегацией общественных услуг. Кроме того, в свете жалоб, которые ему поступают, омбудсмен может вносить предложения по реформе правительству — даже если эти жалобы не касаются государственного сектора, то есть они не допустимы как таковые учреждением.
Третья миссия омбудсмена заключается в поощрении и защите прав человека. В этом отношении он обеспечивает, в частности, предотвращение возможных нарушений прав, закрепленных в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также их надлежащее исполнение Францией [4, с.8–13].
В США есть как омбудсмены, которые работают в каждом штате, так и отдельный отдел гражданских прав, который обеспечивает соблюдение федеральных законов, защищающих от дискриминации по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, инвалидности, пола, религии, семейного положения или утраты других конституционных прав.
Данный отдел защищает права посредством правоприменения. Он предъявляет иск или преследуем по суду лиц и организаций, которые нарушают законы о гражданских правах.
Омбудсмен делает это посредством публичных выступлений, технической помощи и многого другого. Он помогаем всему федеральному правительству работать вместе для обеспечения соблюдения этих законов.
Законы о гражданских правах могут защитить от незаконной дискриминации, домогательств или злоупотреблений в различных условиях, таких как жилье, рабочее место, школа, голосование, бизнес, здравоохранение, общественные места и многое другое.
Омбудсмен может помочь, если личность подверглась жестокому обращению со стороны правоохранительных органов (в том числе находились в заключении), считает, что стала жертвой преступления на почве ненависти или торговли людьми.
Итак, можно сделать вывод о том, что институт уполномоченного по правам человека не является обязательным институтом в государстве. Законодательное введение института омбудсмена во многих зарубежных странах явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина — основных составляющих правового государства. Комплексный подход к решению проблемы, касающейся правовой базы института омбудсмена, позволяет ликвидировать существующие проблемы в сфере функционирования механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также окажет положительное влияние на стимулирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Одним словом, мировая практика подтвердила необходимость и достаточную эффективность института омбудсмена как важной формы защиты конституционных прав и свобод граждан в современном мире.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2006. № 43. Ст. 4411; 2008. № 24. Ст. 2788; 2011. № 1. Ст. 1; 2014. № 11. Ст. 1088; 2015. № 10. Ст. 1390; 2015. № 14. Ст. 2007; 2015. № 21. Ст. 2979.
- Гурбанов Р. А. О. Европейская конвенция о защите прав человека как часть европейского права: теория и судебная практика // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2011. — № 5–6 (108–109). С. 8–13.
- Кузьмина А. В. Человеческое достоинство и формирование правовых механизмов его защиты // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2010. — № 2 (6). С. 23–313.
- Красиков Д. В. Краткий обзор постановлений европейского суда по правам человека по жалобам против России // Правосудие в Московской области. 2010. — № 1. С. 84–96.
- Хаманаева Н. Ю. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. № 6.