Статья посвящена современным проблемам применения различных форм взаимодействия учителя начальных классов с родителями. Особое внимание уделено внедрению интерактивных форм взаимодействия наряду с традиционными.
Ключевые слова: сотруднические отношения, формы взаимодействия, образовательная среда, семья
The article is devoted to modern problems of application of various forms of interaction of primary school teachers with parents. Special attention is paid to the implementation along with traditional forms of interaction.
Keywords: cooperation, forms of interaction, educational environment, family
Актуальность темы данной статьи обусловлена выводами множества исследований, посвященных взаимодействию учителей начальных классов с родителями, указывающих на лучшую успеваемость и социальный успех, лучшее эмоциональное здоровье детей, родители которых активно участвуют в учебной и школьной жизни. В противном случае наблюдается снижение или вовсе исчезновение у детей желания учиться. Со стороны родителей оправданием данной ситуации является часто негативное отношение к школе, отсутствие сил и времени, а также вектора приложения сил в школьной жизни младших школьников [2, с. 287].
Х. Т. Загладина в своем исследовании обращает внимание на наличие конфликтов между обязанностями личными и трудовыми, которые сегодня приобретают новый характер и влияют на семейную жизнь. Сегодня сферы труда и личной жизни теряют четкие границы [5, с. 68].
Подобная ситуация складывается по причине активного использования сети Интернет, смартфонов, электронной почты, которые разрушают совместный семейный досуг, способствуют обесцениванию и исчезновению традиций и ценностей семьи. Родители в процессе решения бытовых и материальных проблем перестают уделять должное внимание воспитанию детей.
Для повышения эффективности взаимодействия педагогов с родителями младших школьников важно определить содержание, вкладываемое педагогами в это понятие. Так, целями взаимодействия родителей и учителей начальных классов являются:
− решение конфликтных ситуаций;
− повышение качества процесса обучения;
− повышение вовлеченности родителей в школьную жизнь младших школьников;
− построение целостной образовательной среды;
− согласование позиций воспитания с родителями [3].
На первом плане при взаимодействии с родителями находится решение конфликтных ситуаций и донесение общих требований воспитания. Но также приоритетной является цель согласования позиций в сфере воспитания и обучения младших школьников, которая выступает в качестве основы решения социальных и педагогических проблем [1].
К традиционным формам взаимодействия учителя начальных классов и родителей относятся: родительские собрания, беседы, праздничные события, организация экскурсий, индивидуальные и групповые консультации.
Наряду с традиционными формами образовательные организации активно применяют и интерактивных формы взаимодействия, к которым относятся конференции, педагогические мастерские, дискуссии, семейные клубы и социальные проекты.
Таким образом, учитывая проблемы занятости и слабой информированности родителей, постоянно происходит разработка и использование педагогами способов активного включения родителей в образовательный процесс, использования творческого, воспитательного, образовательного потенциала семей. Ключом к построению единой образовательной среды выступает общение. Очевидно, что в условиях информационного общества на развитие взаимодействия семьи и школы влияет наличие информационного обмена, современных технологий информирования родителей [4, с. 11]. В качестве основных источников информации о деятельности школы выступают родительские собрания, информационные стенды, сайт, беседы, консультации.
Часто основная причина слабой заинтересованности родителей, помимо занятости, — это отсутствие актуальной и понятной информации. Поэтому педагогам необходимо проведение личных встреч с родителями, общение по телефону, по электронной почте и с помощью информационных страниц в Интернете. Все эти формы взаимодействия должны обеспечить более тесное общение всех субъектов образовательного процесса [3, с. 54].
Современные проблемы взаимодействию учителя начальных классов и родителей требуют комплексного применения каналов коммуникации, которые были бы направлены не только на информирование о достижениях и проблемах ребенка в школе, но и донесения до родителей вопросов развития образования в России.
В качестве рекомендаций по взаимодействию учителя начальных классов и родителей выступает комплексное использование информационных возможностей образовательной организации, ее сайта, информационных стендов, устной информации и интернет-технологий; расширение содержания и изучение информационных запросов каждой семьи; расширение круга интерактивных форм и технологий; активизация родителей в образовательном процессе, использование положительного воспитательного потенциала семьи; делегирование родителям части полномочий в сфере общественного управления (советы школ, управляющие советы т. д.) [4, с. 13].
Таким образом, эффективное взаимодействие педагогов и родителей младших школьников позволит задействовать все резервы воспитательной работы, т. к. семья младших школьников и школа выступают в качестве союзников в достижении общих целей. Совместные усилия всех воспитательных инстанций может стать залогом качественного и гармоничного воспитания подрастающего поколения.
Литература:
- Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века. Размышления социолога // Социально-педагогические аспекты воспитательной работы: стратегии взаимодействия семьи и школы / Л. В. Боброва. URL: //http://apatity.fio.ru/projects/pr279 /index.Htm
- Карпенко А. В., Структура компетентности учителя в построении сотруднических отношений с семьями обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 287–289.
- Кузьмина И. Е. Педагогическое партнёрство как фактор создания культуротворческой среды для воспитания толерантности учащихся // социальное и педагогическое партнёрство в решении актуальных задач воспитания: научно-методическое пособие / под ред. В. А. Огепиховой. — СПб.: СПб АППО, 2010. — с. 54–62.
- О взаимодействии педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс]: методическое пособие / сост. Ю. В. Большакова, Л. В. Савченко; под общ. ред. Л. Н. Жиронкиной. — Орёл: Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 2018 г. — 72 с.
- Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — 260 с.