В статье автор обосновывает важность и необходимость организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника, приводит примеры разных форм такого взаимодействия.
Ключевые слова: младший школьник, воспитание, взаимодействие школы и семьи.
В настоящее время значимость взаимодействия семьи и школы в воспитании школьников всех возрастов очень сильно возросла. В младшем школьном возрасте скоординированные действия семьи и школы являются определяющими для достижения требуемых личностных качеств. Причем, не поддается определению, чье воздействие на ребенка значимее — учителя или родителей. Для дошкольника «самыми главными взрослыми» являются именно родители. Постепенно, в силу возрастания ведущей роли учебной деятельности авторитетным для младшего школьника становится учитель. Его слова ребенок воспринимает как догму (как ранее воспринимал слова родителей), так как в это время пока еще не умеет критически оценивать деятельность взрослых. Разногласия в целях, ценностных ориентирах, методах, формах воспитательного воздействия на младшего школьника между родителями и учителем могут оказать негативное влияние на детскую психику. Именно поэтому имеет важное значение согласованность действий семьи и школы в воспитании ребенка.
И такая согласованность в очень сильной степени зависит от позиции учителя в этом вопросе. Следовательно, проблема взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников состоит в поиске способов и форм, используемых учителем для вовлечения родителей в процесс воспитания, который осуществляется сообща.
Анализ научных источников показывает, что обозначенная проблема рассматривалась разными учеными. Так, Я. А. Коменский считал взаимодействие школы и семьи одним из фундаментальных принципов в воспитании и социализации учащихся. Он утверждал, что семья и школа «должны взаимодействовать друг с другом, не подменяя друг друга, а помогая и поддерживая друг друга».
В настоящее время принцип взаимодействия родителей и школы, предложенный Я. А. Коменским, также является основополагающим. Он реализуется в организации совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания.
Мы предлагаем следующую последовательность организации такой деятельности. На первом этапе (в начале первого класса) целесообразно провести родительское собрание класса, на котором желательно познакомить родителей с требованиями и номенклатурой личностных результатов, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), обосновать важность достижения таких результатов, провести опрос или анкетирование с целью выявления родительских запросов и обсудить результаты этого опроса на следующем собрании. Итогом данного этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность со школой. Таким образом, на этом этапе основными формами взаимодействия родителей и учителя становятся лекторий (возможное название лектория «Какие качества мы хотим видеть у ребенка?»), диспут, беседа.
Изучение учителем семьи каждого ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение (например, на организованном классном мероприятии с приглашением родителей), личная беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества. Факты, выявленные в результате такой деятельности учителя, могут стать основой для вовлечения родителей в деятельность класса на следующем этапе взаимодействия по их интересам и способностям.
На этом этапе родители могут совместно с учителем участвовать в мероприятиях класса: быть руководителями проектов, выполняемых младшими школьниками, участвовать в качестве соорганизаторов в ранней профориентации детей, рассказывая о своей профессии, организуя экскурсии на предприятия, в постановке классных спектаклей, в разработке сценариев детских праздников и т. п. Кроме того, продолжается реализация программ, направленных на формирование у родителей знаний о психологии ребенка и его развития, способах взаимодействия с ним и т. д. Выделяют основные направления таких программ: информирование, просвещение, консультирование, обучение, социальная и психологическая помощь семье.
Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е. их определенная компетентность, основанная на доверии к школе. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.
Отметим, что для осуществления обратной связи целесообразно изучать мнение родителей о качестве образовательного процесса и результатах деятельности. Родительские собрания в этом случае можно проводить в форме круглых столов, на которых будут решаться стратегические вопросы.
Таким образом, при работе с родителями на каждом этапе используются разнообразные формы и методы работы. Формы взаимодействия школы с семьей могут быть индивидуальными (беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты, переписка с родителями), коллективными (родительское собрание, день открытых дверей, конференция) и групповыми (тренинг, родительский комитет, родительский клуб).
Формы взаимодействия семьи и школы на разных этапах отражены в таблице 1.
Таблица 1
Формы взаимодействия семьи и школы в воспитании младшего школьника
Формы взаимодействия |
Мероприятия |
|
1 этап |
Коллективные |
Родительское собрание |
День открытых дверей |
||
Открытые уроки |
||
Индивидуальные |
Беседа при личной встрече или телефонный разговор |
|
Консультации |
||
Групповые |
Работа с родительским комитетом |
|
2 этап |
Коллективные |
Родительский лекторий |
Творческие встречи (КВН, конкурсы, викторины и т. д.) |
||
Тематическая конференция |
||
Групповые |
Экспертные встречи с психологом и другими педагогами (круглые столы, диспуты, ринги и т. д.) |
|
Родительский клуб |
||
Индивидуальные |
Поручение/предложение участие родителя в школьном эксперименте |
|
Индивидуальные |
Консультации |
Литература:
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения / Я. А. Коменский / Под ред. А. И. Пискунова. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. — 665 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- ГОСТ Р 7.0.11–2011