Необходимость проведения данного исследования вызвана существующими специфическими особенностями прохождения государственной гражданской службы в аппаратах судов общей юрисдикции, которые обусловлены особым характером профессиональной деятельности служащих суда. Целью исследования является выявление уникальных принципов государственной судебной службы на основе анализа Федерального закона № 58-ФЗ, Федерального закона № 79-ФЗ, проекта федерального закона о государственной судебной службе в их системной взаимосвязи. Для достижения поставленной цели автором решались следующие задачи: — анализ теоретических подходов к научной категории «принцип права»; — характеристика легально закрепленных общих принципов государственной службы и частных принципов государственной гражданской службы; -анализ правотворческой деятельности в сфере интеграции в правовую материю специальных принципов судебной службы и ее промежуточных итогов.
В результате обоснована необходимость выделения принципов судебной службы из общей системы принципов государственной службы.
Ключевые слова: система государственной службы, государственная гражданская служба, судебная служба, принципы права.
Необходимость исследования принципов прохождения государственной службы применительно к судебным органам государственной власти объясняется тем обстоятельством, что указанный институт отражает уровень восприятия позитивных явлений правовой действительности в контексте реализации государственно-служебных отношений, которые являются фундаментом концепции государственной службы.
Принципы права, как наиболее общая категория, разработанная представителями науки теории права, понимаются в качестве «основных идей» и «руководящих начал» данного явления. Более того, дефиниция «принцип права» в научных исследованиях, посвященным различным отраслям права трактуется практически идентично друг другу. В этой связи Безруков С. С. отмечает: «В подавляющем большинстве случаев представители той или иной отрасли права основывают свои рассуждения исключительно на выводах теории права, лишь незначительно приспосабливая их к специфическим условиям правоотношений в конкретной отрасли права» [1, с. 25].
В свою очередь Барабаш А. С. делает обоснованный вывод о том, что «вне зависимости от того, что разные ученые вкладывают в содержание правовой категории «принцип», остается главное: это основа, которой должны соответствовать нормы той или иной правовой отрасли» [2, с. 99].
Принципы необходимо исследовать в контексте специфических особенностей правоотношений конкретной отрасли права.
На законодательном уровне существует двухуровневая система закрепления принципов государственной гражданской службы в судебных органах. Статья 3 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ [3] закрепляет основные принципы построения и функционирования системы государственной службы. В свою очередь, ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ [4] устанавливает принципы государственной гражданской службы как отдельного вида государственной службы. В этой связи, Хоринхоев А. О. сделал обоснованный вывод о том, что «система взаимосвязанных принципов охватывает государственную службу как правовой, социальный и организационный институты» [5, с. 56].
Как известно, сотрудники аппарата судов являются государственными гражданскими служащими, что подтверждается Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента РФ № 1574 от 31.12.2005 г. [6] Следовательно, в своей деятельности они должны руководствоваться принципами государственной и государственной гражданской службы, действие которых происходит в системной взаимосвязи.
Судебная деятельность как общая категория состоит из деятельности судей по отправлению правосудия, а также из обеспечительной деятельности сотрудников аппарата суда, предназначение которой заключается в содействии процессу отправления правосудия. Ученые выделяют фундаментальные принципы судебной деятельности: независимость, исключительность, открытость, подзаконность, властный характер полномочий суда, а также соблюдение строгой процессуальной формы [7, с. 146].
Именно аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства. При этом, исполняя должностные обязанности, помощники судей и секретари судебных заседаний выполняют не только обеспечительные, организационного характера функции, но и реализуют процессуальные функции. В частности, ст. 47.1 ГПК РФ [8] закрепляет процессуальный статус помощника судьи в качестве самостоятельного участника гражданского судопроизводства. Более того, правовой статус помощников судей и секретарей судебного заседания конкретизируется положениями ведомственных нормативных правовых актов Судебного Департамента при Верховном Суде РФ. Все это создает объективные предпосылки для выделения государственной службы в судебных органах в самостоятельный вид государственной службы.
С 2013 года органы судейского сообщества активно занимаются продвижением вопроса о выделении судебной службы в отдельный вид государственной службы. В 2017 году направлен в Государственную думу Федерального Собрания РФ Проект Федерального закона № 102341–7
«О государственной судебной службе Российской Федерации» [9] (далее — Проект), статья 2 которого закрепляет в качестве предмета правового регулирования отношения, связанные с прохождением государственной судебной службы и определением правового статуса служащего судебной службы. Внесение указанного законопроекта явилось результатом кропотливой подготовительной работы, которая осуществлялась несколько лет.
Статья 3 Проекта выделяет государственную судебную службу в качестве самостоятельного вида государственной службы, что соответствует положению п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ, которое закрепляет государственную гражданскую службу и военную службу в качестве видов государственной службы, а также допускает выделение государственной службы иных видов. В свою очередь, ст. 4 Проекта закрепляет перечень принципов государственной судебной службы, которые в целом повторяют принципы, содержащиеся в ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ.
Но при этом в тексте статьи присутствуют принципы, отсутствующие в Федеральном законе № 79-ФЗ и выделенные разработчиками законопроекта в качестве уникальных, присущих только государственной службе в судебных органах:- законность организации и деятельности судебной службы; — укрепление доверия граждан и организаций к судебной власти; — обеспечение равного доступа граждан и организаций к правосудию; — ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; — деполитизация судебной службы.
Вызывает сомнение обоснованность включения принципа укрепления доверия граждан и организаций к судебной власти по причине наличия в ст. 4 законопроекта схожего по смысловому значению принципа взаимодействия с общественными объединениями и гражданами, что влечет излишнее дублирование. По нашему мнению, укрепление доверия граждан и организаций к судебной власти выступает желаемым результатом практической реализации принципа взаимодействия с общественными объединениями и гражданами и его нельзя рассматривать в качестве принципа. Следовательно, в целях устранения излишнего дублирования, данный принцип следует исключить из редакции законопроекта.
В целом, специальные принципы государственной судебной службы учитывают специфические особенности, присущие данному виду профессиональной деятельности.
Таким образом, без эффективной деятельности аппарата суда, состоящего из федеральных государственных гражданских служащих, невозможна качественная и результативная деятельность судей в сфере отправления правосудия. С учетом того, что правоотношения в сфере прохождения государственной гражданской службы в судебных органах обладают уникальными характеристиками, считаем необходимым закрепление на законодательном уровне государственной судебной службы. Соответственно, после вступления в силу Проекта Федерального закона № 102341–7
«О государственной судебной службе Российской Федерации», на законодательном уровне закрепятся и принципы прохождения государственной судебной службы. В целях устранения юридико-технических пробелов из действующей редакции ст. 4 законопроекта необходимо исключить принцип укрепления доверия граждан и организаций к судебной власти, который идентичен по смысловому значению принципу взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.
Литература:
- Безруков С. С. Принципы уголовного процесса: дис.... д-ра юрид. наук. М., 2016.
- Барабаш А. С. О содержании понятия «принцип» в разных отраслях права // Российский юридический журнал. 2019. № 2.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
- Хоринхоев А. О. Организационно-правовые проблемы государственной службы в аппаратах судов общей юрисдикции: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005.
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 30.07.2020) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, № 1, ст. 118.
- Воронин С. А. Принципы судебной деятельности в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от14.11.2002 № 138-ФЗ(ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
- Проект Федерального закона № 102341–7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=156058#06119555610819307 (дата обращения: 22.09.2020).