Методы регулирования налогообложения криптовалют в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.10.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Агапов, И. Б. Методы регулирования налогообложения криптовалют в Российской Федерации / И. Б. Агапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74310/ (дата обращения: 10.05.2024).



В настоящее время конкретного действенного метода регулирования налогообложения криптовалют как имущество организаций в нашей стране не имеется, однако криптовалюта признана Верховным судом как имущество организации, что создало прецедент учета криптовалюты как расходов организации на ее приобретение и включение данной статьи и имущества как иного в налоговые декларации, так например в ходе проверки соблюдения ИФНС № 7 требований налогового законодательства установлено, что в целом поднадзорным налоговым органом функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов исполняются, однако имеются некоторые нарушения.

В ходе изучения материалов в отношении налогоплательщика — ООО «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАНЪ, подготовленных в рамках ст. 77 НК РФ установлено следующее:

− постановлением о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации ООО «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАНЪ» от 27.09.2018 в обеспечение взыскания налога, сбора, пени, штрафа (всего 3 530 140,45 руб.) наложен частичный арест на имущество организации — транспортное средство. Данное транспортное средство находилось в лизинге. Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщику–организации не направлялось, протокол об аресте имущества налоговым органом не составлялся. Постановление об отмене ареста на имущество налогоплательщика вынесено только 22.10.2018;

− постановлением о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации ООО «ТЮС-Арена» от 24.04.2020 в обеспечение взыскания налога, сбора, пени, штрафа (всего 16 304 150,09 руб.) наложен частичный арест на имущество ООО «ТЮС-Арена» — транспортные средства в количестве 12 шт. Вручение постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации документально не подтверждено. Протокол о наложении ареста на имущество налогоплательщика в материалах дела отсутствует. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2018 в отношении ООО «ТЮС-Арена» введена процедура наблюдения;

− постановлением о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации ООО «Гентес-Констракшн» от 25.04.2019 в обеспечение взыскания налога, сбора, пени, штрафа (всего 18 289 735,00 руб.) наложен частичный арест на имущество ООО «Гентес-Констракщн» — транспортные средства (5 шт.). Протокол об аресте имущества составлен в присутствии гл. бухгалтера и одного понятого.

− ООО «Техиндустрия» — постановлением о наложении ареста на имущество налогоплательщика –организации от 24.04.2020 в обеспечение взыскания налога, сбора, пени, штрафа (всего 7 191 261,00 руб.) наложен частичный арест на транспортные средства. Предъявление решения о наложении ареста на имущество налогоплательщику-организации документально не подтверждено. Протокол об аресте имуществ налогоплательщика в материалах дела отсутствует.

По информации налогового органа протокол об аресте имущества не составлялся в связи с тем, что налогоплательщиком сумма, подлежащая к уплате по постановлению исполнена.

Аналогичные недостатки имелись в представленных материалах в отношении налогоплательщиков-организаций: ООО «Компания Налко» постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации от 28.02.2020, документы о предъявлении направлении налогоплательщику-организации решения о наложении ареста, в материалах отсутствуют. Протокол об аресте имущества не выносился. Постановление об отмене ареста вынесено 13.03.20120.

В нарушение требований налогового законодательства налоговым органом не во всех случаях составляются протоколы об аресте имущества, в постановлениях о снятии ареста на имущество налогоплательщика не указываются основания для снятия ареста с имущества, что нарушает п.13 ст. 77 ГК РФ.

Однако, налоговыми органами не была дана оценка цифровым активам организации, а именно у организаций на криптокошельках находились в разных суммах биткойны, которые они указали в налоговой декларации за прошлый период. Так ИФНС № 7 ввиду отсутствия конкретных методов и однозначной позиции вышестоящих налоговых органов, не было учтены данные криптовалютные цифровые финансовые активы, что послужило основанием перерасчета налогов организации без учета расходов организации на приобретение указанных активов.

Регулирование налогообложения криптовалют в России базируется на определенных нормативно-правовых наработках и рекомендациях законодательных органов. Общий тренд регулирования цифровой валюты и блокчейна задает проект Минфина России и Банка России «О цифровых финансовых активах». Законопроект предполагает понимать криптовалюту и токен как имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Такая трактовка однозначно предполагает, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации, сама «криптовалюта» не включается в разновидность понятия «валюта» и «ценная бумага», а, следовательно, не попадает под режим валютного регулирования и валютного контроля. [1, 2]

Следует отметить, что на настоящий момент указанный выше нормативно-правовой акт не принят, что создает правовую неопределенность в налогообложении. В частности, в Письме ФНС России от 22.11.2018 N БС-4–11/22635@ «О налогообложении доходов физических лиц», [3, 6] касающегося вопросов майнинга, отмечается невозможность определения системы налогообложения и налогового администрирования майнинга до законодательного утверждения правового статуса криптовалюты. В другом письме Минфина отложены вопросы налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от продажи криптовалюты в рамках упрощенной системы налогообложения до момента принятия соответствующих законодательных актов, определяющих понятие майнинга, криптовалюты, а также правового статуса лиц, совершающих операции с криптовалютой. [4]

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. № 09АП-16416/2018 [5] отмечено, что применительно к ст. 128 ГК РФ криптовалюту следует рассматривать как иное имущество. Вместе с тем, в Письмах Минфина и ФНС России отмечается, что в настоящее время законодательством Российской Федерации, включая законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, правовой статус криптовалют как особого вида имущества не установлен, следовательно, доходы от ее реализации будут определяться без учета льгот, предназначенных для других видов имущества, как доходы от реализации, уменьшенные на величину фактически понесенных и документально подтвержденных расходов. Стоит отметить, что данные письма расшифровывают особенности налогообложения криптовалют для физических лиц. Однако аналогичный подход к налогообложению прибыли (в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ) от сделок с криптовалютой изложен и в отношении организаций в Письмах Минфина N 03–03–06/1/61152 от 28 августа 2018 г. и N 03–03–06/1/58171 от 16 августа 2018 г. [6]

В Письмах Минфина от 9 февраля 2018 г. N 03–03–06/1/8061 и от 14 июня 2018 г. N 03–03–06/1/40729 одновременно делается вывод об отсутствии дополнительного обременения налогами криптовалюты, если организация получает таковую в результате расчетов (мены).

Литература:

  1. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. — 3-е изд. — Москва: Юрайт, 2018. — 358 c. — Текст: непосредственный;
  2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. — 2-е изд. — Москва:, 2019. — 34 c. — Текст: непосредственный;
  3. Письмо ФНС России от 22.11.2018 N БС-4–11/22635@ «О налогообложении доходов физических лиц»;
  4. Шестакова, Е. В. Взаимодействие налогоплательщика и государства при планировании налогообложения в условиях неопределенности / Е. В. Шестакова. — Текст: непосредственный // Налоги. — 2017. — № 4. — С. 17–21;
  5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. № 09АП-16416/2018;
  6. Проект Федерального закона № 128489–7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Основные термины (генерируются автоматически): наложение ареста, арест имущества, имущество налогоплательщика, обеспечение взыскания налога, Письмо Минфина, Постановление, частичный арест, налоговый орган, Российская Федерация, правовой статус.


Похожие статьи

Исполнение обязанности по уплате налога | Статья в журнале...

В соответствии со ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налог — это

Так, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если

При этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный...

Похожие статьи

Исполнение обязанности по уплате налога | Статья в журнале...

В соответствии со ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налог — это

Так, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если

При этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный...

Задать вопрос