В век повсеместных технологий, где информационные системы проникли в каждую сферу жизнедеятельности человека, очень важно уметь защищать свои данные. Во-первых, в повседневной жизни человек сталкивается с хранением своих персональных данных: в телефоне, к примеру, пароли от социальных сетей, данные из книги контактов и т. д. Во-вторых, практически во всех профессиональных сферах люди сталкиваются с работой в каких-либо информационных базах данных. В связи с этим очень важно, во избежание утечки информации, уметь правильно с ней работать. На данный момент разработано множество комплексов мер и правил по ее защите. Но недостаточно только одних мер, необходимо, что бы данные правила выполнялись интуитивно. А для этого надо развивать так называемую «культуру» информационной безопасности с раннего возраста.
Чтобы говорить о развитии культуры информационной безопасности, для начала нужно дать определение. В этой статье рассмотрим, как определяют «культуру» различные специалисты в данной области.
Первые попытки дать определение информационной культуры предпринял Леончиков В. С. [1] в своей работе «Информационная культура личности: поиски методологии». В статье рассматривается понятие культуры в рамках области информационной безопасности. В своей работе автор пишет, что информационная культура является как бы «сквозным» аспектом, характерным для всех этно-территориальных, социальных и глобальных типов культур, а также таких интегративных видов культуры, как экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и др.
В своей работе «Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации» Анатолий Александрович Малюк [2] отмечает, что процессы защиты информации подвержены сильному влиянию случайных факторов, в связи с этим, применение четких правил не приведет к большому прогрессу в этом вопросе. Унифицированная концепция представляет собой последовательную цепь методологий оценки уязвимости информации, выработки требований по ее защите, определения кортежа концептуальных решений по защите, оценке факторов, влияющих на требуемый уровень защиты.Исходя из этого можно предположить, что нацеленное систематическое выполнение данной концепции приведет к формированию, так называемой, культуры информационной безопасности.
В своей статье «Информационная безопасность образовательных организаций» доктор педагогических наук Богатырева Юлия Игоревна [3] приводит перечень актуальных угроз, связанных с информационной безопасностью, в частности, к ним можно отнести: несанкционированное получение информации, т. е. нарушение конфиденциальности; вредоносное и нежелательное программное обеспечение, хакерские атаки и спам; нарушение авторских прав и прав интеллектуальной собственности и т. д. Таким образом, видно сколь многие аспекты информационного общества подвержены опасности, именно поэтому так важно с малого возраста прививать людям привычку защищать свои персональные данные и с уважением относится так же к чужим.
Кандидатом социологических наук Алиевой М. Ф. [4] в своей работе «Информационная безопасность как элемент информационной культуры» было сделано замечание, что не смотря на огромный интерес к проблеме информационной безопасности, ее изучение имеет преимущественно техническо-прикладной характер. Исходя из этого, необходимо фундаментально разобраться в терминологии. Если обращаться к учебному пособию С. И. Макаренко «Информационная безопасность» [5], то там под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.
А в своем учебном пособии «Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов» Р. В. Амелин [6] понимает информационную безопасность как состояние защищенности информации и информационной среды от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации.
В учебном пособии о теории информационной безопасности Л. В. Астахова [7] разбивает смысловое содержание понятия информационная безопасность на три составляющие, удовлетворяющие информационным потребностям субъектов, относящимся к информационной среде. Во-первых, относительная полнота информации, во-вторых, достоверность, ибо некорректная информация приводит к принятию неправильных решений и, в-третьих, информации необходимо быть своевременной и актуальной.
В. А. Семененко [8] в своем учебном пособии в свою очередь разделил понятие на две составляющие: под информационной безопасностью человека, понимается в невозможностью нанесения вреда ему как личности, существование и социальная деятельность которой во многом базируется на осмыслении получаемой информации, информационных взаимодействиях с другими индивидами, и часто использующей информацию в качестве предмета своей деятельности, а информационная безопасность общества заключается в невозможности нанесения вреда его духовной сфере, культурным ценностям, социальным регуляторам поведения людей, информационной инфраструктуре и передаваемым с ее помощью сообщениям.
Если обращаться к правовым документа, то в доктрине информационной безопасности Российской Федерации [9] говорится, что информационная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие государства.
Для определения культуры обратимся к работам Новиковой Л. А. Культура человека — это степень человеческого совершенства, достигнутого путем воспитания, выращивания в себе всего лучшего, что выработало человечество за свою многовековую историю, всего того, чем может и должен обладать человек.
Таким образом, исходя из вышеописанных источников, вырисовывается достаточное обширное и полное определение информационной безопасности.
Литература:
- Леончиков, В. Е. Информационная свобода и информационная безопасность в системе непрерывного образования [Текст] // Информационная свобода и информационная безопасность: Материалы междунар. научно-практич. конференции. — Краснодар, 2001. — С. 336–338.
- Малюк, А. А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. Учебн. пособие для вузов [Текст] / А. А. Малюк. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 280 с. ил.
- Богатырева, Ю. И. Информационная безопасность образовательных организаций: проблема и пути ее решения / Ю. И. Богатырева // Новые информационные технологии в образовании: материалы IХ международной научно-практической конференции, 15–18 марта 2016 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Магнитогорский гос. технич. ун-т им. Г. И. Носова, Свердл. обл. универс. науч. биб-ка им. В. Г. Белинского. — Екатеринбург, 2016. — С. 125–130.
- Алиева М. Ф., Информационная безопасность как элемент информационной культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 4.
- Макаренко С. И. Информационная безопасность: учебное пособие. — Ставрополь: СФ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. — 372 с.
- Амелин, Р. В. Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов. — М.: Проспект. — 2004. — 121 с.
- Астахова Л. В. Теория информационной безопасности и методология защиты информации: учебное пособие / Л. В. Астахова. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. — 137 с.
- Семененко В. А. Информационная безопасность. Учебное пособие. 2-е С3О изд., стереот. М.: МГИУ, 2005. 215 с.
- Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»