Предложено применение геоинформационных технологий для решения задач стратегического управления организацией. Разработан программный продукт, позволяющий использовать ГИС-технологии на этапе стратегического анализа. Приведен пример тематических карт на примере высшего учебного заведения.
Ключевые слова: стратегический анализ, геоинформационные технологии, тематические карты.
Стратегическое управление можно представить в виде совокупности следующих этапов: стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии. В данном исследовании рассматривается только первый этап – стратегический анализ. Он исключительно важен, поскольку от результатов, полученных на данном этапе, существенно зависят все дальнейшие [1, 2]. Исходные данные для таких компонентов стратегического анализа, как анализ внешней и внутренней среды организации, являются сложными, изменяющимися во времени и пространственно распределенными. Для их анализа и интерпретации часто используются ранее накопленные данные, представленные в текстовом (списки, таблицы) и абстрактно-математическом (графики и диаграммы) виде. Однако человеческое восприятие гораздо лучше приспособлено к оценке и анализу информации не в текстовом или абстрактно-математическом, а в более естественном и удобном для понимания графическом виде. С учетом пространственного распределения исходных данных, наиболее естественным, оправданным и обоснованным является представление их в виде разнообразных тематических карт, которые могут применяться в качестве одного из инструментов на этапе стратегического анализа. Таким образом, применение геоинформационных технологий способно дать дополнительные инструменты и методы для решения задач стратегического управления инновационным предприятием.
Актуальность темы данного исследования обусловлена важностью разработки качественных и простых в применении инструментов для задач стратегического анализа в управлении. Новизна полученных результатов заключается в разработке модели ГИС и создании и программного продукта, позволяющих наглядно представлять меняющиеся во времени пространственно распределенные данные для их оценки и интерпретации на этапе стратегического анализа.
Целью данного исследования является разработка и реализация геоинформационной системы для анализа внешней обстановки и внутренних ресурсов на этапе стратегического анализа.
1. Информационная модель ГИС
Информационная модель разработанной ГИС с концептуальной точки зрения представлена с помощью UML-диаграмм, дающих общее впечатление о системе в целом.
На рисунке 1 показана диаграмма вариантов использования, изображающая типы пользователей ГИС, связи между ними и доступные каждому типу пользователей действия при работе с ГИС.
Рис.1. Диаграмма вариантов использования
На рисунке 2 показана диаграмма развертывания, изображающая узлы ГИС, связи между ними и развернутые на них компоненты. Все указанные на диаграмме связи осуществляются при помощи стандартного стека сетевых протоколов TCP/IP. Связь между web-сервером и клиентом может быть организована как по протоколу HTTP, так и с помощью защищенного протокола HTTPS (в этом случае в инфраструктуре должна быть предусмотрена генерация и проверка сертификатов безопасности внешним или внутренним центром сертификации).
Рис.2. Диаграмма развертывания
Отметим, что на диаграмме развертывания предусмотрено два варианта работы пользователя с ГИС:
с помощью графических оболочек, позволяющих соединяться с сервером электронных карт и сервером базы данных (БД) для просмотра и редактирования данных;
через web-интерфейс с помощью браузера (в этом случае задачи создания и редактирования карт и записей в БД выполняются картографическим web-сервером).
2. Разработка тематических карт для задач стратегического управления
В качестве картографической основы используется карта заданного масштаба, созданная с необходимым уровнем детализации, определяющим количество и тип ее слоев.
В БД хранится информация о качественных и количественных характеристиках картографических объектов, соответствующих факторам внешней обстановки и внутренних ресурсов предприятия. Географическая привязка осуществляется путем хранения уникального идентификатора картографического объекта в каждой связанной с ним записи в БД.
Создание тематических карт осуществляется на основе сопоставления картографического объекта и выбранных пользователем ГИС его характеристик, значениями которых определяется внешний вид объекта на тематической карте.
Карты из разработанного перечня тематических карт в данной ГИС можно разделить на два типа:
карты распределения факторов внешней обстановки;
карты распределения внутренних ресурсов.
Каждый тип карт может содержать точечные, линейные, площадные объекты и может быть применен в соответствующем компоненте стратегического анализа.
В качестве примера рассмотрим деятельность ВУЗа. Остановимся при этом, для простоты, только на двух задачах, имеющих отношение к стратегическому анализу:
задача анализа и прогнозирования проведения вступительной кампании;
задача выяснения количества мест для поступления на различные направления подготовки.
Практически во всех ВУЗах обе эти задачи решаются при помощи анализа ранее накопленных данных, представленных в виде списков, таблиц, графиков и диаграмм. Заметим, что значительная часть исходных данных для обеих задач – республики, края, области, города, муниципальные районы, учебные заведения (откуда поступают абитуриенты) и предприятия (куда устраиваются на работу выпускники) являются пространственно распределенными и имеют определенную географическую привязку. Поэтому реализация описанной в первом разделе ГИС для решения указанных задач является оправданной и может служить хорошей иллюстрацией практического применения описанной выше модели ГИС.
В зависимости от предъявляемых требований и уровня детализации исходной карты, в качестве поставщиков будут выступать различные муниципальные образования на территории заданного региона, учебные заведения и др., а в качестве потребителей – муниципальные образования, фирмы, заводы и др. Не умаляя общности, в качестве иллюстрации рассмотрим ситуацию, когда поставщики и потребители соответствуют наиболее крупным картографическим объектам – муниципальным образованиям различного типа.
В качестве базового инструмента для создания ГИС были выбраны программные продукты КБ «Панорама»:
ГИС «Карта 2008», обеспечивающая следующие функции: возможность векторизации растровых карт, создание тематических карт и диаграмм, обеспечение связи картографических объектов с различными БД [3];
GIS ToolKit Free, комплект средств для разработки полнофункциональных ГИС-приложений;
GIS WebServer, обеспечивающий публикации интерактивных карт в сети Интернет и управления доступа к ним.
Отметим, что существует возможность легального бесплатного использования указанного программного обеспечения (при этом функции его несколько ограничены, но все же достаточны для многих задач).
В качестве СУБД была выбрана Microsoft SQL Server 2008 R2, имеющая доступную для бесплатного использования версию Express Edition, она полностью поддерживается семейством продуктов КБ «Панорама».
В качестве среды разработки был выбран программный продукт Microsoft Visual Studio 2010, а в качестве языка программирования – язык C#, позволяющий в достаточно быстрые сроки создавать приложения различного уровня сложности. Комплекс GIS ToolKit Free поддерживает разработку ГИС-приложений с помощью указанной среды разработки на выбранном языке.
На рисунках 3-6 показан интерфейс разработанного программного продукта, позволяющего открывать карты в форматах .map и .sit, редактировать в БД список направлений подготовки и характеристики, соответствующие различным картографическим объектам. Предусмотрена возможность создания тематических карт по указанным пользователем критериям с широкими возможностями настройки внешнего вида и цветовой гаммы.
На рисунке 3 представлено главное окно программы с открытой в нем картой. С помощью пунктов меню «Файл» можно открыть карту, закрыть ее и завершить работу из программы. С помощью пунктов меню «Масштаб» можно увеличить или уменьшить изображение карты в главном окне. С помощью пунктов меню «База данных» можно открыть окна, позволяющие просматривать и редактировать сведения о направлениях подготовки, пространственно-временном распределении абитуриентов и выпускников (рисунок 4).
Рис.3. Внешний вид главного окна приложения с открытой картой
Рис.4. Внешний вид окна «Абитуриенты»
На рисунке 5 показан внешний вид диалога «Тематическая карта», позволяющего для выбранных пользователем года, филиала, формы обучения, уровня подготовки и названия направления подготовки создать тематическую карту географического распределения абитуриентов или выпускников.
Рисунок 5 – Внешний вид окна «Тематическая карта»
На рисунке 6 в качестве примера показана цветная тематическая карта географического распределения абитуриентов по крупным муниципальным образованиям, полученная по запросу к базе данных, соответствующего изображенным на рисунке 5 условиям выбора. Цвет отражает интенсивность проявления выбранного признака в данном районе.
Рисунок 6 – Пример созданной тематической карты
Для разработанной ГИС системы был реализован web-интерфейс на основе продуктов GIS WebServer и GIS WebAdministrator, которые позволяют осуществлять публикацию карт и пространственных БД в сети Интернет и управлять доступом к ним [5].
В результате исследований разработана информационная модель геоинформационной системы для стратегического анализа в управлении предприятием; составлен перечень тематических карт для задач стратегического управления организацией; создан программный продукт, позволяющий использовать ГИС-технологии в стратегическом управлении организацией; реализована возможность создания web-ресурсов для размещения созданной геоинформационной системы.
Реализованный в рамках выполнения данной НИР программный продукт в данный момент находится на стадии опытной эксплуатации на кафедре информационных систем и компьютерного моделирования факультета математики и информационных технологий Волгоградского государственного университета и по ее итогам может быть рекомендован к применению. В качестве дальнейшего развития темы можно указать возможность создания кроссплатформенной версии разработанного в ходе выполнения исследования программного продукта.
Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (государственный контракт 14.740.11.0965 от 05.05.2011, Министерство образования и науки Российской Федерации).
-
- Литература:
1. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: М.: Экономистъ, 2006. – 293 с.
2. Захарова А.А. Автоматизация SWOT-анализа организации с применением нечетких моделей // Автоматизация и современные технологии. 2008. № 3. - С.29-34
3. Геоинформационная система «Карта 2008». Руководство пользователя [Текст]: Ногинск, 2008. – 141 с.
4. GIS ToolKit Active. Разработка ГИС приложений. Руководство программиста [Текст]: Ногинск, 2008. – 247 с.
5. Публикация карт и баз данных в Интернет. GIS WebServer. Руководство пользователя [Текст]: Ногинск, 2008. – 119 с.