В статье автором рассматривается проблема роста рецидивный преступности в России на основе статистических данных, рассматриваются негативные последствия рецидива, изучается зарубежный опыт в борьбе с рецидивной преступностью, определяются пути борьбы с рецидивной преступностью в России.
Проблема противодействия рецидивной преступности становится все более актуальной. Согласно статистике, в России за 2016 год было совершенно 56,7 % рецидивных преступлений, из общего числа преступлений [1], в 2017 году 58,2 % из общего количества совершенных преступлений [2], в 2018 году количество таких преступлений выросло на 0,5 % и составило 58,7 % [3]. Тенденцию роста рецидивных преступлений говорит об ухудшении криминологической обстановки в стране. Причин такого роста множество, но одна из основных не благоприятная социально-экономическая обстановка
Если рассматривать полный перечень негативных последствий рецидивизма, то в данный перечень входят: убытки общества, понесенные в результате преступлений, совершенных рецидивистами, следует учитывать, что этот перечень является весьма объемным и включает не только прямые экономические убытки в каждом «повторяющемся» уголовном деле (материальные потери, судебные издержки, расходы свидетелей, жертвы, присяжные заседатели), консультанты, частичная или полная инвалидность жертвы, расходы семьи преступника и т. д.), а также физические и психические страдания, причиненные жертвам и их родственникам способна привести к росту социальной напряженности среди населения страх перед преступностью (физиологическая реакция населения на приступную угрозу) и другие.
Причины рецидивизма преступности множественны — экономический кризис, безработица, призрение обществ, а также, отсутствия специализированного учреждения социальной помощи для людей, освобожденных из мест лишения свободы, так как большинство из них испытывают непреодолимые трудности при поиске работы, приобретении материального источника существования.
Актуальным и новым для России стает вопрос о предупреждении рецидива преступлений, особенно остро стоит вопрос со стороны лиц, отбывших сверх длительных сроков лишения свободы, освобожденных условно-досрочно от пожизненного лишения свободы. Изучение рецидивной преступности, объединение усилий государств в противостоянии ему — одна из насущных задач стран мирового сообщества. Сказанным и обусловливается необходимость изучения законодательства зарубежных стран. Учитывая особую актуальность создания службы пробации в России и отсутствие опыта по ее реализации в России, особый практический интерес вызывает изучение этого опыта в странах дальнего зарубежья. В большинстве этих стран данная служба получила устойчивое развитие [4, с. 79].
Пробация (от англ. рrоbation — испытание) в уголовном праве США, Англии и ряда других стран — это вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время установленного судом испытательного срока под надзор специальных органов. В некоторых странах, например, таких как Швеция, Финляндия пробация применяется и в отношении лиц, которые досрочно освободились из — мест лишения свободы [5, с. 905]. Сегодня служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений во многих странах мира таких как США, Англии, Германии, Дании, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Эстонии и т. д. Опыт отдельных зарубежных стран показывает, что исполнение альтернативных видов наказаний, а именно такого как ограничение свободы, как правило, возлагается на специальную государственную службу — службу пробации. Так — например, в Латвии создана специальная самостоятельная государственная служба пробации, в Чехии сотрудники пробации состоят в штате суда, в США осуществление пробации возложено на службу контроля за лицами, переданными на испытательный срок, в Сингапуре специализированная служба пробации находится под управлением Министерства общественного развития и спорта.
Практически во всех европейских странах, Канаде и США в штатах службы пробации — имеются сотрудники, специализирующиеся на осуществлении уголовного надзора за несовершеннолетними, а также психологи, оказывающие необходимую консультационную помощь персоналу службы пробации [5, с. 905].
Положительный опыт зарубежных стран показывает, что наличие службы пробации позволит снизить затраты на содержание пенитенциарной системы, снизить рецидивизм.
В российском законодательстве отсутствует юридическое подтверждение обязанностей участия осужденных в воспитательной и социально-реабилитационной деятельности, организующей уголовно-исполнительные проверки, и их участия в психологической деятельности лиц, осужденных за насильственные преступления, склонны употреблять наркотики и психотропные вещества, а также алкоголь. В соответствии с уголовным законодательством воспитательная работа предусмотрена только для осужденных к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительными работами. Проведение воспитательной работы с осужденными к обязательным работам, а также условно осужденных, предусмотренных действующим законодательством.
В российское уголовное законодательство необходимо внести ряд новых норм в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодексы с целью правового регулирования назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы, в том случае, если условно определяется как отдельный уголовно-правовой меры.
Также необходимо определить правовое регулирование в Уголовном Кодексе; деятельность сотрудников службы пробации в досудебном производстве и на стадии судебного разбирательства, и на стадии исполнения приговора. Также определить правовой статус сотрудников службы пробации (вид государственной службы, права, обязанности, ответственность, социальные гарантии и т. д.) [5, с. 905].
Таким образом, анализируя зарубежный опыт, выявляются положительные аспекты исполнения пробации и ограничения свободы, такие как применение пробации. В Российской уголовно-исполнительной системе рекомендуется ввести этот механизм, закон, обеспечивающий применение этой меры как основного и дополнительного наказания, в том числе в отношении несовершеннолетних. То есть законодательно обязать осужденных выполнять определенную деятельность, которая необходима для работы осужденных.
С введением этого мероприятия будут снижены затраты на содержание уголовно-исполнительной системы России, эти деньги могут быть направлены в другие социальные сферы страны. Этот опыт широко используется во всех европейских странах.
Таким образом, с учетом изученного материала, что содержание лиц, приговоренных к лишению свободы, что в США, в Европе были схожи, они использовали комплексно тюрьмы разных типов. Следует сказать, что ни одна Европейская страна, не использовавшая форму содержания под стражей для осужденных к лишению свободы, таких как отрядная форма.
В уголовную систему Российского государства необходимо ввести механизм наказания, такой как — пробацию. Суть данного механизма состоит в том, чтобы законодательно обязать осужденных на выполнение определённой деятельности, то есть обязать работать осужденных.
От введения данного мероприятия будут сокращены расходы на содержание органа уголовно-исполнительной системы России, данные деньги можно будет направить на другие социальные сферы жизнедеятельности страны. Данный опыт широко используется во всех европейских странах.
Тем самым восстановится социальная справедливость, со стороны родственников пострадавших и самих пострадавших, так как им не надо будет отчислять налоги на содержание своих «обидчиков». А преступники будут зарабатывать себе на жизнь в заключении.
Литература:
- Состояние преступности январь — декабрь 2016 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/9338947/ (дата обращения 14.08.2019)
- Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2017 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/12167987/ (дата обращения 14.08.2019)
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2018 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/16053092/ (дата обращения 14.08.2019)
- Наумов, Е. В. Предупреждение рецидива преступлений средствами контроля и надзора по законодательству стран дальнего зарубежья // Уголовно-исполнительное право. — 2013. — № 2. — С.79–80. года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-retsidiva-prestupleniy-sredstvami-kontrolya-i-nadzora-po-zakonodatelstvu-stran-dalnego-zarubezhya (дата обращения 14.08.2019)
- Ходжалиев, С. А. Некоторые особенности применения наказания в виде ограничения свободы за рубежом // Молодой ученый. — 2016. -№ 9. — С. 905. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29298/ (дата обращения: 24.08.2019)