Ключевые слова: контроль, валютный контроль, ведомственный контроль.
В законодательстве на сегодняшний момент отсутствует определение понятий «вид», «форма», «метод» финансового контроля. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет такие формы финансового контроля как предварительный, текущий и последующий контроль (ст. 265) [2]. Налоговый же кодекс Российской Федерации (ст. 82) формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений и т. п. [3]. В связи с этим и в юридической литературе данный вопрос является дискуссионным.
Виды контроля можно выделить исходя из: соотношения времени контроля и периода осуществления проверяемой деятельности (предварительный, текущий, последующий); волеизъявления субъектов контрольных правоотношений (обязательный и инициативный); сферы финансовой деятельности, в которой проводится контроль (бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный); правового статуса контролирующих субъектов (государственный, муниципальный, общественный, аудиторский).
Под методами понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Можно выделить следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. [4].
Формой финансового контроля понимают способ конкретного выражения и организации контрольных действий, выделяя при этом предварительный, текущий и последующий контроль как формы финансового контроля.
Под методами понимается совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций. Существуют шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.
Говоря о финансовом контроле в области таможенного дела, то ему свойственны отличительные признаки.
Здесь необходимо отметить отличие понятий таможенный контроль и финансовый контроль в области таможенного дела. В зависимости от объекта финансового контроля выделяют бюджетный, налоговый, банковский, валютный, таможенный контроль.
Исходя из сферы финансовой деятельности государства, выделяют: финансовый контроль в сфере налогообложения; финансовый контроль в области таможенного дела; финансовый контроль в сфере кредитования; финансовый контроль в области страхования и т. д. Все эти отдельные виды финансового контроля регулируются не только общими финансово-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права и законодательства.
Финансовый контроль в области таможенного дела охватывает как совокупность мер, уполномоченных органов по контролю за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов о таможенном деле в части обеспечения поступления таможенных платежей, так и деятельность по проверке использования денежных фондов государства на финансирование деятельности органов, осуществляющих контроль в области таможенного дела.
Многообразие финансовых отношений, в том числе и в области таможенного дела обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля. Поэтому мы думаю, возможно, провести следующую классификацию финансового контроля в области таможенного дела.
Финансовый контроль в области таможенного дела осуществляется на всех трех уровнях власти: законодательном (представительном), исполнительном и судебном. То есть, в зависимости от ветви власти, органами которой осуществляется контроль, можно выделить:
– Финансовый контроль в области таможенного дела, осуществляемый законодательными (представительными) органами власти;
– Финансовый контроль в области таможенного дела, осуществляемый исполнительными органами власти;
– Финансовый контроль в области таможенного дела, осуществляемый судебными органами;
– В отдельную группу можно выделить президентский контроль, поскольку Президент РФ является самостоятельным субъектом финансового контроля и не относится к трем ветвям власти [5].
По нашему мнению, финансовый контроль в области таможенного дела по первому критерию можно разделить на две группы: внешний и внутренний контроль. Объектом внешнего контроля являются финансовые потоки, поступающие в бюджет. Внутренний же контроль своим объектом имеет бюджетные средства, предоставленные таможенным органам как распорядителям и получателям бюджетных средств. Иными словами, в зависимости от объекта контроля, т. е. правоотношений, являющихся предметом контроля, выделяют следующие виды контроля.
Внешний финансовый контроль, который можно разделить на:
- Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, осуществляемый таможенными органами. В данном случае проявляется фискальная функция таможенных органов, которая представляет собой деятельность по взиманию таких платежей, контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию;
- Контроль за обоснованностью применения ставки ноль процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров, осуществляемый налоговыми органами. Именно на налоговые органы возложена обязанность по проверке документов, представленных в соответствии со ст. 165 НК РФ, и подтверждении применения ставки ноль процентов;
- Валютный контроль уполномоченных банков за проведением валютных операций своими клиентами, а также за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации. Поскольку валютные отношения складываются в сфере финансовой деятельности государства в процессе аккумулирования, перераспределения и использования валюты и валютных ценностей, то есть связаны с перемещением товаров (в том числе валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей) через таможенную границу, то указанный контроль также является составной частью финансового контроля в области таможенного дела;
- Ведомственный (внешний) контроль, осуществляемый вышестоящими таможенными органами и вышестоящими должностными лицами за деятельностью нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц по различным направлениям финансового контроля в области таможенного дела.
- Контроль применения соответствующими таможенными органами полномочий администратора доходов федерального бюджета от уплаты таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела;
- Контроль применения таможенными органами обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных и иных платежей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и осуществлением деятельности в области таможенного дела;
- Контроль применения таможенными органами мер принудительного взыскания задолженности по уплате таможенных платежей (пени), возникшей при невыполнении ответственными лицами обязательств перед таможенными органами по уплате таких платежей в федеральный бюджет, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- Контроль соблюдения таможенными органами законодательства Российской Федерации в сфере исполнения, (привидения-в исполнение) постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных таможенными органами и судами (мировыми судьями) в сфере таможенного дела, и поступления по ним наложенных сумм административных взысканий;
- Контроль применения таможенными органами законодательства Российской Федерации и международных правовых актов в части обоснованности предоставления таможенными органами льгот по уплате таможенных платежей и иных освобождений от уплаты таможенных платежей, в том числе предоставления отсрочек, рассрочек уплаты таких платежей;
- Контроль за практическим применением таможенными органами ставок таможенных и иных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
- Инспектирование деятельности таможенных органов по направлениям контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, контроля за обоснованностью принимаемых решений по вопросам определения страны происхождения товаров, организации и осуществления начисления и взимания таможенных платежей, контроля обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций, контроля исполнения постановлений таможенных органов [6].
Таким образом, вид финансового контроля представляет собой составную часть финансового контроля, обладающую всеми характерными чертами целого, однако, отличающуюся от других частей целого в зависимости от выбранного критерия классификации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)// Собрание законодательства РФ,03.08.1998, № 31,ст.3823.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- Литвинова Ю. М. Финансовый контроль в области таможенного дела: проблемы правового регулирования и правоприменения: Монография Ю. М. Литвинова; под ред. О. Ю. Бакаевой. — Сер. Финансовое право: Ф. — Москва, 2012. — С13.
- Прокопенко В. В. Финансовый контроль в области таможенного дела и его разновидности//Теория права и межгосударственных отношений. 2017. № 1 (5). С. 49–52.
- Рузметов С. А., Храмкова А. А. Виды, формы и методы финансового контроля в области таможенного дела//Академическая публицистика. 2019. № 11. С. 147–151.