В статье автором проанализированы юридические гарантии соблюдения экологических прав граждан, в частности конституционного права на благоприятную окружающую среду. Рассматривается механизм реализации и защиты экологических прав граждан путем проведения прокурорского надзора.
Ключевые слова: конституционное право, экологические права граждан, право на благоприятную окружающую среду, юридические гарантии, прокурорский надзор, прокуратура.
Ни у кого не вызывает сомнения, что охрана окружающей среды — одно из приоритетных направлений для обеспечения устойчивого развития любого современного и социально ориентированного государства. Российская Федерация закрепила в статье 42 Конституции [1] экологический статус личности, тем самым сделала серьезный шаг в сторону построения правового государства. Наиболее активная политика нашей страны в области экологии: в том числе касающаяся создания полноценной системы экологического мониторинга, формирования законодательства о квотировании вредных выбросов в атмосферу, внедрение так называемого механизма «расширенной ответственности», а также поддержание современных исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам в области экологии, изменения климата, загрязнения окружающей среды и иных «вызовов глобального развития» начинается с 2017 года (Год экологии в России) и продолжается по сей день [7]. Однако невзирая на все предпринятые меры борьбы с экологическими правонарушениями количественные показатели остаются стабильными высокими. Следует акцентировать внимание на том, что любое экологическое правонарушение влечёт за собой нарушение центрального экологического права граждан — права на благоприятную окружающую среду [6]. Принимая во внимание значительную потребность общества и государства в соблюдении баланса экономических и экологических интересов всех заинтересованных субъектов, можно говорить, что грамотно выстроенная деятельность всех органов государственной власти, направленная на обеспечение реализации задекларированных в Конституции и расширенных других нормативных актах прав человека и гражданина, может признаваться юридической гарантией их соблюдения [4].
Наиболее интересным для изучения представляется деятельность прокуратуры в процессе реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, заключающейся в проведении прокурорского надзора, приоритетность которого подчеркивается положениями Приказов Генерального прокурора № 195 [2] и № 165 [3].
Для того, чтобы в полной мере проанализировать деятельность прокуратуры в области реализации конституционных прав граждан, в частности экологической направленности, являющейся юридической гарантией их соблюдения, необходимо проанализировать статистические данные, что поможет оценить состояние законности в изучаемой сфере.
Начинать осуществление анализа состояния законности в сфере соблюдения экологических прав граждан необходимо с приведения статистических данных по преступлениям, совершенным в экологической сфере (рис. 1). Следует подчеркнуть, что приведенные статистические данные являются иллюстрацией уровня реагирования правоохранительных органов, а «не реальное состояние более масштабной экологической преступности» [5]. Необходимо учитывать, что экологические правонарушения являются латентными, а также довольно большой массив экологических правонарушений является компетенцией административного законодательства.
Рис. 1. Число экологических преступлений за период 2015–2019г.
Теперь необходимо проанализировать деятельность прокуратуры в данном направлении путем оценки основных показателей ее работы, а именно использования своих полномочий в сфере защиты экологических прав граждан. Статистические показатели можно отследить в рис. 2.
Рис. 2. Выявленные нарушения законов в сфере соблюдения экологических прав граждан (в динамике за 4 года)
Если проследить детально прокурорскую деятельность через призму актов прокурорского реагирования, то результаты легче всего представить в виде таблицы, где наглядно видны все акты, вынесенные прокурорами за отчетный период (рис. 3).
Рис. 3. Динамика прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в сфере соблюдения экологических прав граждан
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее прокуратура Российской Федерации является центральным элементом в механизме юридических гарантии реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду. Это обуславливается тем, что ни один орган, входящий в правоохранительную систему нашего государства, ни один государственный институт не имеет такого широкого спектра рычагов воздействия на происходящие процессы, как прокуратура. Однако не стоит забывать, что в процессе своей деятельности прокуратура не может заменить (и не имеет права) компетентные органы в области реализации конституционных прав граждан. Соблюдение баланса, а также совместная деятельность компетентных органов и прокуратуры будет являться гарантом соблюдения конституционных прав человека и гражданина, в том числе экологического характера.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Приказ Генпрокуратуры России от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://www.genproc.gov.ru дата обращения: 01.07.2020).
- Хазов Е. Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / Санкт-Петербург, 1997
- Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2015 год: информ.-аналитич. зап. / под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О. С. Капинус. — М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2016. 180 с.
- Выступление И. В. Краснова на коллегии о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр 26.06.2020 // // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://www.genproc.gov.ru (дата обращения: 01.07.2020).
- Послание Президента Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://kremlin.ru (дата обращения 01.07.2020).