Содержание конституционного права на благоприятную окружающую среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 16.06.2022

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Диденко, Н. В. Содержание конституционного права на благоприятную окружающую среду / Н. В. Диденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93180/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассмотрено содержание права на благоприятную окружающую среду. Проведен анализ Конституции и законов России на наличие данного права.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционное право на благоприятную окружающую среду, защита, окружающая среда, Российская Федерация.

В законодательстве Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено во многих нормативно-правовых актах как федерального, так регионального и местного уровней.

Учитывая тот факт, что право каждого на благоприятную окружающую среду является базовым, то закрепление его в ст. 42 Конституции Российской Федерации можно считать как данность, что подчеркивает его фундаментальность.

Также ранее рассмотренные нами принципы позволяют увидеть первенство среди более чем двадцати принципов именно права на благоприятную окружающую среду, что как нельзя лучше подтверждает его важность.

В ч.1, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Формулировка данной статьи во многом схожа с формулировкой, указанной в Конституции Российской Федерации, однако в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предметом является окружающая среда, и право на благоприятную окружающую среду рассматривается больше в контексте её защиты и возмещения вреда, причиненного ей, чем в контексте защиты человека от воздействия неблагоприятной окружающей среды, что в большей мере присуще Конституции Российской Федерации.

В остальном рассматриваемый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» уделяет больше внимания именно реализации права на благоприятную окружающую среду, а также раскрытию понятий, необходимых для его реализации. В частности, в статье 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплена система мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, где указано, что именно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их права в области защиты окружающей среды. Как мы и рассматривали выше позволяет установить субъектов права.

Кроме Федерального закона «Об охране окружающей среды», право на благоприятную окружающую среду декларативно закреплено в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. В статье 16 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия» [1, ст. 2105] указано на право граждан проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду. В пункте 2, статьи 1 Лесного Кодекса Российской Федерации [2, ст. 5279] право каждого на благоприятную окружающую среду указано в качестве одного из принципов, на которых основывается лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты. В преамбуле Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» [3, ст. 2222] указано, что он направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую срежу и достоверную информацию о её состоянии. Право на благоприятную окружающую среду закреплено также в таких федеральных законах, как Федеральный закон «Об экологической экспертизе» [4, ст. 4556], Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [5, ст. 1650]. В преамбуле данных законов указано, что они направлены на реализацию рассматриваемого права.

30.04.2012 года Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политик в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которой реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду является стратегической целью государственной политики в области экологического развития. Соблюдение данного права является ведущим принципом реализации основ. Основы государственной политик в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года во многом связаны именно с реализацией права на благоприятную окружающую среду, постановкой необходимых задач и механизмов их реализации ввиду высокого уровня антропогенного воздействия на окружающую среду. Тем не менее, несмотря на чрезвычайную важность и ценность данного документа, содержание понятия «право на благоприятную окружающую среду» в нем не раскрыто.

Стоит отметить, что содержание права не раскрывается в преимущественном большинстве нормативно-правовых актов Российской Федерации, то есть носит во многом декларативный характер, что создает на практике определенные проблемы при защите рассматриваемого права.

В ключе права на благоприятную окружающую среду стоит обратить внимание на то, что возмещению также подлежит вред, причиненный окружающей среде. В соответствии с законодательством Российской Федерации, за нарушение законодательства в области защиты окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» [6] также является одним из основополагающих в сфере толкования права на благоприятную окружающую среду. Вышеуказанное постановление способствует обеспечению правильного и единообразного применения судами законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

В соответствии с данным постановлением одним из важнейших средств защиты окружающей среды и обеспечение права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем.

Как было отмечено ранее и что подтверждается рассматриваемым постановлением, особенность защиты права на благоприятную окружающую среду состоит также в том, что привлечение к ответственности за вред, причиненный окружающей среде, является особенным по многим основаниям: по основаниям привлечения к ответственности, по способу возмещения вреда, по субъективному составу дела и так далее. Такие особенности связаны, прежде всего, с защитой права на благоприятную окружающую среду ввиду чрезвычайной опасности влияния нарушений природоохранного законодательства на здоровье людей, а также их имущественное положение.

Несмотря на отсутствие в современном законодательстве определения понятия «благоприятная окружающая среда» применительно к конституционному аспекту права, в нормативных правовых актах содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды, непосредственно оказывающие влияние на реализацию права на благоприятную окружающую среду. К таким юридически значимым критериям можно отнести нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду. Как правило, нормирование в данной сфере служит инструментом контроля за хозяйственной деятельностью субъектов, оказывающих влияние на соблюдение права на благоприятную окружающую среду, и способствует обеспечению экологической безопасности.

Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, являясь одним из прав, способствующих соблюдению права на благоприятную окружающую среду, закреплено в различных нормативно-правовых актах, связанных с состоянием окружающей среды. В частности, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» достоверность информации о состоянии окружающей среды является одним из элементов права на благоприятную окружающую среду.

Ввиду того, что право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, равно как и право на благоприятную окружающую среду в целом, тесно связано с правом на охрану здоровья, согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [7, ст. 1650] граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказания услуг.

Статья 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [8, ст. 2222] предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязненности, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что закрепление права на благоприятную окружающую среду в законодательстве Российской Федерации, в частности в Конституции РФ, стало результатом многолетних научных исследований в рассматриваемой области не только в России, но и по всему миру. С учетом влияния окружающей среды на жизнь и здоровье людей на планете Земля и любое негативное влияние на неё может задевать не только страну, в которой оно проявилось, право на благоприятную окружающую среду закреплено в законодательстве более, чем 150 стран, а также в международном праве в целом. [9, с. 166]

Но отсутствие четких формулировок в понятиях и обширность захвата объектов и субъектов на данный момент не позволяет использовать пласт законодательства для эффективной реализации права на благоприятную окружающую среду.

Литература:

  1. Об уничтожении химического оружия: Федеральный закон № 76-ФЗ от 02 мая 1997 г.: в ред. От 08.12.2020 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 18. Ст. 2105.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 200-ФЗ: от 04 декабря 2006 г.: в ред. От 04.02.2021 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278
  3. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон № 96-ФЗ: от 04 мая 1999 г.: в ред. От 08.12.2020 г. // Собрание законодательства РФ. 1999 г. № 18. Ст. 2222.
  4. Об экологической экспертизе: Федеральный закон № 173 — ФЗ: от 23 ноября 1995 г.: в ред. От 30.12.2020 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4556
  5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон № 52-ФЗ: от 30 марта 1999 г.: в ред. От 13.07.2020 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650
  6. О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г., № 49 // Российская газета. 2017. № 280
  7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон № 52-ФЗ: от 30 марта 1999 г.: в ред. От 13.07.2020 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650
  8. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон № 96-ФЗ: от 04 мая 1999 г.: в ред. От 08.12.2020 г. // Собрание законодательства РФ. 1999 г. № 18. Ст. 2222.
  9. Краснова О. И. Право на благоприятную окружающую среду как конституционное и экологическое право // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8
Основные термины (генерируются автоматически): благоприятная окружающая среда, окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, возмещение вреда, достоверная информация, государственная политика, охрана, реализация, экологическое развитие.


Ключевые слова

окружающая среда, Конституция Российской Федерации, защита, Российская Федерация, конституционное право на благоприятную окружающую среду

Похожие статьи

Юридические гарантии реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду

В статье автором проанализированы юридические гарантии соблюдения экологических прав граждан, в частности конституционного права на благоприятную окружающую среду. Рассматривается механизм реализации и защиты экологических прав граждан путем проведен...

Жизнь и здоровье человека как объекты правовой защиты

В статье рассмотрены понятие и содержание жизни и здоровья человека как правовых категорий, формы правовой защиты жизни и здоровья человека, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Механизмы реализации защиты прав и свобод человека в Российской Федерации

Статья посвящена вопросам, связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации

В статье рассмотрены правовые институты, к которым прибегают российские граждане для защиты своих конституционных прав и свобод. Рассмотрены правовые основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Уполномоченного по делам человека, П...

Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации

В данной статье разбирается конституционно-правовой статус личности, его позицию в системе права Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина.

Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации

В статье сформулированы конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, представлена их классификация, а также рассматриваются точки зрения различных ученых-правоведов о природе социальных прав.

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации

В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, а также рассмотрено воздействие местного самоуправления как основы кон...

Особенности реализации конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации

В статье автор пытается выявить существующие в настоящее время проблемы реализации конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации, а также предлагает возможные пути их разрешения.

Право на труд: российское и международное правовое регулирование

В данной статье рассмотрены проблемы закрепления в статье 37 Конституции Российской Федерации права на труд. Проведен сравнительный анализ положений, содержащихся в статье, с положениями международных источников. Выявлена и обоснована необходимость в...

Политические права и свободы граждан РФ

В рамках настоящей статьи рассматриваются основные политические права и свободы человека и гражданина. Выявлены особенности реализации политических прав и свобод и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Похожие статьи

Юридические гарантии реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду

В статье автором проанализированы юридические гарантии соблюдения экологических прав граждан, в частности конституционного права на благоприятную окружающую среду. Рассматривается механизм реализации и защиты экологических прав граждан путем проведен...

Жизнь и здоровье человека как объекты правовой защиты

В статье рассмотрены понятие и содержание жизни и здоровья человека как правовых категорий, формы правовой защиты жизни и здоровья человека, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Механизмы реализации защиты прав и свобод человека в Российской Федерации

Статья посвящена вопросам, связанным с защитой прав и свобод человека и гражданина.

Обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации

В статье рассмотрены правовые институты, к которым прибегают российские граждане для защиты своих конституционных прав и свобод. Рассмотрены правовые основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Уполномоченного по делам человека, П...

Конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации

В данной статье разбирается конституционно-правовой статус личности, его позицию в системе права Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина.

Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации

В статье сформулированы конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, представлена их классификация, а также рассматриваются точки зрения различных ученых-правоведов о природе социальных прав.

Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации

В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя. Проанализированы нормативные акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, а также рассмотрено воздействие местного самоуправления как основы кон...

Особенности реализации конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации

В статье автор пытается выявить существующие в настоящее время проблемы реализации конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации, а также предлагает возможные пути их разрешения.

Право на труд: российское и международное правовое регулирование

В данной статье рассмотрены проблемы закрепления в статье 37 Конституции Российской Федерации права на труд. Проведен сравнительный анализ положений, содержащихся в статье, с положениями международных источников. Выявлена и обоснована необходимость в...

Политические права и свободы граждан РФ

В рамках настоящей статьи рассматриваются основные политические права и свободы человека и гражданина. Выявлены особенности реализации политических прав и свобод и их место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Задать вопрос