У поступившего на юридический вуз студента мотивация к изучению русского языка достаточно высока. Сейчас большинство студентов осознают, что карьера юриста без владения русским языком менее перспективна, особенно в отношении юриспруденции, которая специализируется в области права.
Цель каждого преподавателя-языковеда в юридическом вузе состоит в том, чтобы разработать методику формирования профессионально-ориентированных коммуникативных умений и систему заданий, упражнений по развитию навыков общения на профессиональные темы. С помощью современных методов и средств преподаватель русского языка должен изменить личность будущего сотрудника правоохранительных органов, превратив его в компетентного профессионала.
Настоящее построение модуля «Русский язык для юристов” профессионально-ориентированного направления языка носит междисциплинарный характер, при котором в структуре тематического плана находят отражение различные профилирующие предметы специальностей «Юриспруденция ( Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности )», «Социальная сфера, бизнес и право», «Право».
В Специализированном филиале Ташкентского государственного юридического университета на кафедре «Общеобразовательных дисциплин» ведётся планомерная работа по подготовке и созданию к новому учебному году профессионально-ориентированных учебных материалов, учебных пособий по русскому языку. Подготавливая образовательный учебный материал для будущих сотрудников правоохранительных органов, преподаватели кафедры создают свою учебно-методическую электронную базу, которая включает следующее:
– систему учебных текстов и упражнений, рассчитанных на весь курс обучения русскому языку и адаптированных к условиям обучения в конкретном учебном заведении и уровню подготовленности обучаемых;
– учебно-методический комплекс, включающий базовые учебники, книги для чтения, контрольные работы, тесты, презентации;
– терминологические и юридические словари;
— казусы по предмету “Культура общения юриста”, “Письменная речь юриста”.
Информационно-коммуникационные технологии занимают прочное место в процессе обучения русскому языку. К ним относятся электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, видео- и аудиотехника, интерактивная доска и другие [2].
Важнейшей целью профессионального обучения является формирование личности студента, эффективно осуществляющей учебную деятельность.
Профессионально-ориентированное обучение русскому языку для будущих сотрудников правоохранительных органов может осуществляться по-разному, в зависимости от того, в какой последовательности проводится обучение. Совершенствование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в условиях получения правовых знаний на юридических вузах имеет свою специфику, так как оно осуществляется паралельно с профессиональной подготовкой будущей профессии, которая проводится по следующим направлениям:
– работа над специальными текстами по направлению права;
– изучение специальных тем по юриспруденции для развития устной речи;
– изучение словаря-минимума по соответствующей специальности через Уголовные и Административные кодексы Республики Узбекистан;
– развитие специфических навыков и умений через юридические тексты, необходимые для будущей профессиональной деятельности обучающихся;
– развитие и совершенствование понимания обучающихся (тематические аудио- и видеоролики);
– создание по внутреннему обучающему телеграмм-каналу «Русский язык» различных ситуативных диалогов по специальности;
– перефразирование отдельных словосочетаний, предложений по юриспруденции;
– интонационное чтение текстов и упражнения по специальности;
– интерактивный метод «Словарный кросс» по юридическим терминам;
– импровизация ролевых ситуаций по специальности из судебных заседаний;
– викторина по внутреннему обучающему телеграмм-каналу «Русский язык».
Как отмечают современные исследователи, к профессиональному обучению современного студента предъявляются такие требования, как «глубокие знания и умения, способность к их гибкому применению, активность, инициативность, стремление к непрерывному самообразованию, конкурентоспособность, определяемая не только высокой квалификацией, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации» [1, с. 31].
Эти методы усиливают и делают значимым каждое занятие профессионально-ориентированного обучения интересным, если конечно, обучение проходит в благоприятной среде, обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления, при создании высокой мотивации к изучению предмета, что позволяет выявлять и развивать лучшие личностные качества обучающегося, раскрывать его интеллектуальные резервные и психологические возможности.
На протяжении последних лет оперативная обстановка в мире остаётся напряжённой, преступность приобретает более опасные формы и приёмы. В сложившейся ситуации к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются более строгие и повышенные требовния по поддержанию должного уровня общественного порядка и безопасности в стране, борьбе с преступностью, нарушениями закона.
Современный специалист должен уметь проявлять инициативу, демонстрировать самостоятельность, заниматься творческим развитием личности, стремиться к повышению профессиональной квалификации, а также проявлять уважение к другим культурам и быть толерантным к традициям и устоям других народов [3].
Одним из решающих условий высококачественной профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего профессионального образования является вовлечение в активную познавательную деятельность каждого обучающегося, использование им полученных знаний на практике и чёткое осознание того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены им после окончания специального вуза.
Подбирая материал для занятия, важно учитывать тип предлагаемого студентам обучающего метода. Обучающие методы и приёмы должны быть наиболее эффективны в учебной работе с отобранным языковым материалом. Работа с эффективными образовательными методами по специальности расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность у будущих профессионалов, творческую инициативу, пробуждает интерес к изучению языка. Всё это в совокупности даёт возможность рассматривать конкурентоспособную и профессиональную подготовку специалиста.
Литература:
- Корзенникова И. Н. К проблеме формирования межкультурной компетенции у студентов юристов // Вестник СВФУ. 2011. № 1. С. 89–94.
- Вербицкий А. А., Хомякова Н. П. Формирование межкультурной компетенции в сфере профессиональной коммуникации как новое направление лингводидактики // Вестник МГЛУ. 2014. № 12
- Семышев М. В., Резунова М. В. Формирование информационно-коммуникационной компетенции будущего агрария при реализации новых образовательных стандартов // Международный научный журнал. 2016. № 3. С. 82–88.