Бюрократия является сложным социальным явлением, роль которого в демократической системе государственного управления весьма неоднозначна. Фактически необходимость бюрократии обусловлена необходимостью предотвращения коррупции в политике, однако в то же время несет в себе и угрозу для политической структуры и политических деятелей.
Ключевые слова: бюрократия бюрократизм государственное управление.
Bureaucracy is a complex social phenomenon whose role in a democratic system of government is highly ambiguous. In fact, the need for bureaucracy is due to the need to prevent corruption in politics, but at the same time it also poses a threat to the political structure and political figures.
Keywords: bureaucracy public administration.
Словарь С. И. Ожегова определяет бюрократию (от франц. «канцелярия» и греч. «власть») как систему управления чиновничьей администрации, защищающей интересы господствующей верхушки. То есть это одна из форм осуществления функций власти во все более усложняющемся обществе.
Бюрократия является важным элементом механизма социального регулирования в тех условиях, когда растет численность управленческого аппарата и экспансия публичной власти. В сознании большинства имеет место представление о бюрократии как отрицательном явлении. Однако, дословный перевод означает господство канцелярии, главной чертой которой является формализм.
Вопрос бюрократии в государственном управлении не теряет своей актуальности уже многие годы. Отсутствие формализма влечет за собой возможные нарушения буквы закона, поэтому четкое следование правилам объективно необходимо в современном обществе.
Несмотря на интерес к теме, в социальных науках не сформировалось надежных теорий о природе бюрократии. Это объясняется тем, что в советское время эта область была фактически закрыта для исследований. Оценку дореволюционной бюрократии как всевластия высказывал В. И. Ленин, позже его последователи находили компромиссные формы управления. С 1985 года началась научная разработка проблемы бюрократии и бюрократизма, стали публиковаться статьи и исследования.
Бюрократия может характеризоваться следующими чертами:
– Организация — особая форма политического устройства с абсолютизированными административными процедурами. Следствием этого является принадлежность фактической власти чиновникам. Характерными особенностями такого типа бюрократии является формализм и подчинение интересов дела карьерным.
– Социальная группа — профессиональное общество занятых в государственном управлении лиц, получающих зарплату.
Любая политическая система нуждается в функциях бюрократии, так как обществом необходимо управлять. Управленческий аппарат в свою очередь включает в себя специалистов, которые профессионально занимаются ведением государственных дел. Иерархическая структура управленческого аппарата наделяет бюрократию в том числе и административной властью. Часто ее позиции сохраняются при изменении политической элиты, выполняя роль некого автономного фильтра.
Существует определение бюрократии как необходимого зла, без которого управление не представляется возможным, однако именно бюрократия способна усилить политическое отчуждение среди общественных слоев, ограничивая возможности людей повлиять на работу государственного управления.
К настоящему времени сформировалось несколько теорий относительно бюрократии.
Теория рациональной бюрократии Макса Вебера представляет бюрократию как основу современной организации, которая сменила традиционные учреждения. По Веберу бюрократия дает техническую возможность для достижений самого высокого уровня эффективности. Поэтому формально она есть самое рациональное известное средство для осуществления качественного управления людьми. Главными составляющими успеха бюрократической системы управления являются существование форм и правил с определенными характеристиками — известные всем, с ясной целью, определенными условиями применения, однозначностью и четкой формулировкой.
Теория Карла Маркса подчеркивает классовый характер бюрократии. По мнению Маркса, бюрократия есть привилегированный слой служащих, которые призваны осуществлять господство и власть в организации. Основным компонентом сознания такого слоя является чувство принадлежности к власти, элите, определенная статусность. Важнейшими чертами бюрократии при этом являются иерархичность, четкая регламентация отношений подразделений и групп, многоступенчатость передачи информации, авторитарность поведения и сознания. То есть бюрократия — не что иное как паразит, который обслуживает исключительно интересы высокого правящего класса, государство при этом — лишь сфера частного интереса.
По мнению французского социолога Мишеля Крозье, власть бюрократии основывается на доступе к различной информации. Люди, владеющие информацией, могут влиять на общество.
Понятие бюрократизма также может быть трактовано по-разному. В политическом смысле это освобождение государственного административного аппарата от контроля избирателей, партий, выборных органов власти. В этом случае бюрократия является самостоятельной политической силой со своими интересами. Реализация этих интересов может сильнейшим образом искажать, а в некоторых случаях и противостоять официально заявленным целям правительства. То есть бюрократия берет на себя несвойственные изначально функции политического руководителя.
Последствия бюрократизации для общества могут заключаться в чрезмерном увеличении слоя государственных служащих, а, следовательно, и реализации собственных интересов, выходящих за рамки профессиональных обязанностей. Посредством институтов подготовки кадров бюрократия влияет на формирование соответствующего типа руководителей, осуществляющих деятельность так же в корпоративных интересах.
В системе государственного управления существует несколько проблем, связанных с организацией бюрократизма, обусловленные рядом причин:
– Правила, которые могут стать самоцелью.
– Подмена цели в государственной организации.
– Отсутствие мотивации подчиненных.
– Отсутствие заинтересованности в эффективном управлении.
– Отсутствие заинтересованности бюрократического аппарата в реформах.
– Стремление к монополизации знаний и техники управления.
Однако, несмотря на вышеназванные изъяны, бюрократия играет важную роль в организации государственного управления, определяя ее роль как одну из центральных.
Бюрократия выполняет не только административные функции, но и может достаточно свободно решать необходимые задачи собственными средствами и способами. В этой особенности заключается большой властный потенциал.
Одним из наиболее приемлемых подходов к бюрократии как органа администрирования и организации государства является более широкое участие общественности в постановке целей, планировании и поиске решения по проектам и программам государства, а также в их осуществлении. Главная и основная задача — не избавление от бюрократии как таковой, а поиск новых способов контроля, мотивирование служить в интересах человека и общества.
Литература:
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: Прогресс-Политика, 1992.
- Бюрократия в современном мире. Теория и реалии жизни. — М.: ИФРАН, 2008. — 195 c.
- Спиридонова, В. И. Бюрократия и реформа / В. И. Спиридонова. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 204 c
- Туфанов, А. Н. О власти и бюрократии. Туфанов А. Н.: моногр. / А. Н. Туфанов. — М.: Спутник+, 2013. — 180 c.
- Шевченко, В. Н. Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни / В. Н. Шевченко. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 196 c.