Профилактика неуспеваемости на уроках математики и физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 02.08.2020

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Вноровская, А. В. Профилактика неуспеваемости на уроках математики и физики / А. В. Вноровская, Л. В. Добровольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72994/ (дата обращения: 17.12.2024).



Проблема неуспеваемости по математике и физике всегда остро стояла в школе. Для решения любой проблемы нужно выявить ее причину.

Можно выделить следующие основные причин неуспеваемости:

− очень низкая мотивация к обучению или полное ее отсутствие (нет желания и интереса);

− Неполное отслеживание западающих тем по материалу (сейчас в этом вопросе огромную помощь может оказать модуль МСОКО системы АСУ РСО).

− низкие способности самого ребенка;

− низкий уровень обученности по результатам начальной школы;

− родительский контроль обучения ребенка очень низкий или отсутствует полностью;

− плохое здоровье учащихся, включая отрицательное вредных привычек действие на организм ребенка;

− непонятное объяснение материала самим педагогом.

Неуспеваемость это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. [1]

Мотивация — это причина, побуждающая ребенка учиться. Все что делает человек происходит только благодаря мотивации. Дети с хорошей мотивацией настойчивы и добиваются поставленных целей. Если мотивации нет, то нет причины использовать свой интеллектуальный потенциал. Поэтому очень важным является мотивационный этап.[1]

Мотивационный этап это постановка целей и задач урока (создание учебно-проблемной ситуации), которые сообщают учащимся зачем они изучают данную тему. [1]

Интерес это инструмент для побуждения учащихся к глубокому познанию предмета, развивающий их способности. [3]

Все эти вышеперечисленные термины являются основной движущей силой при обучении.

Математика — царица всех наук, а физика, так или иначе, является частью многих из них. В изучении других наук математическая грамотность играет огромную роль. Если ребенок не знает таблицу умножения, основные арифметические формулы, не умеет работать с дробями у него будут проблемы при решении физических задач и не только.

Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, показывает нравственную ценность научных знаний, является основой научно — технического прогресса. Физика — везде и всегда вокруг нас и играет большую роль в нашей жизни. Но все тщетно, если учиться не интересно.

Когда познавательный интерес присутствует, то ребенок активен на уроке, он хочет и будет учиться. Повышается качество знаний и эффективность процесса обучения, формируются положительные мотивы учения. Отсутствие интереса приводит к тому, что на уроке ребенок не слушает и не слышит, отвлекается, не понимает материал и это ведет к той самой неуспеваемости, которую школа пытается победить из года в год.

Так что же такое познавательный интерес и как его вызвать? Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. [1]

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к окружающим явлениям, процессам, законам; из стремления разобраться в том, что и как происходит в окружающей нас действительности.

Этапы развития познавательного интереса

I. Любопытство — удивление: возникновение интереса при просмотре опыта, слушании рассказа или примера из истории физики, объяснения необычного явления и другое.

II. Стремление узнать больше: более глубокое ознакомление с предметом, учащиеся задают вопросы, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей, устраивают дискуссии.

III. Познавательный интерес: дети стремятся к прочным знаниям по предмету и умению применять их на практике.

Показатели уровня развития интересов и познавательной активности учащихся на уроке:

  1. Активность участия на уроке.
  2. Активность выступления с докладами.
  3. Желание разобраться в явлениях, объяснить суть их процессов
  4. Самостоятельность подведения итоги, обобщения.
  5. Самостоятельное проведение экспериментов, работа с физическими приборами в кабинете и дома.
  6. Изучение тем по физике за пределами учебной программы.
  7. Участие во внеклассной работе по физике.

Формы и методы развития познавательной активности

1) Игровая деятельность ( устный опрос с мячом, «Молекулы», «Диффузия», «Крокодил»)

2) Эксперимент

Большой интерес учащихся вызывают экспериментальные задания, особенно те, что можно выполнить дома.

Так, в 6 классе, одним из домашних заданий является сборка гигрометра, изучение устройства, принципа действия и сборки простейшего электромагнита. Выполняя экспериментальные задания, учащийся понимает что, как и зачем он должен сделать, а положительный результат приносит чувство удовлетворения, и желания изучать дальше.

3) Принцип наглядности. Просмотр видеоролика и его анализ, ответы на вопросы.

4) Самостоятельная работа с учебником. Умение выделить главное в тексте, найти ответ на вопрос, сделать вывод.

5) Групповая работа:

  1. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
  2. Подготовка и проведение уроков — семинаров, конференций, дискуссий.
  3. Самостоятельная постановка эксперимента, обсуждением его результатов, выводов.

При изучении физики самым важным является не столько возбуждение познавательного интереса, сколько сделать сам урок интересным, чтобы дети хотели прийти на следующее занятие и узнать еще больше.

6) Занимательность это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у обучающихся чувство удивления, обострить внимание.

Используя на уроке занимательный материал, я ставлю вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Тогда занимательный материал вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно — следственные связи. Это рассказы — загадки, задачи — шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр, нахождение ошибок в сказках.

Занимательность позволяет разрядить обстановку при изучении сложных тем.

7) Место физики в жизни.

В 7 классе, когда физика появляется как новый предмет, показываю список самых известных и успешных людей в мире и акцентирую внимание на том, что большая часть из них имеет техническое образование.

Кроме того, всегда привожу примеры и жизненные ситуаций, где может пригодиться знание физики.

Как вести себя в грозу? Что делать при встрече с шаровой молнией? Как поступить, если попал на поверхность под напряжением? Как безопасно пройти по веревочному мосту? Как уменьшить возможность серьезного травмирования при падении? И многое другое.

Ну уроках математики и физики более слабые учащиеся не понимают и не могут сделать многие задания. Чтобы им помочь, можно организовать работу следующим образом:

− более сильные учащиеся работают самостоятельно, а учитель помогает отстающим;

− разбить детей на малые группы, где более сильные учащиеся помогают более слабым.

Насколько качественно будет ребенок учиться в основной и средней школе во многом зависит от его обучения в начальной школе. Если ребенок не знает таблицу умножения, не умеет работать с метрическими единицами, не владеет устным счетом, то научить его десятичным и обыкновенным дробям и действиям с ними (сокращение, деление, умножение, вычитание и сложение, решение уравнений) практически невозможно. Кроме того, слабоуспевающие детки, плохо и медленно читают. Это значит, что на прочтение и осмысление материала им требуется больше времени.

Если встречаются учащиеся с такими проблемами нужно постараться как можно быстрее их корректировать. Отслеживать западающие темы можно в специальной тетради. Составить график работы со слабоуспевающими учащимися. Самое главное в борьбе с неуспеваемостью — индивидуальная работа и помощь родителей.

Кроме того, необходимо планировать урок так, чтобы можно было сохранить здоровье учащихся: дозировка домашних заданий, физминутки, движение во время игровых форм, проветривание класса, использование визуализации и многое другое.

Чтобы все учащиеся смогли усвоить новый материал, необходимо:

1) На этапе контроля. Нужно специально контролировать усвоение трудных вопросов занятия, а также материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. Разрешить дольше готовиться у доски, использовать наглядные пособия, схемы, плакаты, сделать темп опроса медленнее, разрешать. Подбадривать похвалой, хорошей оценкой.

2) Изложение нового материала.

В течение урока проверяем степень усвоения материала. Привлекаем слабоуспевающих учащихся к подготовке схем, плакатов, поиска дополнительной информации по теме, поощряем вопросы по теме.

3) Самостоятельная работы учащихся

Включать в содержание работы упражнения по устранению допущенных типичных ошибок, повторение пройденного материала. Учить планировать работу, выполнять ее с достаточной скоростью, осуществлять самоконтроль. В системе давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Давать четкие инструкции по выполнению работ, алгоритмы решения задач. Разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях простых. Показать наиболее простые рациональные способы решения задач. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих учеников.

Урок сделают интересным использование различных форм проведения урока, сочетания постановки учебной проблемы в занимательных опытах или вопросах и самостоятельной работы с учебником; фронтальных опытов и последующей беседы с учащимися, визуализации процессов. Систематическая работа со слабоуспевающими учащимися по развитию познавательного интереса к изучению математики и физики, своевременное обнаружение «белых пятен» в усвоении учебного материала позволят провести профилактику неуспеваемости учащихся.

Литература:

1. http://infourok.ru/nauka-fizika-doch-udivleniya-i-lyubopitstva-601506.html?

2. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2016/12/25/chto...ny-neuspevaemosti-po?

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерес_(чувство)

4. https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/poznavatelnyj-interes-i-ego-razvitie/

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, учащийся, ребенок, самостоятельная работа, урок, физик, занимательный материал, мотивационный этап, начальная школа, учебная программа.


Задать вопрос