Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды выдающихся философов и деятелей искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 27.07.2020

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Борисова, А. Е. Эстетические взгляды М. А. Лифшица на жизнь и труды выдающихся философов и деятелей искусства / А. Е. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72893/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматриваются подходы М. А. Лифшица к исследованиям этической составляющей трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына. М. А. Лифшиц рассматривает эмансипацию художественной деятельности, понятие искусства и гения.

Ключевые слова: эстетика, искусство, культура, реализм, коммунизм, марксизм, онтология, гений, эмансипация, истина, абсолютное, форма, идея.

Михаил Александрович называл себя сыном революции, так как родился он в Мелитополе в год первой русской революции. В то время Лифшиц находился во втором классе реального училища и черпал знания о революции из романов Дюма. Михаил Александрович пережил гражданскую войну, немецкую оккупацию, голод, тиф, но все это лишь закалило его дух и стремление к познанию.

Проходя обучение в царском реальном училище, М. А. Лифшицу впервые встретился с несправедливостью, так как подавляющее большинство учеников были дети чиновников. Своему умению держать в руке карандаш юный эстетик обязан учителю, выпускнику Академии художеств А. И. Мольнеру.

Впервые с трудами Маркса М. А. Лифшиц познакомился в городской библиотеке. Это было сочинение Плеханова «К вопросу монистического взгляда на историю». Плеханов сыграет одну из составляющих ролей в понимании философом марксизма. Мать М. А. Лифшица была одаренная женщина, но не могла позволить себе учиться, поэтому пыталась дать сыну то, что не получила сама.

В 1922 году Лифшиц пытается поступить во Вхутемас, однако его не приняли из-за привычек наивного реалиста. М. А. Лифшиц разошелся во взглядах со своими учителями потому, что раньше всех обратился к традиции реалистической классики. Несмотря на то, что Лифшиц не стал профессиональным художником, он работал сам, особенно мыслителя посещало вдохновение в период весны, когда природа показывала себя в самых оживленных тонах. Лифшиц утверждал, что идеальное есть истина реальности. Искусство — это то, что задает образец, на который должны равняться люди, но этот образец должен быть взят из самой жизни, а не выдуман художниками. Искусство — это то, что должно искать истину, а не выражать свои чувства. Понятие реализма у Лифшица — это не просто направление в искусстве, оно исключительно широкое. Как и Гегель, Лифшиц понимает истину как полноту бытия и соответствию своей натуре. Истина понимается, как идеальное абсолютное. Искусство и наука делают одно общее дело — ищут истину. По мнению Лифшица, познание в образах, не является низшей ступенью познания. Оба понятия служат предметом к познанию истины. Философ называет это «субстанциальной» истиной, что соответствует мысли и фактам. Эстетика, на его взгляд, — это то, что призвано выявлять правдивость и ложность искусства.

Идея художника — это то, что делает предмет искусства по-настоящему подлинным. Но как утверждает Лифшиц, свои таланты можно растерять, в то время как опыт и техника останутся в сознании художника. Примером тому служит отзыв талантливого писателя А. И. Солженицын, которого Лифшиц рекомендует к прочтению, но в ранних его работах, так как после он заговорил собственным языком, а не талантом.

«Есть нечто независимое от произвола художника в его творчестве. И пока он говорит от имени этого объективного начала, сознательно или бессознательно, он чувствует в себе благодать этой чудотворной объективной силы, и не дай бог потерять ее, как Самсон, лишенный волос». [1,с. 108] Данное выражение Лифшиц, по всей видимости, перенял у В. Г. Белинского.

Одним из направлений занятий М. А. Лифшица было восстановление системы эстетических взглядов Маркса и Энгельса, которое представлялось не существующей. Целью философа было показать наличие в марксизме нравственно-эстетической основы, отсутствие которой тревожит противников марксизма. Это духовно-эстетическое содержание по Лифшицу присуще марксизму изначально. Несмотря на то, что труд представляет экономически обоснованную революционную науку, он содержит в себе высокогуманистический резерв идеала, что само по себе и является искусством. В модернистском искусстве видим абстрактное отрицание «капитала», художественные формы, которые накоплены классическим искусством, и уравнение в самовыражении личности. [3,с 128] Модернизм-это искусственный «коммунизм» в мире эстетики. Стремление Маркса состоит в том, чтобы превратить искусство в деятельную способность каждого человека. Такая форма эмансипации художественной деятельности –необходимый момент для становления и превращения искусства в собственность творца. Мыслитель внес большой вклад в развитие модернизма и понимание природы искусства.

М. А. Лифшиц — коммунист, который считает, что модернизм усложняет путь к новому обществу. Но также он признает, что это усложнение — историческая неизбежность. Модернизм — это отдушина, способ притворяться передовым, но делать то же самое, как всегда. При этом динамика самого модернизма циклична, как мода: на смену слепому бунту и искусственному варварству сверхцивилизованных декадентов приходит слепое повиновение идеям сверхличного порядка и национального подъема. Искусство — это проявление классовой борьбы. По мнению Лифшица, в искусстве человек имеет дело с «вечным» и бесконечным, космос как целое говорит через художника и его произведения искусства. [2, с 328]

Проблема, осознанная Лифшицем в период духовного кризиса, пережитого во Вхутемасе, была связана с вопросом о революционности авангардизма в искусстве. В 30-х годах искусство и литература стали опытным полем, символическим родом, что находило выражение идеологических конфликтов. В эти годы особое внимание уделялось анализу и пропаганде художественной литературы и искусства, что и послужило развитию и распространению марксистского мировоззрения не только в литературном кругу, но и по всей стране. Основная мысль сводилась к том, что старая литература — это выражение классового общества. С произведениями искусства также, если брать картину, где изображена крестьянка в сарафане, то нетрудно доказать, что такое восприятие крестьян в царской России носит дворянско-идеалистический характер, что является выгодным для господствующего класса.

Лифшиц, говорит о невозможности возникновения художественного произведения на основе реакционного общественного направления. По Марксу же любые идеи могут быть основой художественных произведений. М. А. Лифшиц был против того, чтобы его рассматривали, как мыслителя, который ограничивается одним мыслительным ведомством. Философ говорит о том, что: «Занятия эстетикой приобрели в определенный момент в нашей литературе оттенок цехового, ведомственного интереса». Под эстетикой Лифшиц понимал род философии культуры. Он предполагает не руководство для ума, а историческое мировоззрение на внутричеловеческую структуру. Между объективными фактами борьбы классов и нравственно-эстетическим содержанием нет онтологической связи.

Суть марксизма философ видит в том, что он смог дойти до самого корня социальной субстанции, не предаваясь общественно — исторической критике во имя мечтательных образов эстетического идеала.

Лифшиц отстаивал тот факт, что прогрессивное поступательное развитие носит двойственный противоречивый характер, по Гегелю эта работа против самого себя. Лифшиц рассматривает взгляды В. И. Ленина на творчество одного из основополагающих классиков русской литературы — Л. Н. Толстого. Для Ленина самое главное то, что творчество писателя является «зеркалом» жизни, он показывает мощное крестьянское движение с его противоречивыми сторонами. Лифшиц говорит о том, что Л. Н. Толстой имеет достаточное количество идейных недостатков и предрассудков, нежели художественных слабостей. И именно его недостатки способствовали формированию его достоинства «отрицание отрицания». Даже предрассудок бывает абстрактно противоположен рассудку, что заключает в себе глубокую истину. Нельзя иметь полную картину об истории культуры, если мы будем отвлеченно противопоставлять прогрессивное и реакционное у великих художников прошлого, начиная с Гомера. Материалом художественности не была и не может быть общественно — литературная позиция. Критика уходящих трудов все более превращалась в революционную, и это относилось не только к художникам-гениям, но и к общественным деятелям.

Если в России есть упоминание о демократически мыслящих художниках, то первый, кто приходит на ум — это Достоевский. Его великая заслуга в том, что он раскрыл значение презрения российских подданных, как ложного бунта. Он понимал истинное художественное творение только как народное. Логика мысли Лифшица ведет к тому, что можно назвать теорией реализма в искусстве. Понятие «высокий реализм» — значит, что критерий реализма не сводится к реализму в узком смысле слова.

М. А. Лифшиц постоянно апеллирует к теории отражения, которая в марксизме понимается как рефлексия в гегелевской диалектике.

В период постсоветского времени, когда Маркс утратил былую славу, Лифшиц ее приобрел. Его немногочисленные тома выходят один за другим. В философском сообществе у Лифшица нет последователей, но в кругу искусствоведов и художников он всегда находился в почете и был примером для подражания.В 1994 году, художники,которые интерисуются советской эстетикой создают «Институт Лифшица» в Москве.

Литература:

  1. М. А. Лифшиц Эстетика Гегеля и современность // Вопросы философии, 11 (2001), с. 223 (последняя, неоконченная работа Лифшица).
  2. М. А. Лифшиц Модернизм в искусстве (статья для БСЭ) / Собрание сочинений, т. 3, с. 432.
  3. М. А. Лифшиц Марксизм и эстетическое воспитание / Собрание сочинений, т. 1, с. 391.
Основные термины (генерируются автоматически): искусство, Маркс, том, истина, марксизм, произведение искусства, художественная деятельность, художник, Энгельс.


Похожие статьи

Особенности возникновения русской литературной критики

В данной статье автор исследует возникновение, формирование и развитие русской литературной критики. Изучено понятие «критика», его изначальное восприятие, а также изменения, которым подверглось явление критики. Проанализированы критические тексты не...

Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака

Статья посвящена репрезентации художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака в современной русскоязычной литературе. В частности, опосредованному представлению таких компонентов, как пространство, композиция, заглавие.

Культура древних народов как средство выражения мировидения и эстетической позиции в творчестве Х. Ф. Лавкрафта и И. А. Бунина

В качестве основного теоретического положения статьи выдвинута проблема использования писателями ХХ века образов древних культур, которые стали средствами выражения авторского мировидения. Сходства и различия эстетической позиции Х. Ф. Лавкрафта и И....

Сравнительный анализ понятия «эго» в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга

В статье рассмотрены основные различия в понимании «Эго» З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, особенности его функционирования как ключевого элемента психоаналитической структуры личности. Проанализированы сходные положения в теориях авторов, а также их взгляд ...

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна

Статья посвящена анализу психологических идей философа и историка Ипполита Адольфа Тэна. Изложена методология и взгляд философа на психологию как науку, рассмотрены проблемы природы познавательной деятельности, сущности души, развития речи в детском ...

Марксистская аксиология В. П. Тугаринова как криптосистема советской этики

Данная статья представляет собой комплексный анализ проблемы ценностей в советской этике на основе монографии «О ценностях жизни и культуры» известного отечественного философа В. П. Тугаринова. В ходе анализа впервые выстраивается система ценностей В...

Категория ценности в философии О. Г. Дробницкого

Статья реализует попытку компонентного анализа системы моральной философии О. Г. Дробницкого. Категория ценности в работе выступает как базовая конструктная единица, через которую рассматриваются понятия системы этики О. Г. Дробницкого. Автор определ...

Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики

Статья посвящена деятельности Л. С. Выготского в области коррекционной педагогики. Представлены данные исследований, проведенные ученым, принципы, которые сформулировал Выготский Л. С.

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Похожие статьи

Особенности возникновения русской литературной критики

В данной статье автор исследует возникновение, формирование и развитие русской литературной критики. Изучено понятие «критика», его изначальное восприятие, а также изменения, которым подверглось явление критики. Проанализированы критические тексты не...

Репрезентация художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака

Статья посвящена репрезентации художественных систем М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака в современной русскоязычной литературе. В частности, опосредованному представлению таких компонентов, как пространство, композиция, заглавие.

Культура древних народов как средство выражения мировидения и эстетической позиции в творчестве Х. Ф. Лавкрафта и И. А. Бунина

В качестве основного теоретического положения статьи выдвинута проблема использования писателями ХХ века образов древних культур, которые стали средствами выражения авторского мировидения. Сходства и различия эстетической позиции Х. Ф. Лавкрафта и И....

Сравнительный анализ понятия «эго» в теориях З. Фрейда и К. Г. Юнга

В статье рассмотрены основные различия в понимании «Эго» З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, особенности его функционирования как ключевого элемента психоаналитической структуры личности. Проанализированы сходные положения в теориях авторов, а также их взгляд ...

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна

Статья посвящена анализу психологических идей философа и историка Ипполита Адольфа Тэна. Изложена методология и взгляд философа на психологию как науку, рассмотрены проблемы природы познавательной деятельности, сущности души, развития речи в детском ...

Марксистская аксиология В. П. Тугаринова как криптосистема советской этики

Данная статья представляет собой комплексный анализ проблемы ценностей в советской этике на основе монографии «О ценностях жизни и культуры» известного отечественного философа В. П. Тугаринова. В ходе анализа впервые выстраивается система ценностей В...

Категория ценности в философии О. Г. Дробницкого

Статья реализует попытку компонентного анализа системы моральной философии О. Г. Дробницкого. Категория ценности в работе выступает как базовая конструктная единица, через которую рассматриваются понятия системы этики О. Г. Дробницкого. Автор определ...

Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики

Статья посвящена деятельности Л. С. Выготского в области коррекционной педагогики. Представлены данные исследований, проведенные ученым, принципы, которые сформулировал Выготский Л. С.

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Задать вопрос