К вопросу о влиянии вампиризма на «готическую» субкультуру | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 25.07.2020

Статья просмотрена: 512 раз

Библиографическое описание:

Бабаева, Т. Б. К вопросу о влиянии вампиризма на «готическую» субкультуру / Т. Б. Бабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72829/ (дата обращения: 16.01.2025).



Данная статья посвящена изучению эволюции феномена вампиризма в искусстве и его влияния на «готическую» субкультуру. Автор статьи уделяет внимание отражению образа вампира в «готической» субкультурной среде через стиль «гота-вампира»

Ключевые слова: «готическая» субкультура, вампиры, символы, атрибуты, имидж, искусство

Феномен вампиризма и сам образ вампира всегда был окутан определенным ореолом таинственности и притягательности для человека. С древних времен люди боялись кровососущих чудовищ, разгуливающих по ночам и отнимающих жизни вместе с кровью. Ряд западных исследователей феномена вампиризма и истории вампиров, такие как Ж. Мариньи [4] и Дж. Г. Мэлтон [5], отмечают, что многочисленные археологические и письменные источники доказывают существование веры в вампиров или тому подобных кровососущих существ у народов из разных уголков мира на протяжении уже нескольких тысячелетий. В работах этих исследователей, а так же в книгах, вроде энциклопедии К. Королева [3], отмечается многообразие имен для вампиров: бааван ши в шотландском фольклоре, веталы в древнеиндийской мифологии, упыри в славянской мифологии, эстри в еврейском фольклоре, ламии в древнеримской мифологии, и другие.

На протяжении веков внешний вид и восприятие вампира претерпело достаточно сильные изменения. Об эволюции образа вампира и возникновении новой «вампирской эстетики» пишет ряд отечественных исследователей, таких как Антонов С. А. [1], Хапаева Д. [7], Устинова Я.А, Мармилова М. А. [8], описывая феномен подмены стереотипов и превращения вампира из отрицательного персонажа в положительного. Если в национальном фольклоре, произведениях XVIII века («Вампир» Оссенфельдера, «Ленор» Бюргера и пр.) и в первых фильмах ужасов («Носферату. Симфония ужаса» Мурнау) вампиры изображались отвратительными живыми мертвецами, одна мысль об укусе которого вызывала у слушателя/читателя/зрителя непреодолимый ужас, то в готических романах XIX века («Вампир» Полидори, «Дракула» Брема Стокера и пр.) и фильмах 30–60-х (начиная с фильмов в Белой Лугоши и Кристофером Ли) вампир постепенно становится симпатичным злодеем с колдовской силой, с по-прежнему нечистыми помыслами, но уже не столь страшным, скорее коварным. Стоит ли говорить о том, что с последней трети XX века и в литературе, и в киноискусстве (романы из цикла «Вампирские хроники» Энн Райс и их экранизации, романы серии «Сумерки» Стефани Майер и т. д.) главный герой — вампир предстает созданием с совершенной сексуально-привлекательной внешностью, со сверхъестественными способностями, но зачастую имеющим особую философию, по которой убийство людей ради прокорма воспринимается негативно и зачастую является средством наказания плохих людей за их злодеяния (своего рода супергероизм, как например в комиксах «Вампирелла» Аккермана 1969 года), или вызывает у главного героя множество душевных переживаний и внутренней борьбы (как у героев Э. Райс). Этот новый вампир откровенно жалеет людей и воспринимает их хрупкость как особую ценность. И если главный герой — вампир-мужчина, то в этих условиях возникает новый образ главной героини. Теперь это не объятая ужасом прекрасная жертва, а закомплексованная неуверенная в себе девушка, разочаровавшаяся в своей жизни и завидующая жизни вампиров, их совершенству, их могуществу, их бессмертию (как в «Сумерках» С. Майер).

Такой образ вампира стал популярен не только в искусстве Запада, но и Востока. Примерами могут являться комиксы манга автора Хино Мацури «Рыцарь-вампир» (2005–2013 гг.), серия романов «Ди, охотник на вампиров» Хидэюки Кикути (первый роман вышел в 1983 г.), и т. д.

Стоит ли говорить, что в след за индустрией литературы и кино образ вампира покорил и мир компьютерных игр: начиная с игр для первых приставок вроде «Castlevania» (1988 г.) для «Dandy» и заканчивая более современными компьютерными играми вроде игр «BloodRayne» (2002 г.), «Vampire: The Masquerade — Bloodlines» (2004 г.), «Vampyr» (2018 г.) и пр., начиная от жанра «поиск предметов» («Замок с вампирами» 2010 г.) и виртуальных романов («Diabolik Lovers» 2012 г.) и заканчивая «стрелялками» («Dark Vampires: The Shadows of Dust» 2005 г.) и жанром «action horror» (та же «BloodRayne») и др.

В среде «готической» субкультуры образ вампира всегда занимал особое место. По сути именно тяга к «вампирской эстетике», желание уподобиться этим вечным созданиям ночи явилось первым толчком, который смог выделить «готов» из среды «панк-движения» в 1979 году в Великобритании, и, тем самым, положить начало новой субкультуре. Фактическим моментом, с которого начинается открытое позиционирование представителей «готической» субкультуры с вампирами является фильм «Голод» Тони Скотта, вышедший в 1983 году на широкий экран. Практически все символические и знаковые элементы, по которым после этого «готов» стали различать в толпе представителей других субкультур, были так или иначе продемонстрированы в данном шедевре западного кинематографа. Фильм открывался неким подобием на клип к песне «Bela Gugoshi’s Death» группы Bauhaus, которая, как известно, посвящена самому яркому актеру эпохи первых фильмов ужасов, прославившемуся именно своим неподражаемым образом графа Дракулы.

Главные герои фильма — вампиры-любовники Мириам и Джон — наносили порезы своим жертвам с помощью маленьких ножей, скрытых в их кулонах-анкхах. Практически с первых минут фильма перед зрителями разворачивается откровенная сцена, когда вампиры, соблазнив своих жертв и отвлекши их внимание, не замедляют воспользоваться своими амулетами, дабы утолить жажду крови.

Еще одним ярким моментов является то, что из этого фильма проистекает тяга представителей «готической» субкультуры к состоянию меланхолии и постоянному рассуждении о смерти. Практически через весь фильм идет линия внутренних переживаний и терзаний героя по поводу его неминуемой гибели, его борьбы за жизнь и тяжких дум о том, что ждет его после упокоения, что будет с теми, кто ему дорог, после его смерти. Персонаж Девида Боуи стал, пожалуй, первым кино-вампиром, воплощающим новую эстетику. Далее шли такие фильмы как «Интервью с вампиром», «Сумерки: сага», различные сериалы вроде «Баффи: Истребительница вампиров», «Дневники вампира» и пр. Вампиры стали воплощением меланхоличной красоты, обреченной элегантности, и само собой — бессмертия. Такая романтизация образа вампира и стала живым воплощением новой эстетики, где само восприятие образа вампира стало полярно-противоположным. Именно это по большей части сыграло на тяге представителей «готической» субкультуры к вампирскому образу.

Литературная база и киноиндустрия на тот момент уже достаточно облюбовали эту тему и само по себе «готическое» движение просто помогло молодым людям, которых с детства прельщали рассказы о вампирах и фильмы ужасов, воплотить свои мечты в реальность образом «гота-вампира».

По сути образ «гота-вампира» является межстилистическим, хотя чаще всего «готы-вампиры» встречаются как одна из разновидностей «викторианских готов» [2, с. 331]. Это связано в первую очередь с классическим образом «вампира», описанным в английских готических романах и показанным в фильмах про графа Дракулу и его невест. В рамках «готической» субкультуры, подобно образу «корпоративного гота», где, предпочитая максимально скрывать свои стилистические предпочтения, «гот» удовлетворяется аксессуарами с определенной символикой, «готы-вампиры» могут одеваться в рамках любого стилистического направления. Таким образом, «гот-вампир» может представляться вампиром из будущего, или классическим, пробудившемся от многовекового сна, вурдалаком.

Распространенной среди поклонников «вампирского» стиля символикой помимо упомянутого анха является символ креста. Крест как символ известен в среде «готической» субкультуры с первых лет ее существования. Практически во всех фильмах о вампирах (начиная от первых «Дракула» и заканчивая «От заката до рассвета», «Бладрейн» и пр.), символ креста играет определенную роль и является либо частью атрибутики вампиров, иногда даже сохраняя свое классическое религиозное значение, либо одним из основных средств борьбы с «созданиями ночи». Но не только кинематограф сделал символ креста популярным среди «готов-вампиров». Большинство романистов, пишущих в жанрах мистического романа, практически всегда совмещают крест с вампирами, делая этот символ частью вампирского образа. Так знаменитая американская писательница Энн Райс, прославившаяся своими «Вампирскими хрониками», уделяет кресту роль религиозного символа, который не наносит вреда вампирам, и которые, в свою очередь, «даже любят смотреть на распятие» [6, с. 29].

Кроме религиозных и оккультных символов любители вампиров из среды «готической» субкультуры используют различные графические символы и изображения: это гробы, летучие мыши, элементы, так или иначе имитирующие или напоминающие кровь. Это может проявляться в одежде (например, рукав кроем напоминающий крыло летучей мыши, бархотка с имитацией кровотечения из прокусанной шеи, кольца и кулоны с гробами, летучими мышами, искусственные клыки и пр.).

Но не смотря на отдельные символические знаки, будь то религиозные или оккультные символы, различные рисунки или изображения летучих мышей и гробов, главенствующую роль в символике всей «готической» субкультуры, как и «готов-вампиров» играет цвет. Черный цвет присущ всем «готам», но у «готов-вампиров» существует свой устоявшийся «канон цвета», являющийся их первостепенной отличительной чертой в среде других «готических» направлений. Конечно все «готы» вольны использовать в своем костюме любые дозволенные цвета, но именно черно-красное сочетание присуще «готам-вампирам» не зависимо от стилистического направления. Это негласное, но логичное правило уходит корнями в старые фильмы ужасов про графа Дракулу. Черный, как символ принадлежности к слугам тьмы, и красный, как олицетворение крови, всегда украшали не только плащ графа Дракулы, но и яркие цветные афиши фильмов ужасов первой половины ХХ века (рис.1).

Афиши к фильмам о Дракуле Афиши к фильмам о Дракуле Афиши к фильмам о Дракуле Афиши к фильмам о Дракуле

Рис.1. Афиши к фильмам о Дракуле

Черно-красное сочетание, переданное кинематографом, стало своего рода клеше и каноном для стиля вампира, и потому сразу вызывает у окружающих ассоциацию именно с этими мифическими созданиями ночи, и, как следствие, в любой «готической» тусовке такое цветовое сочетание в костюме «гота» сразу создает о нем впечатление как о «готе-вампире».

Таким образом, можно говорить о богатой истории влияния феномена вампиризма и образа вампира на «готическую» субкультуру. Став одним из первых образов, который примерили на себя представители «готической» субкультуры, образ «вампира» плотно закрепился среди представителей «готической» субкультуры и породил особенное стилистическое направление — «гот-вампир».

Литература:

  1. Антонов С. А. Тонкая красная линия: заметки о вампирической парадигме в западной литературе и культуре // Гость Дракулы и другие истории о вампирах — СПб., Азбука-классика, 2009. — 368с.
  2. Бейлин С. М. История российской Темной сцены — СПб., Dizzaster, 2010–398с.
  3. Королев К. Энциклопедия сверхъестественных существ. — М.: Феникс; СПб.: Мидгард, 2005. — 720 с.
  4. Мариньи Ж. Дракула и вампиры. — пер.с франц. Г. Цареградского. — М.: Астрель, Акт, 2002. — 144 с.
  5. Мэлтон Дж. Гордон. Энциклопедия вампиров. — Ростов н/Д, Феникс, 1998. — 640с.
  6. Райс Э. Интервью с вампиром. — М.: Эксмо, 2003. — 448 с.
  7. Хапаева Д. Вампир — герой нашего времени // НЛО. — М., 2011. — № 109. — С. 44–61. (Реферируется электронная версия статьи). — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/109 (Дата обращения: 20.07.2020)
  8. Устинова Я.А., Мармилова М. А. Феномен идеализации вампиризма в массовой культуре // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — Астрахань., 2015. — № 7–5. — с. 31–34
Основные термины (генерируются автоматически): вампир, образ вампира, первое, символ креста, фильм, образ, стилистическое направление, тяг представителей, феномен вампиризма, фильм ужасов.


Похожие статьи

Влияние субкультуры «рейв» на формирование брендов российского андеграунда

В статье рассматривается развитие российского андеграунда и его основной субкультуры — рейва (rave). На конкретных примерах проанализированы ключевые компоненты субкультуры Rave и их влияние на современные российские бренды, наиболее популярные в мол...

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Японские молодёжные субкультуры: история формирования и развития

В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.

Криминологические аспекты интернетизации современной молодежной субкультуры

В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.

Религиозная символика в современной моде

В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды...

Сущность и формы бытования перформанса в современном культурном пространстве (на примере творчества Марины Абрамович)

В статье раскрываются особенности перформанса как формы современного авангардного искусства в творчестве сербской художницы Марины Абрамович.

Стиль лолита как субкультура в массовой культуре Японии

Актуальность темы заключается в том, что японские субкультуры и культура в целом привлекает молодежь других стран мира и оказывает на нее существенное влияние. В статье рассмотрена одна из самых известных молодежных субкультур Японии, история ее появ...

Повышение узнаваемости Новосибирска посредством стрит-арта

В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-ар...

Черты южной готики на материале творчества Фланнери О’Коннор

В статье авторы пытаются характеризовать жанр южной готики на примере творчества Фланнери О’Коннор.

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Похожие статьи

Влияние субкультуры «рейв» на формирование брендов российского андеграунда

В статье рассматривается развитие российского андеграунда и его основной субкультуры — рейва (rave). На конкретных примерах проанализированы ключевые компоненты субкультуры Rave и их влияние на современные российские бренды, наиболее популярные в мол...

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Японские молодёжные субкультуры: история формирования и развития

В статье автор пытается начало формирования японских молодёжных субкультур, выделить самых ярких их представителей и проанализировать их развитие.

Криминологические аспекты интернетизации современной молодежной субкультуры

В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.

Религиозная символика в современной моде

В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды...

Сущность и формы бытования перформанса в современном культурном пространстве (на примере творчества Марины Абрамович)

В статье раскрываются особенности перформанса как формы современного авангардного искусства в творчестве сербской художницы Марины Абрамович.

Стиль лолита как субкультура в массовой культуре Японии

Актуальность темы заключается в том, что японские субкультуры и культура в целом привлекает молодежь других стран мира и оказывает на нее существенное влияние. В статье рассмотрена одна из самых известных молодежных субкультур Японии, история ее появ...

Повышение узнаваемости Новосибирска посредством стрит-арта

В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-ар...

Черты южной готики на материале творчества Фланнери О’Коннор

В статье авторы пытаются характеризовать жанр южной готики на примере творчества Фланнери О’Коннор.

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Задать вопрос