Закят (очистительная подать) как система социального обеспечения в исламской экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (32) сентябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 987 раз

Библиографическое описание:

Насиров, А. Д. Закят (очистительная подать) как система социального обеспечения в исламской экономике / А. Д. Насиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 9 (32). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/32/3643/ (дата обращения: 22.12.2024).

Слово закят прежде всего означает «чистота». Раздача очистительной милости (закят) является одним из обязательных предписаний в священном Коране наряду с другими предписаниями, такими как молитва, пост.

В разделе 23 «Верующие», стих 4 Корана говорится «верующие те, которые регулярно раздают закят (очистительную подать) тому, кто её заслуживает. Таким образом, они выполняют ритуальные и денежные обряды ислама, очищая свои души и деньги».

Закят ­ это система, в соответствии с которой собираются деньги с богатых и раздаются бедным. Она способствует равномерному распределению богатства в обществе. Полученные средства направляются на поддержку бедных, неимущих слоев мусульманского общества, финансирование проектов улучшения их быта и общественных работ.

Это – право бедного на часть денег богатого; их собирают по указанию лица, стоящего у власти, и расходуют на добрые дела. Таким образом, с самого начала становления ислама в мусульманском обществе не было голодного, нищего, позорно просящего милостыню. Закята было так много, что люди, связанные с работой по сбору закята, жаловались на то, что не находят необходимого количества людей, нуждающихся в закяте. И тогда им предложили погасить долги верующих, которые не в состоянии вернуть долг, а также купить рабов и освободить их. Действительно, сбор и расходование закята по исламским законам - лучшая система социального обеспечения.

В рамках данного научного исследования текста священного Корана попытаемся ответить на следующие вопросы является ли закят налогом, является ли закят обязательным предписанием шариата, а также можно ли в современных условиях изменить предназначения закята.

Мусульманские авторы с большой осторожностью относятся к данной проблеме. Многие ученые стремятся употреблять по отношению к закяту слова: сбор, платеж, выплата и др. и лишь в исключительных случаях – налог.

Турецкий исследователь Сабах ад-дин Заим выделяет 15 различий между закятом и налогом. Вот некоторые из них[1, с. 144-145]:

1) закят – это религиозная обязанность и акт поклонения, выраженные в финансовых терминах. А налог – это экономически емкое и финансовое обязательство;

2) закят взимается только с мусульман, а налог – со всех граждан ;

3) неуплата налога может быть прощена, а неуплата закята- нет;

4) ставка, способ выплаты закята в отличие от аналогичных понятий для налога неизмены;

5) плательщик закята не может претендовать на средства от данного очистительного налога. В случае с налогом получение налогоплательщиком средств от уплаченного им налога возможно; и др.

В соответствии с представлениями многих мусульманских экономистов и юристов, закят должен быть главным налогом в налоговой системе мусульманской страны. Остальные налоги (как прямые, так и косвенные) – это всего лишь дополнительные платежи, призванные решить задачи, с которыми не справился закят. Вся налоговая система мусульманской страны должна строиться вокруг закята. В таких государствах как Пакистан и Судан принят закон о закяте.

В отличие от закята который носит обязательный характер в Коране можно ознакомиться еще одном институтом – добровольное пожертвование человеком из своего имущества(Садага-подаяние). Такой вывод можно сделать из системного анализа стиха 177 раздела 2 «Корова», так как здесь наряду с добровольным пожертвованием имущества, отдельно говорится о закяте.

А также на обязательность закята указывает раздел 70 «Ступени» стихи 24-25 …. « которые выделяют определённую долю, предписанную Аллахом (закят), для тех, кто просит помощи у них, и для обездоленных, стесняющихся просить её»

Садага как правило предназначено для выдачи бедным родственникам и сиротам, нуждающимся, путникам, не имеющим денег для продолжения своего пути, просящим, просить которых заставила нужда, а также для освобождения рабов.

Несмотря на то, что в исламе бедность признается, однако для ее устранения в Коране прямые экономические способы не указаны. Святой пророк Мухаммад указал :

«Бедность - это, путь которое ведет к неверию»

«Если желаешь получить от Аллаха телесное здоровье, жертвуй как можно больше на благо нуждающихся».

«Если ты хочешь, чтобы Аллах обогатил тебя, плати закят».

Предписания связанные с садага можно встретить в следующих стихах Корана :

Раздел 2 «Корова», стих 261: « Те, которые расходуют свое имущество на благо на пути Аллаха, повинуясь Ему, за что будут вознаграждены, подобны зерну, которое выращивается в доброй земли и порождает семь колосьев, а в каждом колосе - сто таких же зерн. Это – награда Аллаха за расходы в нашей жизни на пути аллаха. Аллах удваивает награждение тому, кому Он пожелает. Поистине, благость Аллаха велика! Он знает, кто достоин награды, а кто недостоин».

Раздел 2 «Корова», стих 273: « Среди бедных, на которых нужно жертвовать, те которые сражались, защищая веру, и вследствие этого, страдая от физических недостатков, отражающихся на трудоспособности, не могут работать и заработать деньги. Они горды и ничего не просят. Их скромность побуждает незнающего подумать, что они живут в достатке, но ты можешь по разным признакам узнать, как они нуждаются. Что бы вы ни пожертвовали из добра вашего, Аллах знает об этом, и вам будет полная награда за это».

Раздел 12 «Йусуф», стих 88: « …Мы просим дать нам меру полностью, и считайте то, что вы нам дадите сверх этого, милостыней с вашей стороны. Поистине, Аллах воздаст дающим милостыню лучшей наградой!»

В своем научном труде «Эликсир счастья» аль-Газали больше внимания уделяет не собственно экономическим и правовым аспектам сбора и распределения данного налога (закята), а этическим аспектам. Ученый дает рекомендации как тому, кто выплачивает закят, так и тому, кто принимает его, чтобы обе стороны не формально подходили к исполнению всех требований, связанных с очистительным налогом, а делали это всем сердцем.

Согласно аль-Газали обязательными являются пять видов закята [2, с. 182-185]:

  1. четвероногая скотина(верблюд, корова и овец);

  2. десятинные отчисления, на всякого, у кого есть 800 манов (один ман – это 3 кг) пшеницы или ячменя, изюма или сушенных фиников или чего-то достойного быть и служить пищей (рис, горох, турецких бобов и тому подобного);

  3. отчисления золота и серебра;

  4. отчисления с торгового имущества;

  5. отчисления разговения.

В разделе 9 «Покаяние», стих 60 Корана говорится о предназначении закята. Закят предназначен следующим категориям лиц в обществе:

1) бедным (бедном является тот, у кого расходы на важные потребности превышает его доход);

2) неимущим (тот, у кого нет ничего и кто ничем не в состоянии зарабатывать, больным, студентам и др. Иисус, мир да пребудет над ним, сказал - Кто развернет просящего от дверей дома обезнадеженными, в том доме ангелы не будут появляться семьдесят дней. [2, с. 203]);

3) сборщикам закята;

4) чьи сердца склоняется к истине (тем, которые призывают к исламу и увещевают о нём)

5) освобождение военнопленных (отмена рабства);

6) должникам (тем которые увязли в долгах ради праведного дела);

7) на дело Аллаха (содержание войска);

8) странствующим, любой национальности (на путевой припас и наем помещения для проживания).

В современных условиях при применении некоторых предписаний раздела 9 «Покаяние», стих 60 необходимо учесть некоторые особенности. Это прежде всего касается предназначения закята. Поскольку рабство и джихад (священная война) имели место в эпоху становления ислама, то использование собранного закята на эти цели отсутствует. По нашему мнению в современных условиях закят можно использовать при освобождения сотрудников спецслужб (обеспечение национальной безопасности).

Вместе с тем подобные изменения предназначения закята допустимы только после принятия соответствующего фетвы. Фетва (араб. – разъяснение) - заключение богословов и правоведов, разъясняющее какой-либо вопрос путем толкования норм шариата в целях дальнейшего применения сделанных выводов в практической жизни мусульманской общины. Фетва является дополнительным источником мусльманского права, что этому свидетельствует разделе 8 «Добыча», стих 41 Корана.

Подобные замены предназначения закята должны отражаться в законе о закяте.

Как показывает системный анализ стихов 263, 264, 266, 267, 270, 271, 273 раздел «Корова» Корана когда при выплате закята верующие должны соблюдать определенные условия:

- кто даёт милостыню и сопровождает её попрёками, обидой, укором, хвастовством и лицемерием, перечёркивает это доброе деяния;

- кто даёт милостыню, не должен это делать ради славы или похвал от людей или тщеславия;

-верующие должны расходовать лучшее из того, что он зарабатывает, или из того, что дарует ему земля ;

-подачи милостыню бедным тайно предпочтительнее, чем открыто;

- подачи милостыню тем, которые заслуживают его.

Что касается поведения тех, которые получают закят согласно шариату, то они должны остерегаться следующих поступков:

- не брать всего того, что не является разрешенным (по законам шариата запрещается финансирование торговые операции, связанные с определенными товарами: табаком, алкоголем, оружием, наркотическими средствами, а также с распространением порнографии, развитием азартных игр и т.д., доход полученный от таких видов деятельности не может быть использован для выдачи закята);

- не брать ничего из имущества тиранов, притеснителей, чиновников (если они подают закят из имущества, которое получено преступным путем, путем шантажа, подкупа и др.);

- остерегаться брать из имущества того, кто дает под проценты (Шариат запрещает заниматься ростовщичеством).

Как справедливо отмечает аль-Газали в своем научном труде «Эликсир счастья» … « сердце не очистится от грязи скупости (скаредности) иначе, как через расходование имущества. Именно поэтому закят устраняет гряз скупости (скаредности) сродни той воде, который омывается скверна». [2, с. 191]

Коран не требует от человека, чтобы он ненавидел богатство, и лишь призывает к тому, чтобы человек не оказывался во власти богатства и не пренебрегал ради него более важными обязательствами и делами. Накопление богатства не несет вреда до тех пор, пока не становится главной целью в жизни, - оно должно занимать соответствующие место и быть не более, чем средством (Разделе 9 «Покаяние», стих 24 Корана). [3, с. 402]

Еще в первые годы советской власти в РСФСР выплачивался закят, в частности, за счет поступлений от данного очистительного налога в регионах компактного проживания мусульман (Поволжье, Северный Кавказ, Средняя Азия) для колхозов приобретали инвентарь. (4)

Cреди российских мусульман пока еще не так много людей, осознающих необходимость выплаты данного налога. И дело здесь не только в прижимистости состоятельных верующих. Известный мусульманский богослов из Поволжья Утыз Имяни (1754-1834) небезосновательно считал, что в денежных пожертвованиях на благотворительные цели нет ничего хорошего, поскольку это большой соблазн для принимающего. Имам (духовный руководитель), будучи простым человеком, может взять из предоставленной милостыни больше, чем ему нужно для удовлетворения собственных нужд. [1, с. 233-234]

По нашему мнению научная новизна результатов данного исследования состоит в уточнении и развитии теоретических представлений о природе закята, его отличии от налогов, взимаемых в традиционных экономических системах, в обязательности закята с точки зрения шариата и в возможности использования закята при определенных условиях в схожих целях указанных в шариате.


Литература:

  1. Беккин Р.И. «Исламская экономика» Москва, 2008, с.144-145, 233-234

  2. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси «Кимийа-йи саадат» (Эликсир счастья) СПБ, 2002, с.182-185, 191, 203.

  3. Священный Коран, Мауланы Мухаммеда Али, США 1997, с. 402.

  4. Бобровников В.О. Исламский ренессанс /НГ- Религии.-2004.- №10(140). – 2 июня /WWW.religion.ng.ru.

  5. Тафсир Аль-Коран Аль – Мунтахаб, Москва 2003.

  6. Толкование к Корану – (Эльмир К., академик Бунядов З., WWW: quran.az)

  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. М., 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): налог, Коран, очистительный налог, Раздел, стих, мусульманская страна, мусульманское общество, налоговая система, научный труд, священный Коран.


Похожие статьи

Грейдирование как инновационная система оплаты труда муниципальных служащих

Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского законодательства и мусульманской традиции

Экология, как составляющий фактор при оценке экономического потенциала предприятия

Профессиональный стандарт и образовательные программы в системе обучения государственных гражданских служащих

Воспитательный фактор как элемент защиты учеников в условиях процесса глобализации

Человеческий ресурс предприятия как исходный продукт системы образования

Некоторые факторы качественной организации образовательной системы в подготовке специалистов

Контроль и оценка учебных результатов как основные функции преподавателей

Эффективная государственная поддержка как составляющая конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Содержание и технология формирования гражданской позиции у будущих учителей

Похожие статьи

Грейдирование как инновационная система оплаты труда муниципальных служащих

Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского законодательства и мусульманской традиции

Экология, как составляющий фактор при оценке экономического потенциала предприятия

Профессиональный стандарт и образовательные программы в системе обучения государственных гражданских служащих

Воспитательный фактор как элемент защиты учеников в условиях процесса глобализации

Человеческий ресурс предприятия как исходный продукт системы образования

Некоторые факторы качественной организации образовательной системы в подготовке специалистов

Контроль и оценка учебных результатов как основные функции преподавателей

Эффективная государственная поддержка как составляющая конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

Содержание и технология формирования гражданской позиции у будущих учителей

Задать вопрос