Социальное расслоение и первоначальное равенство. Осуществить идеал | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Шалагина, С. Н. Социальное расслоение и первоначальное равенство. Осуществить идеал / С. Н. Шалагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 816-820. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36051/ (дата обращения: 22.12.2024).



Следствием социально-экономических преобразования 90-х гг. XX века в российском обществе явилось изменение социальной структуры общества, стремительное социальное расслоение, появление слоев очень богатых и крайне бедных граждан. По данным мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2016году, «в период с июля по сентябрь уровень бедности, оцененный по потребительским возможностям, возрос...» [1, с.4]. «...При этом значительная доля крайне бедного и бедного населения по потребительским возможностям оценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое: в сентябре негативные оценки материальному положению дали 68 % крайне бедных (в июле 71 %) и 35 % бедных (совпадает с июльским показателем),.. доля негативно настроенного населения, считающего, что сложные времена еще впереди, не снижается, а медленно увеличивается. В июне 46 % опрошенных давали такой пессимистичный ответ, к сентябрю доля таковых увеличилась до 49 %.

Если опасения населения по поводу наступления негативных событий (потери доходов, сбережений, удорожания товаров) в рассматриваемый период ослабевали, то доля негативно настроенного населения, считающего, что сложные времена еще впереди, не снижается, а медленно увеличивается. В июне 46 % опрошенных давали такой пессимистичный ответ, к сентябрю доля таковых увеличилась до 49 %…Полученные результаты показали, что около 72 % населения России поддерживают действия государства по сокращению неравенства в уровне доходов». [1, с.21-.30].

На протяжении всей истории развития обществабедность как сложный социальный феномен сопровождает человечество и остаётся одной из наиболее актуальных проблем.

Бедность как сложное и многогранное явление находилась в центре внимания философов, экономистов, социологов, психологов, культурологов и других деятелей научной мысли.

Тему бедности и богатства можно считать самой значимой из всех социальных проблем, присущей любым социальным системам во все времена.

Концепции античности и средневековья сыграли огромную роль в формировании современного представления о богатстве и бедности. Целостные концепции богатства и бедности представлены в трудах Платона, Аристотеля, отцов Церкви. Исследования явления богатства и бедности заключены в трудах классиков политической экономии: Адам Смит, Томас Мальтус, Давид Рикардо, Карл Маркс.Среди отечественных мыслителей конца XIX — начала XX веков особое внимание проблеме бедности уделяли В. Г.Белинский, И. А. Бердяев, А. И.Герцен, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский. Современные зарубежные и отечественные экономисты (У. Мастерс, М. Макмиллан, Е.Румянцева, В. Ведяпина и др.) дают различные определения понятию «бедность».

В существующей научной литературе не сложилось целостного теоретического осмысления феноменов богатства и бедности. В диссертационном исследовании Е. И. Бегловой «Бедность как социально-экономическое явление» предложено авторское интегральное определение бедности как социально экономического явления [2]. В исследовании О. А. Калмыковой «Соотношение естественного и социального в феномене бедности» предложена классификация основных типов бедности по критерию преобладания объективных и субъективных составляющих [3].

В диссертационном исследовании И. В. Чалова «Богатство и бедность как социальные феномены в период глобализации» применялся ретроспективный анализ для исследования генезиса понятий «богатство» и «бедность».Вракурсе подобного анализа эти явления видятся как сопряженные с моделью создания добродетельной личности [4].

В исследовании М. З. Ярмиева «Бедность и богатство в современном российском обществе:изменения в социальной структуре и их репрезентация в СМИ» предложена типология отношения социальных мыслителей к бедности и богатству как к определенным социальным состояниям, сформулированы следующие положения: «положительное отношение к бедности, отрицательное к богатству — П.-Ж. Прудон, Т. Веблен, Г. Маркузе, Э. Фромм; отрицательное отношение и к бедности, и к богатству — Платон, марксисты; положительное отношение и к бедности, и к богатству — стоики, ряд христианских мыслителей; положительное отношение к богатству, отрицательное — к бедности — Т. Гоббс, Т. Мальтус, Ф. Ницше, социал-дарвинисты, неоконсерваторы» [5].

С начала XXI века жители России в значительной степени перестали сочувствовать неимущим.В исследовании Н. Е. Тихоновой «Феномен бедности в современной России» автор отмечает: «В современном российском обществе чётко прослеживается ухудшение отношения к бедным, идут процессы их стигматизации…почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости, ни тем более уважения. Более того — в российском обществе идет постепенное, но чётко прослеживающееся ухудшение отношения к бедным.Так, за последние 10 лет среди россиян резко (более чем в полтора раза) сократилось число сочувствующих бедным и резко (тоже более чем в полтора раза) увеличилась доля тех, кто относится к ним не лучше и не хуже, чем ко всем остальным. Почти втрое выросла за этот период и доля относящихся к ним безразлично. Таким образом, бедность в восприятии россиян все меньше сама по себевыступает основанием для априорного сочувствия оказавшимся в сложном положении людям…помощь бедным как таковым, как особой социальной группе, все больше уходит из актуальной для большинства населения «повестки дня»» [6].

Представители современного общества все чаще обращаются к сакральным текстам в надежде найти ответ на многие вопросы в уникальных памятниках культуры, определявших мировоззрение, систему ценностей и картину мира на протяжении длительных исторических эпох. Сакральные тексты святоотеческой (патриотической) литературы, раскрывающие систему воззрений, основанных на евангельских идеях любви к ближнему и помощи ему, в духовно-нравственном возрождении современного общества приобретает особую актуальность.

На Руси в течение веков шел процесс усвоения духовного наследия Иоанна Златоуста, без которого не мыслима духовная жизнь современного общества. Русский православный церковный писатель, библеист, богослов А. П. Лопухин в своем произведении «Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского» пишет об одном из величайших святых Православия: «…Если бедность и связанная с нею бедственность возбуждала в нем горячее сочувствие, выражавшееся в неустанных делах благотворения, то с другой стороны богатство с его излишествами вызывало в нем негодование и осуждение. Он прямо находил подобное состояние ненормальным, противохристианским, и происхождение его видел в самых темных источниках. Рассматривая происхождение огромных богатств, он приходил к мысли, что в основе всех таких богатств лежит несправедливость, обман или насилие…. Бог в начале не сотворил одного богатым, а другого бедным. И впоследствии он не брал и не показывал одному сокровища золота, а другим отказывал в праве искать его; но Он оставил землю свободную для всех.

…Великие святители, не видя другого средства для осуществления христианского идеала в окружавшей их печальной действительности, прямо указывали на монастыри, как единственного места, куда не мог вторгаться мир с его страстями и неправдами, где царствовала братская любовь, где не было ни богатых, ни бедных, исключались самые понятия о моем и твоем, и где поэтому христианский идеал находил себе единственное убежище.

При виде этого благословенного состояния в монастырях, у святителей невольно является мысль о том, какое было бы счастье для всего человечества, если бы это состояние можно было распространить на все человечество, потому что оно изменило бы все лицо земли, возвратило бы рай на землю, и отдавая все блага в общее владение всех людей, водворило бы потерянное счастье на земле. [8 с.33–36].

Религиозный мыслитель, богослов и историк, протоирей Георгий Флоровский в своем труде «Восточные Отцы IV века» отмечает: «...Кажется, всего чаще говорил Златоуст о богатстве и о бедности. Для этого поводы постоянно давала сама жизнь — жизнь больших и шумных городов... Вокруг себя он видит слишком много неправды, жестокосердия, страдания, горя. И хорошо понимает, насколько это связано с духом стяжания, с социальным неравенством…Недостаточно презирать богатства- говорит Златоуст, — а нужно и напитать нищих, а главное — последовать за Христом… Для Златоуста всего важнее единодушие, чувство общности, чувство общей ответственности и заботы. Именно поэтому он считал милостыню необходимым и существенным моментом христианской жизни…» [9 с.212,215].

Обращение к творениям святых учителей и отцов православной церкви, как бесценному опыту достижения человеческого совершенства, духовному идеалу, позволит ослабить социальную напряженность в обществе.

В статье О. В. Воронковой «Подходы к определению и измерению бедности» выявлено: «... бедность есть результат экономических, политических и социальных процессов, которые взаимодействуют и зачастую взаимоусиливают друг друга, усугубляя лишения и трудности, которые терпят бедные. …Различные интерпретации бедности предлагают и различные подходы к измерению бедности. Расширение определения бедности значительно не меняет смысла, кто считается бедным, но значительно меняет стратегии по сокращению бедности… От выбора того, что понимается под бедностью, зависит выбор политических инструментов, которые могут быть использованы в решении задач по сокращению бедности» [10].

Несмотря на многообразие мнений по поводу того, как преодолеть бедность, проблема существует, а в некоторых странах даже усиливается. Философы, социологи, экономисты и другие представители научной мысли современного общества предлагают решать проблему бедности на индивидуальном и государственном уровне. Бедность как явление социума связана с экологическими, социальными и политическими процессами общества. Существование бедности возможно до определённой границы, что приводит к обострению проблемы.

Понятие бедности в России значительно отличается от ее понимания в других странах мира, является относительным, зависит от тех общих стандартов, которые существуют в конкретно взятом обществе. Бедность — одна из самых сложных социальных проблем для современной России определяет ограниченность возможности доступа многих граждан к ресурсам развития. Сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует экономическое развитие, усугубляет социально-политическую нестабильность в стране.

Основные последствия бедности в России — это разлом общества, высокая напряженность в социуме, препятствие успешному развитию страны.

Литература:

  1. Мониторинг социально-экономического положения и социального самочувствия населения. Октябрь 2016 / под ред. Л. Н. Овчаровой. — М.: НИУ ВШЭ, 2016. Институт социальной политики http://isp.hse.ru)
  2. Беглова, Е. И. Бедность как социально-экономическое явление: диссертация доктора экономических наук: 08.00.01- Санкт-Петербург,2014.
  3. Калмыкова, О. А. Соотношение естественного и социального в феномене бедности: диссертация канд. философских наук: 09.00.11. — Чита,2013.
  4. Чалов, И. В. Богатство и бедность как социальные феномены в период глобализации: диссертация канд. философских наук:09.00.11.- Тверь,2013.
  5. Ярмиев, М. З. Бедность и богатство в современном российском обществе: изменения в социальной структуре и их репрезентация в СМИ: диссертация канд. социологических н наук: 22.00.04.- Казань,2007.
  6. Тихонова, Н. Е. Феномен бедности в современной России/ Н. Е. Тихонова//Социологические исследования- 2014. — № 1.- С.7–9.
  7. Лопухин, А. П. Св. Иоанн Златоуст как проповедник человеколюбия и милостыни // Христианское чтение, янв. — февр. 1897; № 1, с. 27–48
  8. Флоровский, Г. В. Восточные отцы IV века. Изд-во Белорусского Экзархата — Белорусской Православной Церкви, Харвест, 2006, с. 258.
  9. Воронкова, О. В. Подходы к определению и измерению бедности/ О. В. Воронкова//Экономический вестник Ростовского государственного университета- 2007. — Том 5 № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): бедность, богатство, бедный, современное общество, положительное отношение, пессимистичный ответ, российское общество, Россия, современная Россия, христианский идеал.


Задать вопрос