Воспитательное воздействие Таинства покаяния в Святой Православной Церкви и в рассказе А.П. Чехова «На страстной неделе» (1887) на душу ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (32) сентябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 871 раз

Библиографическое описание:

Баркова, О. А. Воспитательное воздействие Таинства покаяния в Святой Православной Церкви и в рассказе А.П. Чехова «На страстной неделе» (1887) на душу ребенка / О. А. Баркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 9 (32). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/32/3628/ (дата обращения: 22.12.2024).




Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите,

на том останутся…

Ин. 20:22 – 23 [1, с. 1159]

Каждый раз в храме перед Божественной Литургией из алтаря выходит священник. Он направляется в притвор храма, где его ожидает народ. Батюшка несет Крест – символ жертвенной любви Иисуса Христа к человеческому роду – и Евангелие – благую весть о спасении. Священник кладет Крест и Евангелие на аналой и, благоговейно поклонившись, возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Так начинается Таинство Покаяния. Само название указывает на то, что в этом Таинстве совершается что-то достаточно сокровенное, к чему в обычное время человек не прикасается. Наверное, потому так силен страх перед исповедью у тех, кто еще ни разу к ней не приступал. Как же долго нам приходится преодолевать себя, бороться с собой, чтобы подойти к исповедальному аналою! «Не устрашайся, - говорит Иоанн Лествичник, - хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение» [5, с. 226].

Посещая Храм Божий, наблюдая за прихожанами, совершающими исповедь, и непосредственно участвуя в таковом очищающем душу действе, автор данной статьи задалась целью рассмотреть и сопоставить Таинства Покаяния в Святой Православной Церкви и в рассказе А.П. Чехова «На страстной неделе».

Нам известно, что Таинство Исповеди-покаяния – великая милость Божия к слабому человеку, склонному к падению; оно есть доступное средство, ведущее к спасению души. Но тем не менее возникают вопросы, требующие разъяснения. Во-первых, для чего существует Таинство Покаяния и как мы должны правильно исповедовать свои грехи? Во-вторых, каково миропонимание главного героя рассказа А.П. Чехова «На страстной неделе» до исповеди и какие изменения происходят в душе мальчика после Таинства Покаяния?

Это два основополагающих вопроса, на которые мы попытаемся ответить.

***



Жертва Богу дух сокрушен…

Псалом 50

Покаяние, или исповедь – это Таинство. Святая Православная Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение.

Таинство Покаяния было установлено Господом Иисусом Христом. До пришествия в мир Спасителя еврейский народ приносил Богу жертвы за свои грехи: тельцов, агнцев, голубей. Но уже в те далекие времена Господь через пророков Своих возвещал народу, что эти жертвы несовершенны, так как не очищают душу человека от греха. Через царя и пророка Давида Господь обращается к роду человеческому со словами: «Жертва Богу дух сокрушен» [6, с. 101].

Только по пришествии в мир Сына Божия человечеству была дарована возможность полного избавления от грехов. Явившись апостолам после Своего Воскресения из мертвых, Христос дунул на них и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся…» (Ин. 20:22 – 23) [1, с. 1159].

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать, или прощать грехи именем Господа и властью им данною.

Итак, Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедуется Богу в присутствии священнослужителя и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

***



Господь благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более…

Преп. Антоний Великий [4, с. 34]

Начиная с семилетнего возраста, члены Православной церкви должны прибегать к Таинству Покаяния. Надо исповедоваться как можно чаще, по крайней мере в каждый из четырех постов. Необходимо стремиться к тому, чтобы жизнь наша была наполнена духовной борьбой.

Для чего существует Таинство Покаяния? Каждый христианин, становясь членом Христовой Церкви, проходит через Таинство Крещения, в котором он омывается от первородного и всех личных грехов, совершенных до крещения. Таким образом, в момент крещения Святой Дух пребывает в человеке, делая его наследником Царства Божьего.

Но жизнь продолжается… Люди вольно или невольно впадают в различные грехи, по мере накопления которых Святой Дух все более отходит от человека и спасение становится проблематичным. Вот тогда-то на помощь и приходит Таинство Покаяния, которое иногда называют также «малым крещением», позволяя человеку освободиться от грехов, совершенных после крещальной купели.

Мы не видим огромного количества своих ошибок. Мы вполне убеждены, что у нас все благополучно. Самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность – это важные грехи.

В чем же тогда заключается наше Православие? Почему некоторые очень самоуверенны на исповеди, а другие – безучастны? Наверное, потому, что многие страдают «окамененным нечувствием», «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей» [7, с. 76].

Необходимо, готовясь к исповеди, сверять свою совесть с заповедями Божиими, некоторыми молитвами и местами Евангелия и Посланий. Также мы должны вспомнить, в чем обвиняют нас другие люди, враги, а особенно близкие, потому что почти всегда их укоры имеют правдивые основания.

Необходимо еще просить прощения у всех, перед кем виновен, идти к исповеди с неотягощенной совестью: «Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежды на его милосердие» [2, с. 552].

Но знать свои грехи – это еще не значит каяться в них. Господь принимает исповедание искреннее, добросовестное, когда оно сопровождается сильным чувством раскаяния, идет из самой глубины сердечной. Скорбь, страдание, болезненное переживание своих грехов есть важнейшее из всего, что можно принести на исповедь.

Таким образом, горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости – вот что такое исповедь.

***



Он – свой в области высокорелигиозных

чувствований.

М.Н. [10]

Об Антоне Павловиче Чехове написано немало: воспитан в церковной семье, мальчиком пел на клиросе, далее утратил детскую религиозность и посвятил свое творчество изображению вечных вопросов бытия. И все-таки создается ощущение, что писатель вряд ли был безразличен к вопросам Православной веры, т.к. достаточно часто обсуждал их с современниками.

А.П. Чехов был рожден в религиозной семье, с ранних лет посещал Церковь, знаком с православным богослужением. И не только знаком, но и сам принимал участие в оном. В одном из писем к И.Л. Леонтьеву он отмечал: «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание: с церковным пением, чтением Апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени, с обязанностью помогать в алтаре и звонить на колокольне… Когда, бывало, я и два моих брата среди церкви пели трио «Да исправится…» или же «Архангельский глас», на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям» [11].

Доктор богословия иеромонах Филарет (Кулешов) так оценивает результаты православного воспитания писателя: «Чехов вынес из религиозного воспитания в семье сильное впечатление в пользу живой и сердечной веры. Он пережил сам восторг молитвы и радость церковного богослужения… Впечатления церковного детства не оставили его» [12]. Лучше и не скажешь…

Герои произведений А.П. Чехова часто мучаются над вопросами о смысле бытия, о жизни и смерти, о добре и зле, о праведности и грехе. Пытаются заглянуть по ту сторону мира, но, порой, не находят ответа. «В то же время, именно эти мучительные поиски смысла жизни, размышления о бренности человеческого существования, о значении зла и страданий в земном мире делают А.П. Чехова писателем христианским, в том числе и по стыдливости, скромности, незаметным штрихам, позволяющим читателю самостоятельно прийти к правильному выводу при всей авторской недосказанности» [10].

Интерес к детской душе, чистой и наивной, анализ психологических особенностей ребенка является отличительной чертой творчества А.П. Чехова. Мир взрослых погряз в ссорах, баталиях, лукавстве, нечистоплотности по отношению к себе и окружающим. Как далеки мы от наивности, беззаботности, чистоты и кротости! Писатель возвращает нас к этой исчезнувшей поре, к незабываемому светлому детству. Поэтому нужно быть очень внимательным к душе ребенка, чтобы разглядеть в ней истинное исповедание православной религии.

Чеховский ребенок доверчив к социуму. Дети усердно молятся Богу и с благоговейной радостью ходят в церковь, где живет Бог. Если в храме их все-таки не покидают шаловливые и грешные мысли, то они искупают свою вину самым искренним раскаянием.

***



…грехов уже нет, я свят, я имею право идти в рай! [8]

К Таинству исповеди А.П. Чехов обращается в рассказе «На страстной неделе» (1887), который написан от лица восьмилетнего мальчика Феди. Именно в этом и заключена попытка А.П. Чехова разглядеть религиозное действие «сияющими глазами» ребенка.

С первых строк произведения мы узнаем, что Федя отправляется в Храм на исповедь: «Иди, уже звонят. Да смотри, не шали в церкви, а то Бог накажет…» [8]. Как говорилось ранее, исповедь – это одно из Таинств Святой Православной Церкви. Как правило, Покаяние предшествует Таинству Причащения, или Евхаристии. Каждый православный христианин твердо знает, что к Причащению нельзя приступать без предварительного очищения себя покаянием в исповеди священнику. Апостол Павел сказал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11, 27, 29 – 30) [1, с. 1254]. Это значит, что после того как человек очистит душу, разрешится от грехов, он не должен также и осквернять себя пищей до совершения Таинства Евхаристии.

Федя как истинный христианин знает об этом: «Я отлично знаю, что после исповеди мне не дадут ни есть, ни пить, а потому, прежде чем выйти из дому, насильно съедаю краюху белого хлеба, выпиваю два стакана воды» [8].

В данном контексте ощутимо писательское положительное отношение к православию. Православное воспитание ведет, в первую очередь, к подавлению вспыхнувших желаний и страстей. Мы можем проследить по тексту, как мальчик Федя желает присоединиться к мальчишкам, которые уцепились сзади за извозчичью пролетку, но вспоминает о грехе и доброделании, рае и аде и решает, что лучше «слушаться родителей и подавать нищим по копейке или по бублику»: «На Страшном суде их спросят: зачем вы шалили и обманывали бедного извозчика? – думаю я. – Они начнут оправдываться, но нечистые духи схватят их и потащат в огонь вечный…» [8].

Храм – это «Дом Господа», в котором совершаются богослужения и пребывает особенная благодать, или милость Божия, подаваемая нам через священнослужителей. В восприятии же главного героя в первой композиционной части рассказа церковная паперть залита солнечным светом, но внутри храма царят мрак и страх. Почему? Федя воспринимает церковь таковой потому, что сам он и все люди переполнены греховностью: «…мною овладевает сознание греховности и ничтожества… Я чувствую, что для них я чужой, лишний, незаметный, что не могу помочь им ни словом, ни делом, что я отвратительный, бесчестный мальчишка, способный только на шалости, грубости и ябедничество. Я вспоминаю всех людей, каких только я знаю, и все они представляются мне мелкими, глупыми, злыми и неспособными хотя бы на одну каплю уменьшить то страшное горе…» [8].

Соседский мальчишка Митька тоже пришел в Храм с намерением исповедаться. Именно этот момент является кульминационным в рассказе. Как учит Святая Православная Церковь, первым действием готовящегося к покаянию должно быть испытание сердца. В главном герое же вскипает чувство ненависти по отношению к своему врагу: «…от мысли, что сейчас после Митьки будет моя очередь, в глазах у меня начинают мешаться и расплываться предметы; оттопыренные уши Митьки растут и сливаются с темным затылком, священник колеблется, пол кажется волнистым…» [8].

Думается, что главная мысль первой части рассказа сводится к осознанию главным героем именно собственной греховности, тому чувству отчаяния, когда невозможно изменить себя и других.

Таким образом, первая часть рассказа – это описание тревоги, которая будоражит чувства мальчика, и греховности окружающих. Автор передает читателям смутные, мрачные ощущения ребенка от начала произведения до Таинства Покаяния. А это значит, что исповедь предстанет перед нами как свобода, очищение от греховной сущности человека.

Вторая часть рассказа – непосредственно сама исповедь и душевное состояние после нее – окрашена в теплые и светлые тона. Эта часть как раз соответствует тому взгляду ребенка на мир, к которому он стремится. Только священник покрывает голову мальчика епитрахилью и спрашивает имя, как Феде начинает казаться, что «грехов уже нет, я свят, я имею право идти в рай!»: «Мне кажется, что от меня уже пахнет так же, как от рясы, я иду из-за ширм к дьякону записываться и нюхаю свои рукава. Церковные сумерки уже не кажутся мне мрачными…» [8]. Непосредственно текст исповеди в рассказе отсутствует. Но читатель видит, что после исповеди у мальчика возникает чувство освобождения от грехов, чувство душевной теплоты и чистоты, и мир уже становится противоположен тому, чем он был прежде: «В церкви все дышит радостью, счастьем и весной; лица Богородицы и Иоанна Богослова не так печальны, как вчера, лица причастников озарены надеждой, и, кажется, все прошлое предано забвению, все прощено» [8].

Таким образом, явно ощутимо, что в основе рассказа лежит прием антитезы. Читатель ясно представляет себе, каким было мироощущение главного героя до исповеди и как оно изменяется в лучшую сторону после Таинства Покаяния, когда мир становится светлее, добрее, и кажется, что кругом солнечно и тепло: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53 – 54) [1, с. 1135]. Даже на Митьку Федя уже смотрит как-то смиренно, без злобы и обиды: «я весело гляжу на его оттопыренные уши…», «…я против него (Митьки – О.Т.) ничего не имею…»: «Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали так волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть» [8]. Знаком совершившегося покаяния является чувство освобождения, чистоты и неизъяснимой легкости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была радость.

***



Исповедоваться в грехах надо чаще…

О. Иоанн Кронштадтский [9]

Так что же такое исповедь, откуда берется сила, заложенная в этом Таинстве, сила, способная преображать душу, умиротворять и примирять ее со всеми и вся? Это Богом дарованная возможность заглянуть в себя, в глубину своего сердца, проанализировать свои слова и поступки. Мы с изумлением постигаем, что Бог посадил в сердце каждого человека Свой удивительный райский сад. Чего в нем только нет! И стройные деревья с зеленой листвой, и мягкая травушка, едва колеблемая ветерком, несущим душе кротость и нежность, и пение райских птиц! После покаяния ощущаешь в себе способность жалеть и любить, ничего не ожидая взамен. Подольше бы длились эти минуты душевной чистоты и свежести!

«Покаяние»… Самое главное слово! Исповедью в храме Божием покаяние продолжается. А начинается намного раньше – с познания своих грехов и борьбы с ними. Завершается покаяние Причащением и совершением добрых дел, противоположных грехам, которые мы открыли священнику на исповеди.

Добрые дела можно сравнить с теми плодами, которые Самим Богом выращиваются в райском саду нашего сердца.

Итак, в рассказе «На страстной неделе» (1887) мы находим осмысление автором церковной жизни как благодатного приобщения к высшим духовным и нравственным идеалам, к красоте и правде, к воскрешению нашей бренной души. В произведении предстает чистый и наивный мир детства: исповедь у священника и приобщение Святых Тайн преображают жизнь героя.

«Исповедоваться в грехах надо чаще для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытым признанием их и чтобы больше чувствовать к ним омерзение», - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский [9].

Таким образом, Таинство Исповеди-покаяния есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человеку, оно есть средство, ведущее к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. В течение всей жизни наша душа непрестанно покрывается пятнами греха. Поэтому нельзя откладывать покаяние – это ведет к притуплению совести и к духовной смерти. И только внимательная жизнь и своевременное очищение греховных пятен в Таинстве Исповеди может сохранить чистоту нашей души и присутствие в ней Духа Святого.


Литература:
  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Библейское общество, 1993 г.

  2. Закон Божий. Сост.: протоиерей Серафим Слободской. Издание четвертое. Тип. преп. Иова Почаевского, 1987 г.

  3. Непознанный мир веры. – Издательство Сретенского монастыря, 2009 г.

  4. Пестов Н.Е.. Современная практика православного благочестия. Т.2. С-Пб., Сатис, 1994.

  5. Прп. о. Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. – М.: Правило Веры, 2001.

  6. Псалтирь. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005 г.

  7. Что должен знать каждый, приходящий в Православный храм. – М.: Ковчег, 2008 г.

  8. http://az.lib.ru/c/chehow А.П. Чехов. На страстной неделе.

  9. http://barba1.narod.ru/Ispoved.htm

  10. http://www.rusidea.org Календарь Святая Русь, 02.07.1904.

  11. http://www.skeptik.net/skeptiks

  12. http://www.vos.1september.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Таинство Покаяния, грех, исповедь, Чехов, главный герой, Святая Православная Церковь, страстная неделя, Бог, душ, часть рассказа.


Похожие статьи

Коллизия греха и покаяния в рассказе А.П. Чехова «Огни»

Выразительное чтение – путь к восприятию и анализу художественного произведения (на материале изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина в 5 классе)

Лингвокультурологический анализ текста «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского на уроке литературы

Лексические средства создания образа Украины в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Эмоциональная составляющая социально-психологического содержания отношений дочери с отцом и их влияние на выбор будущего супруга

Структура концепта «Женщина» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Созвучие эпох: «Божественная комедия» Данте и роман Т. Толстой «Кысь»

«Почитай отца твоего…»: духовный смысл рассказа А. П. Чехова «Отец» (1887)

Эффект «обманутого ожидания» в «детских рассказах» В.В. Набокова

Образ сада в повестях М. П. Погодина «Сокольницкий сад» и «Адель»

Похожие статьи

Коллизия греха и покаяния в рассказе А.П. Чехова «Огни»

Выразительное чтение – путь к восприятию и анализу художественного произведения (на материале изучения пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина в 5 классе)

Лингвокультурологический анализ текста «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского на уроке литературы

Лексические средства создания образа Украины в цикле Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Эмоциональная составляющая социально-психологического содержания отношений дочери с отцом и их влияние на выбор будущего супруга

Структура концепта «Женщина» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Созвучие эпох: «Божественная комедия» Данте и роман Т. Толстой «Кысь»

«Почитай отца твоего…»: духовный смысл рассказа А. П. Чехова «Отец» (1887)

Эффект «обманутого ожидания» в «детских рассказах» В.В. Набокова

Образ сада в повестях М. П. Погодина «Сокольницкий сад» и «Адель»

Задать вопрос