Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Православное воспитание детей на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»

11. Семейная педагогика
07.09.2015
2358
Поделиться
Библиографическое описание
Евстафьева, С. А. Православное воспитание детей на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» / С. А. Евстафьева, Г. Ю. Кушнерёва. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8652/.

Религиозная активность — одна из особенностей детской души. Поскольку ребёнку чужд дух компромисса, он со всей серьёзностью и искренностью следует за движениями своего сердца. В словах мальчика «Благодать Господня шумит за окнами» [Шмелев 11, с.359], мы видим влечение ребенка к этой благодати. В произведении «Лето Господне» мы видим добро и любовь, что наводит на мысль о формировании положительных черт личности ребенка и связано это именно с религией. Детская душа легковерно раскрывается для мировосприятия и миропонимания. Ведь мир ребенка наполнен божественной значимостью. Все, что относится к богослужению и молитве, — все ощущается им как священное.

Детский православный мир в романе — это неразрывность детских взглядов на мироздание, это индивидуальное, только детям характерное, истолковывание красоты, добра и зла, рождения и смерти, ада и рая. В каждой главе автор представляет нам лик России — и той, что переменялось от столетия к столетию, и России вечной, в которой силен дух Святой Руси и границы которой неизбежно проступают через Россию всех времен: петровских, екатерининских, советских. Без воспоминаний о прошлом не приемлемо ни настоящее, ни будущее. Поэтому столь огромна просветляющая сила произведения.

Необыкновенно яркое описание представил Шмелев на взгляд вездесущего Бога. В романе оно проникло тогда же в суть ребенка вместе с неразрывным с душой знанием: Бог — везде, и с Господом — всё смогу одолеть. Это вошло и в душу ребенка, и во всю природу человека (в дни особой духовной близости Божией) в дни Страстной седмицы.

Ваня, герой произведения, ощущает единство духовного и природного мира, религиозную сплоченность людей, свое родство со всеми. Герой живет в чувстве сопричастности ко всему миру, единства с ним. Сложнейшие изменения человеческой души Шмелев раскрывает с позиции святого отеческого наследия на канонах православия.

Московские храмы, колокольные звоны, чудодейственные иконы наполняют всё пространство романа. Это то, что постоянно окружает маленького героя, на что Ваня смотрит большим удивлением и восторгом. На Крестный ход выходят все приходы с хоругвями так, будто это одна большая церковь движется на встречу Господу и Богородице! И только звон колоколов, перекликаясь с веселым золотым перезвоном, стоит над рекой: «По — мни!». Москва — река, как все её храмы и святые, одухотворена. Она дышит, она «вольной водицей пахнет», с ней, с благодетельницей, можно поприветствоваться, она же безмолвствует и серебрится.

Специфичная черта детской богобоязненности — открытость детского сердца для божественного восприятия. Её можно наименовать живым чувством божественного. Следует отметить, что «чувство Бога» у ребёнка сильнее процесса его интеллектуального развития. Устойчивы и многогранны религиозные переживания ребенка. Они обладают направленностью стать главными и обогатить весь внутренний мир растущего поколения. Детское сознание воспринимает все радостно, целостно, ребенок любит весь окружающий его мир. Таким образом, благочестивое начало в душе ребенка формируется именно в благочестивом чувстве. Религиозные представления мальчика, как правило, складываются из обличий святых. Чем богаче религия ликами, тем она доступнее и легче принимается детской душой. Христианство богато образами. Нуждается в религиозных ликах и душа маленького Вани. Чем они доступнее, яснее, тем сильнее их влияние на его душу. Наилучшим материалом для воспитания являются рассказы о Богородице, о святых, об Иисусе Христе. У Шмелёва мы часто встречаем обращение к ликам святых, их примеру: святые апостолы Пётр и Павел, царь Константин и царица Елена, мученик Трифон, святители московские Пётр, Алексий, Иона и Филипп, соловецкие угодники, великомученица Варвара, преподобный Савва Звенигородский, преподобный Сергий Радонежский, святой Николай Чудотворец, апостол и евангелист Иоанн Богослов, мученик Иоанн Воин, святой Григорий Богослов, мученики Сергий и Вакх, великомученик Георгий Победоносец, святые Косма и Дамиан. Даже живые люди являются для мальчика носителями святости. Например, Горкин — «совсем святой» [Шмелев 11, с. 291]. Итак, религиозная духовность, глубоко верующие люди, окружающие Ваню в романе Шмелева, играют решающую роль в развитии и становлении личности мальчика. Воспитатель Горкин применяет педагогику любви и добра к воспитаннику и руководствуется своими религиозными взглядами. А также обнаруживает тонкое знание детской психологии, описывая проблемы, волнующие маленького героя.

Понимание исповеди маленьким Ваней еще во многом наивно и примитивно и неизведанно им полностью, но его исповедь вместе с тем — это истинное покаяние, в момент которого он, может быть, прямо не осознавая того, обращается к самой сущности этого таинства «на вопросы отвечаю искренне вспоминаю одиноких Богородицу и Иоанна Богослова, Распятие, свою мать, и мне хочется плакать, просить прощения» [Шмелев 11, с. 144].

Повествование ведется от лица шестилетнего ребенка, чья наивная непосредственность и искренность дают оценку всем явлениям жизни. На Троицу маленький герой видит себя и свое окружение по-новому: и двор, и мир за домом — другими глазами. Все освящается от молитвы — и жизнь, и двор, и животные, и яблоки, и самый воздух. Так открываются духовные глаза ребенка. Постепенно Ваня понимает, что всех людей, живущих рядом с ним, объединяет светлое чувство, которое на первое место, прежде всего, ставит Бога.

Вся жизнь героя романа связана со святыми иконами, которых можно назвать самые настоящие «действующими лицами». И в произведении мы видим святое почитание ко всем иконам, чувствуем живое общение с иконой мальчика Вани. А вот прямо над воротами Спасской башни помещалась икона Спаса Нерукотворного, один из наиболее почитаемых святых всего православного мира. Ворота Спасской башни — это святые ворота. Проходя через Спасскую башню, каждый человек должен был снять шапку и перекреститься. За исполнением этого правила следила охрана башни. Если кто-то из заезжих не снимал шапку, его ловили и заставляли отбивать пятьдесят поклонов перед Спасом.

Христианство героев Шмелева проявляется в быту и в церковности. Мы незримо наблюдаем за его героями на исповеди, святом причастии, а также исполняющих другие церковные обряды.

Необыкновенно благочестиво представлен нам священный обряд — Причащение святых Христовых Таин. Как известно, причащение бывает на Литургии, главном церковном богослужении. «Литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». В этом таинстве «абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным»: человек входит в живое общение с Богом.

Говоря о причастии детей, что через принятие Святых Христовых Таин дитя соединяется с Богом «живо и действенно». Тело и Кровь Христовы освящают мальчика, умиротворяют его, делают неприступным для тёмных сил.

До 15 лет хождение в церковь было для И. С. Шмелева обязательным. Это оставило заметный след в его душе. Малопонятные церковные слова, святые таинства, службы — давали эстетическое наслаждение душе. Именно христианское воспитание, более всего определило характер писателя, глубинные закономерности его художественного мышления. Шмелев показывает нам такую модель воспитания, в основу которой положена православная мудрость и мораль, опирающихся на традиции, к которым взрослые редко обращаются. Священники, так же как и психологи отмечают, что духовное начало в человеке, а также религия, как психическая функция, не может быть устранена из души человека.

Вера в Бога для мальчика не нудное обязательство, а ежедневный праздник служения. Герой черпает в религии огромную силу, ему хочется еще и еще прикоснуться к чистому, светлому, доброму и справедливому, что несет с собой истинная вера. Нацеленность на любовь и добро — великая заслуга Православия, запечатленная писателем в его произведении. Автор доказывает, что учение Христа логично и легкодоступно для детского восприятия.

В романе представлен читателю так же церковный обряд — Осенение крестным знамением. Крестное знамение берёт исток со времени раннего христианства. Крестное знамение — это безмолвная молитва, благословение и символ веры. Накладывая крест, православный святит свои мысли, чувства и деяния рук. Тема креста в «Лете Господнем» — одна из центральных. Тропарь святому Кресту любит напевать Сергий Иванович, «папашенька» Вани: «Кресту твоему покланяемся, Владыка…» [Шмелев 11, с. 56]. И он несет крест свой до конца. Он объясняет и поучает мальчика: «Каждому даётся крест, чтобы примерно жить… и покорно его неси» [Шмелев 11, с. 328]. И у Горкина, который является примером для Вани, — свой крест. То же можно сказать обо всех героях. В «Лете Господнем» вообще много и часто крестятся.

Маленький Ваня на всем протяжении романа принимает участие в церковном обряде — окропление святой водою. Её благодатное действие на верующих испытано и проверено веками. Обычная вода, освящённая крестом и молитвой священника, приобретает чудодейственные свойства через окропление освящать всё вокруг и прогонять бесовскую силу во всех её проявлениях. Освящённая вода есть образ Божьей благодати: она очищает от духовных скверн, освящает верующих и укрепляет их веру. Святая вода всегда присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении. Ею окропляют на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления (Крещения Господня) каждый православный несёт святую воду в дом, хранит, как величайшую святыню, с молитвой употребляя в болезнях и немощи.

Ваня участвует и ощущает церковный обряд — Благословение священника. Говоря о благословении священника, важно понимать, что благословение исходит от Бога, а не от Священника.

И. С. Шмелев в романе создает картину «вечной» природы, которая не изменяется даже за множество лет: и бор, и солнце, и воздух, и сосна, все так же. И стоит автору прикоснуться щекой к коре дерева, закрыть глаза, как он снова ощущает себя маленьким мальчиком. Яркий и одушевленный образ леса содержит в подтексте важнейшее для художественного мировидения Шмелева наблюдение: все, что окружает человека, каждое впечатление, зрительное, звуковое, осязательное, бренно и преходяще (в отличие от вечной красоты природы), но при этом — вечно во временном отрезке человеческой жизни: оно не уходит, не исчезает, пока жива память детства.

В произведении раскрывается тяга к религии, как к одной из важных граней нравственной философии. Но она отнюдь не заслоняет от писателя и негативных сторон религии. В романе Шмелева мы неоднократно встречаем описанные с болью и горечью неприглядные стороны жизни деревенского духовенства. И, тем не менее, писатель никогда не опускается до осмеяния, свойственного демократической литературе.

Писатель стремится показать искренний мир детства, торжество добра и справедливости. Автор рассматривает духовное становление героя на основе именно православной религии.

В романе «Лето Господне» автор последовательно раскрывает читателю этапы формирования духовных качеств ребенка, а также самобытное становления русского национального характера, прослеживает рост, наполнение и развитие души ребенка. Философские выводы об основах человеческого бытия и состояния окружающего мира Шмелев выявляет через православную атмосферу и специфику духовных ценностей героя. Особое, присущее Шмелеву, бытописание под религиозным углом зрения, способствовало осуществлению цели автора: показать процесс становления личности ребенка под влиянием веры, которая является национальным, духовным и культурным наследством нации.

Необыкновенно яркое описание представил Шмелев на взгляд вездесущего Бога. В романе оно вошло тогда же в душу мальчика Вани вместе с неразрывным с душой знанием: Бог — всюду, и с Ним — всё смогу одолеть.

Сквозной мотив пути показывает нам структуру романа «Лето Господне», где изображение «пути земного» и «пути небесного во времени отражаются годовым циклом праздников и постов. Циклический календарь православной церкви у Шмелева является тем временным полем, по которому сориентированы и осмыслены небесные пути героев.

 

Литература:

 

1.         Бабореко, А. И. А. Бунин. Материалы для биографии. [Текст] / А. Бабореко //. — М.: Худ. лит, 1967. — с. 228

2.         Бахрах, Л. Бунин в халате [Текст] / Л. Бахрах. — М.: Согласие, 2000. — 244 с.

3.         Благасова, Г. М. Иван Бунин: жизнь, творчество, проблемы метода и поэтики. [Текст] / Г. М. Благасова // Учебное пособие для студентов вузов / Белгор. гос. ун-т. Изд. 2-е перераб. и доп. — Москва — Белгород. Издательство «Белгородский государственный университет», 2001. — 244 с.

4.         Выготский, Д. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Д. С. Выготский // — М., I967. — 96 с.

5.         Гуляев, H.A., Богданов, А. Н. Шкевич, Л. Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики [Текст] / Н. А. Гуляев, А. Н. Богданов, Л. Г. Шкевич // учебн. пособие для филол. фак., 1970.- 380 с.

6.         Ильин, И. А. Иван Сергеевич Шмелев [Текст] / Ильин И. А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1947–1950) // Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы; Расшифр. и текстол. подгот. писем И. С. Шмелева, имен. указ. О. В. Лисицы. — М.: Русская книга, 2000. — С. 68

7.         Ильин, И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин — Ремизов — Шмелев [Текст] / Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. б: Кн. 1. — Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы.— М.: Русская книга, 1996.— С. 183–406.

8.         Пак, Н. И. Пути обретения России в произведениях Б. К. Зайцева и И. С. Шмелева [Текст] / Н. И. Пак // Литература в школе. — 2000. — № 2. — С. 34–39.

9.         Труайя, Анри из статьи Иван Шмелев. [Текст] / Анри Труайя // Справочные материалы. И. С. Шмелев. «Лето Господне». — М., Издательский дом «Дрофа», 1998. — 291 с.

10.     Шмелёв, И. С. Избранное. [Текст] / И. С. Шмелев // — М.: «Правда», 1989. — С. 281–686.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный