Эффективность преподавательской деятельности в достижении физической подготовленности и спортивных успехов сотрудников таможенной службы Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 20.07.2020

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Шакирзянова, С. Р. Эффективность преподавательской деятельности в достижении физической подготовленности и спортивных успехов сотрудников таможенной службы Узбекистана / С. Р. Шакирзянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 168-174. — URL: https://moluch.ru/archive/319/69763/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье приведены результаты педагогического эксперимента по определению эффективности преподавательской деятельности в достижении физической подготовки и спортивных успехов таможенной службы, а также по определению эффективности физических упражнений для повышения уровня подготовленности личного состава.

Ключевые слова: личный состав, таможенная служба, физическая подготовка, спортивная деятельность, педагог.

The article presents the results of a pedagogical experiment to determine the effectiveness of teaching in achieving physical fitness and sports success of the customs service, as well as to determine the effectiveness of physical exercises to increase the level of preparedness of personnel.

Keywords: personnel, customs service, physical training, sports activities, teacher.

Достижение успехов во всех видах спорта, в том числе в физической подготовке таможенной службы Узбекистана зависит не только от спортсменов таможенников, но и в первую очередь от преподавателя физической подготовки, который в спортивной деятельности является одной из центральных фигур, от особенности его личности, жизненных и спортивных принципов, его философии, профессионального педагогического мастерства, квалификации. При этом преподавательская деятельность, как правило, должна быть направлена как на успешное решение общих задач гуманистической педагогики — «обучение-воспитание-развитие», так и достижение высоких результатов. Личность педагога по физической подготовке чаще всего является определяющей в спорте [1].

Целью нашей работы является изучение особенностей преподавательской деятельности в подготовке личного состава таможенной службы к достижению успехов в физической подготовке и спорте. Нами были изучены функции преподавательской деятельности, определены стили педагогической деятельности, выявлен уровень потребности в достижениях, а также мы определили особенности воздействия преподавателя на личный состав таможенной службы в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. По нашему мнению, средства физической подготовки должны быть более разнообразными и решать не только задачи повышения общей физической работоспособности, но и способствовать формированию профессионально важных психомоторных свойств и физических качеств будущих специалистов таможенного дела. Это представляется возможным в случае учета основного состава профессиональных исполнительских действий. Педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности. Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности — оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в «проектировании» характера, привычек, учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание. Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.

Проблема «преподаватель» актуальна во все времена и привлекает все большее внимание специалистов, Анализ литературных источников, биографий выдающихся педагогов, высказываний педагогов, психологов позволяет представить некоторые обобщения портрета преподавателя. Преподаватель — это не только профессия, и не просто должность, это призвание души и желание и способность отдать всего себя ученикам и быть рядом с ними всегда. Преподаватель — это и психолог, и педагог, и администратор, и хозяйственник, и дипломат. Разнообразен набор умений и человеческих качеств, которые необходимы преподавателю по физической подготовке курсантов таможенной службы.

С помощью метода анкетирования были опрошены 15 преподавателей по физической подготовке. Опрос преподавателей позволил нам 20 указанных в анкете функций деятельности педагога распределить по 3 разделам: наиболее важные функции, важные и менее важные. В табл.1 представлены приоритетные функции преподавательской деятельности, которым был присвоен ранг в порядке значимости.

Согласно полученным данным опроса всех 15 преподавателей, с помощью анализа ранжирования, определено, что приоритетными функциями являются управление технико-тактический подготовкой личного состава таможенной службы-57 баллов, организация воспитательной работы в коллективе-66 баллов, планирование процесса подготовки личного состава-99 баллов.

Таблица 1

Функции преподавателя

Баллы

Ранг

1.Управление технико-тактической, профессиональной подготовки

57

1

2.Организация воспитательной работы личного состава

66

2

3.Планирование процесса подготовки

личного состава

99

3

4.Повышение личного профессионального и культурного уровня

134

4

5.Контроль за ходом физической подготовки и состоянием занимающихся

191

5

6.Управление соревновательной деятельностью личного состава

201

6

7. Управление физической подготовкой личного состава.

248

7

8.Проведение спортивного отбора из личного состава

263

8

Результаты ранжирования приоритетных функций деятельности преподавателей по физической подготовке.

Ранжирование приоритетных функций деятельности у преподавателей различной квалификаций (табл. 2) показало, что управление технико-тактической подготовкой занимающихся спортом личного состава таможенной службы являются ведущей функцией для преподавателей первой и высшей категории. Приоритетной функцией для преподавателей, стаж которых составляет от 1–5 лет является организация воспитательной работы в коллективе, также одной из важных функций, по мнению преподавателей высшей категории, стаж который составляет от 5 лет и выше является планирование процесса подготовки, занимающихся спортом личного состава таможенной службы-67%.

Наименее важной функцией этой группы, по мнению преподавателей высшей категории управление физической подготовкой занимающихся спортом личного состава таможенной службы, а для преподавателей первой и высшей категории- проведение отбора спортсменов среди личного состава таможенной службы. Для преподавателей, чей стаж составляет от 1 года до 5 лет, — управление спортивной деятельностью личного состава таможенной службы.

Таблица 2

Результаты определения приоритетных функции для преподавателей различных квалификаций таможенной службы.

Функции преподавателя

Квалификация преподавателя

Преподаватели

Высшей категорий.

Преподаватели

стаж которых

Свыше 5 лет

Преподаватели

стаж которых

от 1до 5 лет

0/0

ранг

0/0

ранг

0/0

ранг

1. Управление технико-тактической подготовкой

83

1

65

1

83

1

2. Организация воспитательной работы

50

4

59

2

100

1

3. Планирование процесса физ. подготовки

67

2

47

4

67

3

4. Повышение личного профессионального уровня

58

3

53

3

50

4

5. Процесс за ходом тренировочного процесса и состояние занимающихся

42

5

65

1

50

4

6. Управление соревновательной деятельностью личного состава

50

4

59

2

33

5

7.Управление физ. подготовкой занимающихся

33

6

47

4

50

4

8. Проведение спортивного отбора личного состава таможенной службы

50

4

29

5

50

4

Результаты опроса показали, что 510/0 всех опрошенных преподавателей имеют средний уровень мотивации, 370/0 преподавателей имеют уровень выше среднего, 90/0 преподавателей ниже среднего и 30/0-низкий уровень мотивации.

Необходимо отметить, что абсолютно у всех опрошенных преподавателей не был выявлен высокий уровень мотивации, более того у преподавателей, чей стаж 1–5 лет и стаж которых превышает 5 лет наблюдается уровень мотивации ниже среднего.

При изучении деятельности преподавателя по физической подготовке личного состава таможенной службы важное место занимает общение между преподавателем и занимающимся. Безусловно, успех спортивной деятельности личного состава во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между преподавателем и личным составом таможенной службы, так и от метода и формы его руководства.

Было изучены следующие формы обращение преподавателя к занимающимся физ. подготовкой в процессе занятий и подготовкой к соревнованиям, разработанные Матвеев Л. П. (2008); указания, команды, объяснения, одобрения, неодобрения, замечания [2].

В результате исследований мы выявили наиболее часто используемые формы обращений преподавателей к личному составу занимающихся физ. подготовкой и спортом (табл.3).

Таблица 3

Формы обращения преподавателя кличному составу втренировочной исоревновательной деятельности (%)

Формы обращений

Деятельность

Тренировочная

Соревновательная

Индивидуально е общение

Общение с командой

Индивидуальное общение

Общение с командой

Указания

35.9

39.3

34.3

39.8

Команды

7.9

12.6

25.9

30.1

Объяснения

33.7

29.7

18.0

13.6

Одобрения

8.6

5.0

9.0

5.4

Неодобрения

3.5

2.6

2.3

2.1

Замечания

10.4

10.8

10.5

9.0

Выявлено, что основными формами обращения преподавателя в командном общении в тренировочном процессе являются указания (39.3 %) и объяснения (29.7 %). В индивидуальном общении основными формами являются также указания (35.9 %) и объяснения (33.7 %) В соревновательных условиях ПВ преподавателя в рамках командного общения имеет форму указаний (39.8 %), команд (30.1 %) и объяснений (13.6 %), также как и при индивидуальном.

Таблица 4

Распределение времени педагогических воздействий преподавателя взависимости от статуса занимающихся всоревновательных условиях (%)

Тренировочная ситуация

Статус занимающего

отвергаемый

предпочитаемый

лидер

Отрицательная тренировка

10

30

60

Средняя тренировка

15

40

45

Положительная тренировка

25

35

40

Направленность педагогических воздействий преподавателя в тренировочном процессе зависит от социометрического статуса, занимающегося в команде. Пономарев П. Л. (2008) выделяет 3 статуса: «лидеры», «предпочитаемые» и «отвергаемые» [3]. Данные о распределении времени воздействия педагога и его направленности указывают, что 45 % времени преподаватель тратит на общение с занимающимися, имеющими статус «лидеров». На «отвергаемых» отводится 20 % времени и на «предпочитаемых» 35 % времени. Данные о распределении времени ПВТ в соревновательных условиях и его направленности проанализированы в зависимости от статуса занимающегося и спортивной ситуации (табл. 5).

В отрицательной ситуации и равной команды преподаватель больше воздействует на лидеров команды (60 и 45 % соответственно). Наиболее равномерно воздействие педагога проявляется при выигрыше в соревнованиях.

Таблица 5

Распределение времени педагогических воздействий тренера-педагога на личный состав таможенной службы всоревновательно-игровых условиях (%)

Наблюдаемый период

Время воздействия

На команду личного состава

На занимающегося

При командном общении

При индивидуальном общении

Перед соревнованиями

Установка на игру

70

20

10

Разминка

45

40

15

Выход на игру

55

30

15

Во время соревнования

Игра

65

30

5

Мини перерыв

56

42

2

Перерывы между периодами или таймами игры

45

43

12

После соревнования

40

55

5

Выявлено, что педагогическое воздействие преподавателя по физической подготовке в отношении команды личного состава таможенной службы в целом более распространено при установке на игру в соревновательный периоды (70 %) и в ее процессе (65 %). Воздействие тренера-педагога в отношении отдельных занимающихся в присутствии команды реализуется в разминке (45 %), в мини перерывах (56 %), перерывах (45 %) и после игры (55 %). Следующим этапом нашей работы было выявление приоритетного стиля педагогической деятельности всех опрошенных тренеров и преподавателей по физической подготовке (по опроснику Маркова А. К — индивидуальный стиль педагогической деятельности тренера) (рис 1). Выявлено, что 17 % тренеров и преподавателей относятся к эмоционально-импровизационному стилю (ЭИС). Они обладают высоким уровнем знаний, контактностью, умением интересно преподать учебный материал, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Их тренировки отличает благоприятный психологический климат.

А. К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно, педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А. К. Марковой, относятся:

− педагогическая эрудиция;

− педагогическое целеполагание;

− педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;

− педагогическая интуиция;

− педагогическая импровизация;

− педагогическая наблюдательность;

− педагогический оптимизм, педагогическая находчивость;

− педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

К рассуждающе-методичному стилю (РМС) относятся 23 % опрошенных тренеров. Достоинствами тренеров данного стиля деятельности являются высокая методичность, внимательное отношение к уровню знаний всех занимающихся, высокая требовательность.

.

Рис. 1. Показатели ведущих стилей педагогической деятельности тренеров преподавателей таможенной службы

Нами выявлены особенности показателей ведущих стилей педагогической деятельности тренеров преподавателей различной квалификации (рис.2)

Рис. 2. Показатели ведущих стилей педагогической деятельности тренеров преподавателей разной квалификации

Определено, что 36.3 % тренеров относятся к эмоционально-методическому стилю (ЭМС) и рассуждающе-методичному стилю (РМС). Наиболее редко встречающийся стиль Педагогической деятельности (ПД) среди данной группы тренеров является эмоционально импровизационный стиль (ЭИС).

Ведущий стиль деятельности у тренеров, стаж которых 1–5 лет, является эмоционально-методическим (ЭМС) 42.8 %. Ведущий стиль деятельности у тренеров, стаж которых превышает 5 лет рассуждающие-методичный (РМС) — 44.5 %. Полученные результаты приводят к выводу о том, что все опрошенные тренеры ориентируются на процесс обучения. Но преподаватели и тренеры, стаж которых превышает 5 лет, преимущественно ориентированы на результаты обучения.

В занятиях по физ. подготовке, как и во всех видах спорта, важнейшую роль занимает потребность тренера в достижении успеха. В теории и методики спортивной деятельности различают следующие уровни мотивации: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий [5].

Нами был изучен уровень потребности в достижениях тренеров по физической подготовке таможенной службы (шкала потребности в достижениях (Ю. М. Орлова). Результаты представлены на рис.3.

Рис. 3. Показатели уровня потребности в достижениях всех опрошенных тренеров преподавателей таможенной службы

Результаты опроса показали, что 51 % всех опрошенных тренеров преподавателей имеют средний уровень мотивации, 37 % тренеров преподавателей имеют уровень выше среднего, 9 % тренеров — ниже среднего и 3 % — низкий уровень мотивации.

Мы сравнили показатели уровня мотивации у тренеров различной квалификации (рис.4) и сделали вывод, что абсолютно у всех тренеров преобладает средний уровень мотивации, однако наиболее ярко он выражен у тренеров, чей стаж составляет свыше 5 лет — 75 %. тренеров, стаж которых составляет 1–5 лет, показатели — 54,5 % и 50 % соответственно. Наиболее явно также выражен уровень выше среднего, который преобладает у ЗТР — 45,5 % и у тренеров, стаж которых не превышает 5 лет — 40 %. Необходимо отметить, что абсолютно у всех опрошенных тренеров не был выявлен высокий уровень мотивации, более того у тренеров, чей стаж 1–5 лет и стаж которых превышает 5 лет наблюдается уровень мотивации ниже среднего.

Рис. 4. Показатели уровня потребности в достижениях тренеров преподавателя разной квалификации

При изучении деятельности тренера важное место занимает общение между тренером и занимающимся. Безусловно, успех спортивной деятельности команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства.

Таким образом, наши исследования показали, деятельность тренера-педагога по физической подготовке личного состава таможенного контингента при подготовке команды к соревнованиям разнообразна и в значительной мере зависит от функций, выполняемых преподавателем по физической подготовке, от индивидуального стиля педагогической деятельности, от потребности к достижению успеха и от особенностей форм педагогического воздействия на занимающегося и команду личного состава таможенной службы в процессе соревновательной и тренировочной деятельности.

Тренер-преподаватель является ключевым элементом правильной и безопасной подготовки, как профессиональных спортсменов, так и любителей. Роль тренера преподавателя невозможно переоценить. Благодаря его опыту и знаниям спортсмены способны достигать максимального уровня производительности и выносливости, что невозможно было бы сделать самостоятельно. Тренер-преподаватель должен создавать для подопечных спортсменов комфортные условия обучения и мотивировать их на постоянное совершенствование своих умений в том или ином виде спорта. Роль тренера в процессе подготовки не ограничивается только консультированием спортсменов по подготовке и освоению вида спорта, со временем, помимо всего прочего, тренер выступает в роли наставника, мотиватора, друга, оказывающего так же и моральную поддержку. Тренеру-преподавателю необходимо уметь правильно и безопасно спланировать процесс тренировки, продемонстрировать элементы упражнений, анализировать прогресс и регресс обучающегося, постоянно давать обратную связь и поддерживать хорошие отношения с занимающимися. Все вышеперечисленные аспекты работы тренера-преподавателя учтены в программе профессиональной переподготовки таможенной службы Узбекистана.

Литература:

  1. Андреев Ю. Ю.- /Педагогическая технология воспитания позитивных межличностных отношений курсантов ВУЗов внутренних войск МВД России средствами физической культуры. 2012, Санкт-Петербург- 129 с.
  2. Матвеев Л. П. -Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики) 1994 г.-554 с.
  3. Понамарев П.Л. Педагогическое воздействие тренера в тренировочной и соревновательной деятельности. Москва-2000 г.
  4. Маркова А. К — Индивидуальный стиль педагогической деятельности тренера.Москва-2001г.
  5. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 184 с
  6. Булочко К. Т. Физическая подготовка разведчика. — М.: «Арктика 4Д», 2004.
  7. Блахин Г. Н. Техника выполнения и методика обучения военнослужащих преодолению искусственных препятствий: Учеб.-метод. пособие для курсантов и слушателей ин-та. — С-Пб.: ВДКИФК, 1993.
  8. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Под общей редакцией А. В. Карасева. — М.: ЛЕПТОС, 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): личной состав, таможенная служба, физическая подготовка, преподаватель, уровень мотивации, педагогическая деятельность, тренер, воспитательная работа, высшая категория, преподавательская деятельность.


Похожие статьи

Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе

В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных...

Влияние занятий по физической подготовке на развитие и совершенствование работоспособности курсантов

Физическая подготовка курсантов является их неотъемлемой частью жизни. В процессе развития совершенствования их физической подготовки происходит формирование специальных навыков. В настоящее время развитию физической подготовки сотрудников уделяется ...

Характерные черты профессионально-прикладной физической подготовки в работе сотрудников таможенных органов

В статье автор рассматривает особенности профессионально-прикладной физической подготовки для сотрудников таможенных органов.

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной раб...

Развитие силовых способностей военнослужащих посредством физических упражнений

Статья может быть полезна для преподавателей физической подготовки и спорта военных институтов и командиров подразделений, проводящих занятия по физической подготовке.

Особенности профессионально-прикладной физической подготовки для работников таможенных органов

В данной статье раскрываются особенности физической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», и сотрудников Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ

В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и пров...

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)

В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...

Похожие статьи

Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе

В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных...

Влияние занятий по физической подготовке на развитие и совершенствование работоспособности курсантов

Физическая подготовка курсантов является их неотъемлемой частью жизни. В процессе развития совершенствования их физической подготовки происходит формирование специальных навыков. В настоящее время развитию физической подготовки сотрудников уделяется ...

Характерные черты профессионально-прикладной физической подготовки в работе сотрудников таможенных органов

В статье автор рассматривает особенности профессионально-прикладной физической подготовки для сотрудников таможенных органов.

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной раб...

Развитие силовых способностей военнослужащих посредством физических упражнений

Статья может быть полезна для преподавателей физической подготовки и спорта военных институтов и командиров подразделений, проводящих занятия по физической подготовке.

Особенности профессионально-прикладной физической подготовки для работников таможенных органов

В данной статье раскрываются особенности физической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», и сотрудников Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ

В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и пров...

Педагогические условия формирования профессиональной компетенции на учебной дисциплине «Огневая подготовка»

В данной научной статье раскрыты педагогические условия формирования профессиональной компетенции. Рассмотрена важность и необходимость проведения целенаправленной воспитательной работы с курсантами с целью формирования у них навыков и умений в проце...

Организация обучения приемам самостоятельной физической тренировки в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ)

В статье представлены исследования путей повышения методической подготовленности военнослужащих проходящих военную службу по контракту в ВС РФ в организации самостоятельной физической тренировки во внеслужебное время. Предлагается этапное формировани...

Задать вопрос