В статье обращено внимание автора на разделы работы кафедры физического воспитания и спорта, по которым идет оценка эффективности и качества трудовой деятельности тренерско-преподавательского состава кафедры.
Ключевые слова: методическая работа, научно-исследовательская работа, публикационная деятельность, студенты, эффективность
Ежегодный мониторинг работы государственных образовательных учреждений с целью оценки их эффективности, повлёк за собой изменения в приоритетах качества работы кафедры физического воспитания и спорта Новосибирского государственного университета экономики и управления, а также обоснованием для корректировки методики физического воспитания и образования студентов [1].
В индивидуальных планах преподавательского состава кафедры ФВиС на учебный год помимо учебной и учебно-методической работы важное место занимает теперь научно-исследовательский раздел (НИР). Он включает в себя научно-исследовательскую работу преподавателей кафедры, и исследовательскую работу со студентами вуза (НИРС). В квартальных отчетах по эффективному договору по этим пунктам предполагается материальное стимулирование работникам, имеющим определенные результаты. Но, как правило, преподаватели дисциплины физическая культура, не могут в достаточной мере и на высоком уровне заниматься научной работой. По объективным причинам: отсутствие лабораторий, инструментария, научно-исследовательского оборудования и т. д. По возможности, проводятся социологические исследования, средствами анкетирования, опроса и т. п. по итогам которых ведется публикационная деятельность, преподаватели участвуют в конференциях разного уровня.
С 2016–17 учебного года, согласно учебной программе по дисциплине физическая культура со студентами первого курса проводятся лекционно-теоретические занятия. Преподавателями кафедры был разработано учебное пособие: курс лекций по теории дисциплины физической культуре. Так же были подготовлены презентации по аналогичным темам. Лекции читают доценты кафедры согласно учебному плану, в начале учебного и календарного года. По итогам теоретического занятия проводится письменная контрольная работа. На её основе студент получает зачетный бал, который учитывается при промежуточной аттестации.
На заседании кафедры в начале учебного года, утверждаются индивидуальные планы (отчеты) на основе которых и строится дальнейшая трудовая деятельность преподавателе кафедры. В приведенной ниже схеме 1 видно, по каким основным направлениям ведется работа профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания испорта НГУЭУ:
Рис. 1.
По первому пункту плана предусмотрено распределение объема педагогической нагрузки преподавателя: лекции, практические занятия, консультации, зачеты. Преподаватель заполняет планируемую нагрузку, а по итогам года фактическое её выполнение. Во втором пункте указаны сроки проведения заседаний кафедры и сформулированы их темы. По третьему пункту преподаватель планирует написание учебно-методических пособий, рекомендаций, указывает сроки их выполнения и объем. В четвертом разделе: научно-исследовательской работе планируется участие в конференциях, публикационная деятельность и т. д. И в пятом пункте преподаватели планируют подготовку студентов для участия в конференциях, олимпиадах и т. д. Итоги планируемой нагрузки подводятся в конце учебного года. При наличии перевыполнения учебной работы, не превышающей 300 часов, преподаватели заполняют дополнительную почасовую ведомость, и «переработка» оплачивается, согласно должностному окладу.
Помимо отчета по итогам года преподаватели проводят ежеквартальный отчет о выполнении показателей «эффективного контракта» (схема 2), по результатам которого, предусмотрено материальное вознаграждение, соответствующее проделанной работе. Для преподавателей кафедры физического воспитания и спорта многие пункты в этом отчете не соответствуют профилю, и не все преподаватели заполняют этот отчет ежеквартально. В приведенной ниже схеме указаны основные пункты, по которым отчитываются преподаватели нашей кафедры:
Рис. 2.
По всем указанным пунктам должны быть представлены копии подтверждающих документов, материалов или гиперссылки, если это выступления в средствах массовой информации: на радио, телевидении и т. д. При этом не учитываются те материалы, которые должны быть выполнены по существующему контракту, в частности, старшие преподаватели за учебный год должны написать 2 статьи, зарегистрированные в электронной библиотеке Еlibrary.ru, проиндексированы в РИНЦ и т. д. Все, что превышает запланированную норму, заносится в отчет по эффективному контракту. Дополнительно можно отметить, что в эффективном контракте стали учитываться спортивные достижения наших студентов. Тренеры-преподаватели, подготовившие команды или отдельных участников, которые заняли призовые места в соревнованиях различного уровня, тоже отражают свои результаты в отчете по «эффективному контракту» в пункте 3 и тоже получают материальное вознаграждение в виде премии. Ранее все спортивные результаты не были учтены в этом плане.
Изменения и модернизация физкультурно-спортивных технологий в образовательном пространстве высшей школы становится перспективным направлением в развитии физического воспитания и образования студентов и молодежи [2].
По данным ряда стран Европы, где функции преподавания и проведения научных исследований были традиционно соединены в рамках высших учебных заведений, в настоящее время наблюдается обратная тенденция [3]. Преподаватели кафедры физического воспитания и спорта НГУЭУ, стараются соответствовать Российским требованиям, по образовательным стандартам нового поколения, синтезируя науку и практику для повышения качества учебного процесса.
Литература:
1. Додонова Л. П., Шмер В. В. Взаимосвязь морфофункциональных и двигательных показателей студентов с учетом соматотипов. В сборнике: Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития. Материалы международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки российской федерации Льва Павловича Матвеева. Министерство спорта, туризма и молодежной политики российской федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего, профессионального образования «Российский государственный университет, физической культуры, спорта, молодежи и туризма». 2010 Издательство: Светотон
2. Перминов О. А. Эффективность физического воспитания студентов при спортивно-ориентированной форме организации учебных занятий // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 651–653
3. Сидорова А. А. Мониторинг эффективности деятельности вузов, как инструмент повышения качества высшего образования / А.А Сидорова // Государственное управление. — Электронный вестник. — 2013. — № 41. — С. 248–259.