В настоящей статье на основании проведенного анализа размещения территориальных органов Федеральной антимонопольной службы и социально-экономических показателей сложносоставного субъекта РФ — Архангельской области, предложен способ оптимизации размещения территориальных органов.
Ключевые слова: ФАС РФ, территориальные органы, Архангельская область, Ненецкий автономный округ.
Based on the analysis of the location of the territorial bodies of the Federal Antimonopoly Service and the socio-economic indicators of the complex constituent entity of the Russian Federation — the Arkhangelsk Region, this article proposes a method for optimizing the placement of territorial bodies.
Keywords: FAS RF, territorial bodies, Arkhangelsk region, Nenets Autonomous Okrug.
Определимся с терминологией: территориальные органы федеральных органов исполнительной власти — это государственные органы, создаваемые конкретным федеральным органом исполнительной власти для осуществления соответственных функциональных полномочий и находящийся в его подчинении. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти являются государственными органами, находящимися в его подчинении [4].
Территориальным органам ФАС РФ отведен определенный перечень сфер, в которых раскрываются полномочия ФАС на уровне субъектов, состоящий из: экономических сфер, сферы рекламы и конкуренции, сфера закупок товаров, услуг и работ предназначенных для удовлетворения федеральных нужд.
Федеральная антимонопольная служба располагает свои территориальные органы по субъектному принципу. Территориальные органы образуются согласно Приказу ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (ред. от 11.02.2020) «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы». Они имеются во всех субъектах РФ.
В целях определения методов совершенствования системы размещения территориальных, проведём сравнительный анализ важных социально и экономически значимых показателей территорий сложносоставных субъектов, на которых функционируют конкретные УФАС.
Особый научный интерес вызывает порядок организации территориальных органов в сложносоставных субъектах. Сложносоставные субъекты Российской Федерации, т. е. края и области, в состав которых входят иные, формально равноправные с ними субъекты Федерации — автономные округа, обладают существенной спецификой статуса, которая проявляется в более сложном, чем в иных субъектах, характере внутригосударственных правовых связей и отношений, обусловленных особенностями их устройства [1, 44]. В исследовании рассматривается Архангельская область, в состав которой входит Ненецкий автономный округ.
Исследование в области целесообразности размещения территориальных органов в сложносоставных субъектах было проведено по нескольким показателям приведенным в таблице 1. А именно: площадь территории субъекта, численность населения, количество субъектов малого и среднего бизнеса и системообразующих предприятий, — эти два показателя имеют большую значимость, так как являются основными объектами деятельности УФАС; последний показатель — количество госслужащих в определенном УФАС.
− Архангельская область — крупный по площади и по количеству населения субъект, в виду, большого количества субъектов малого и среднего бизнеса, имеется территориальный орган ФАС России, соответствующий территории и количеству населения.
− Ненецкий автономный округ имеет один из самых низких показателей малого и среднего бизнеса по стране. Экономика концентрируется на добыче полезных ископаемых. Данные о структуре внутреннего регионального продукта (ВРП) в Ненецком АО на 2020 год предоставлены на рис.1.
Таблица 1.
Соотношение экономически значимых показателей Архангельской области и Ненецкого автономного округа
Ненецкий АО |
Архангельская область |
|
Площадь |
176 700 |
413 100 |
Численность населения |
44 111 |
1,1 млн |
Кол-во субъектов малого и среднего бизнеса |
1538 |
37 070 |
Системообразующих предприятий |
1 |
8 |
Кол-во госслужащих в УФАС |
7 |
26 |
Рис. 1. Структура ВРП Ненецкого АО на 2020 г.
Исходя из анализа данных можно выделить причины нецелесообразности функционирования Ненецкого УФАС:
- Социальные и экономические показатели Ненецкого АО являются достаточно низкими. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, структура ВРП, численность населения, — данные показатели не указывают на необходимость создания территориального антимонопольного органа.
- В Ненецком АО отсутствует постоянное судебное присутствие Арбитражного суда, согласно федеральному закону он функционирует на базе Архангельской области и распространяет свои полномочия на весь сложносоставной субъект. Арбитражный суд является основной инстанцией по разрешению имущественных, коммерческих, споров и споров между антимонопольным органом и компаниями, поэтому его присутствие при осуществлении деятельности УФАС является определяющим.
Исходя из выявленной проблемы, предлагается решение по реорганизации Ненецкого УФАС и его объединению с Архангельским. Данная реорганизация должна проходить по следующим параметрам:
− Преобразование Ненецкого УФАС, именно данная форма реструктуризации является более подходящей, потому что приданной форме изменения состояния государственного органа, возможна передача полномочий другому государственному органу. В ЕГРЮЛ вносятся записи о прекращении существования государственного органа в связи с реорганизацией. Расширение штатной численности аппарата управления УФАС по Архангельской области на 5–7 мест.
− Перераспределение полномочий ликвидированного УФАС по соответствующим отделам. Данное мероприятие не вызовет затруднений, потому как в структуре Ненецкого УФАС функционирует один отдел. Аналогичный отдел есть и в структуре Архангельского УФАСа
Литература:
1. Брежнев О. В. Организация конституционного правосудия в сложносоставных субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы // Российская юстиция, 2016. № 3. C. 44–47.
2. Ширыкалов Александр Борисович Конституционно-правовой статус сложносоставного субъекта Российской Федерации: новейшее время
3. Токмурзин Т. М. Оценка результативности деятельности территориальных органов исполнительной власти: методические подходы // Токмурзин Т. М. — Москва: КноРус. — 2020. — 90 с.
4. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти". Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №31. Ст. 3233.