Мир студенческих прозвищ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макаренко, В. А. Мир студенческих прозвищ / В. А. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72445/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье проведен анализ особенностей происхождения студенческих прозвищ, а также отношение студентов к наличию у них прозвищ.

Ключевые слова: исследование, имя, прозвище, студенты, анализ, анкетирование.

Имена собственные занимаю особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространённых и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Причины возникновения прозвищ мало исследованы. Поэтому изучение прозвищ необходимо, так как они широко распространены в ученической среде, особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров студентов, создают трудности в общении, так как он может оценивать своё прозвище как обидное. Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы, по которой и написана данная статья: «Мир студенческих прозвищ».

Моя работа относится к разделу социологических исследований. Во-первых, потому, что на современном этапе развития общества без исследования социологических явлений, без их анализа и изучения динамики данного направления не обойтись. Во- вторых, меня всегда интересовала социология, как наука. В- третьих, я учился в школе, сейчас обучаюсь на втором курсе техникума и могу сказать, что прозвища существовали всегда.

Цель исследования: изучение наличия прозвищ и особенности их происхождения у студентов 1–2 курса, а также анализ их отношения к прозвищам.

Имена людей — часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека — своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованный племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а своё имя! И пока он долга не вернёт, все члены племени считают этого человека безымённым и по имени не называют.

Когда родители выбирают имя ребёнка, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым. Имя даётся человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определённый период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, даётся прозвище.

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носитель этого имени весьма неопределённа и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различие свойства и качества людей, особенности характера, поведение, речи, физические достоинства и недостатки, время и очерёдность появления ребёнка в семье. Например, в древности, (до принятия христианства), у русских были личные имена: Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой, Завьял — вялый, Балуш — баловник, Яруха — злой, Батура — упрямец и т. п. После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян в обязательном порядке стали вводиться церковные личные имена в честь православных святых. Например: Александр, Пётр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.), Святослав, Любовь (слав.) и др. Церковь стала признавать только эти узаконенные, так называемые канонические имена иностранного происхождения. Дохристианские имена, как следы язычества, должны были исчезнуть. И после принятия христианства имена “дохристианские” могли даваться как прозвище: Медведь — крупному сильному человеку, Волк — одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц — человеку небольшого роста, трусливому, Короб — плотному, норовящему всё копить. Бывали также прозвища по указанию профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

Прозвища — неофициальное имя человека. Всловаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение: «Прозвище — название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». В отличие от имени, прозвища отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь же имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.

Прозвище — явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвища не могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами, как у: лидеров микро сообщества; выделение из группы отвергнутых людей; различение людей с одинаковыми именами; подчёркивание преемственности по родовой линии; поддразнивание и унижение; проявление симпатии.

Студенты 1–2 курсов отвечали на вопросы разработанных мною анкет с целью выявления наличия прозвищ и результаты анкетирования получились весьма интересными.

Большинство прозвищ даётся студентам от их фамилий и имён. Например,Лыня (Лынов); Фирс (Фирсов); Горелый (Горелый); Кудрик (Кудрявцев); Волына (Волынский); Купец (Купцов); Рогач (Рогачёв); Воробей (Голубев); Белим (Белимов); Шифер (Шевырёв).

На втором месте находятся прозвища, данные подросткам по некоторым деталям их внешнего вида. Например,Толстый (по телосложению), Киндер (по телосложению + характер, действия), Шкет (по росту), Балаболка (по манере говорить), Борода (много волос на лице, руках).

Третья группа — по любимому слову. Например,Ачё я? Булка.

Четвёртая — по умственным способностям. Например,Тормоз, Чукча.

Как правило, прозвища даются друзьями и одногруппниками, они создаются очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойства детей переходного возраста — стремлением к необычному, новому, и это непременно проявляется в речевом поведении подростков и молодёжи.

По мнению психолога, прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ужасную психологическую травму. Но всё же главное-это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человек-меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвища несёт на себе очень важную коммуникативную функцию, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой. Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовёт его по имени, и имя, само по себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план.

На основании проведённой мною работы можно сделать следующий вывод. Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивание и унижение. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.

Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу студентов или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связанно с принадлежностью к определённой группе. Проанализировав прозвища, существующие в настоящее время в нашем техникуме, выяснив причину их появления, мы бы хотели помочь ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться при необходимости к советам психолога.

Литература:

  1. Голанова Е. И. Как возникают слова. — М., 1989. — 142 с.
  2. Горбаневский М. В. В мире имён и названий. — М., 1983. –192 с.
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1984. — 797 с.
  4. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М., 1976. — 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прозвище, имя, принятие христианства, ограниченный круг людей, одинаковое имя, переходной возраст, проявление симпатии, человек прозвища.


Похожие статьи

Студенческие спортивные клубы, их эффективность и недостатки

В статье автор исследует студенческие спортивные клубы и их влияние на досуг студентов.

Особенности самоотношения студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения самоотношения студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого, приведено исследование и анализ полученных результатов.

Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.

Методологические подходы исследования проблемы профессиональной направленности курсантов морского вуза

В статье на основе анализа трудов отечественных ученых обосновывается комплекс методологических подходов к исследованию сущности феномена профессиональная направленность курсантов морского вуза.

Методология оценки корпоративной культуры, предоставляющая возможность проведения полноценной диагностики культуры организации

В статье рассмотрены методы оценки корпоративной культуры. Выявлены преимущества и недостатки исследуемых методов оценки корпоративной культуры.

Акцентуированные черты характера

В данной статье рассматривается понятие акцентуации, их виды и основные проявления. А также приводятся результаты исследования акцентуированных черт характера у студентов вуза.

Исследование предпочтений студентов к виду транспорта

В данной статье рассмотрены результаты выборочного наблюдения на тему «Исследование предпочтений студентов к виду транспорта». Актуальность темы неоспорима, т.к. транспорт играет значительную роль в нашей жизни.

Типология интервью

В статье рассматриваются виды интервью и их классификационные особенности. Проанализировано жанровое разнообразие интервью согласно положению А. А. Тертычного, М. Н. Ким, М. М. Лукиной, З. С. Смелковой и обобщены типологические признаки по общим пара...

К проблеме взаимосвязи цвета и характера человека

В статье рассматривается проблема взаимосвязи предпочтительного цвета человека на его характер. Проанализированы основные цвета и их особенности.

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Похожие статьи

Студенческие спортивные клубы, их эффективность и недостатки

В статье автор исследует студенческие спортивные клубы и их влияние на досуг студентов.

Особенности самоотношения студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения самоотношения студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого, приведено исследование и анализ полученных результатов.

Особенности ролевых позиций и самоуправления в общении студентов-психологов

В статье представлены теоретические и практические аспекты изучения общения и ролевых позиций студентов. А также выделены ключевые понятия, их характеристика. Помимо этого приведено исследование и анализ полученных результатов.

Методологические подходы исследования проблемы профессиональной направленности курсантов морского вуза

В статье на основе анализа трудов отечественных ученых обосновывается комплекс методологических подходов к исследованию сущности феномена профессиональная направленность курсантов морского вуза.

Методология оценки корпоративной культуры, предоставляющая возможность проведения полноценной диагностики культуры организации

В статье рассмотрены методы оценки корпоративной культуры. Выявлены преимущества и недостатки исследуемых методов оценки корпоративной культуры.

Акцентуированные черты характера

В данной статье рассматривается понятие акцентуации, их виды и основные проявления. А также приводятся результаты исследования акцентуированных черт характера у студентов вуза.

Исследование предпочтений студентов к виду транспорта

В данной статье рассмотрены результаты выборочного наблюдения на тему «Исследование предпочтений студентов к виду транспорта». Актуальность темы неоспорима, т.к. транспорт играет значительную роль в нашей жизни.

Типология интервью

В статье рассматриваются виды интервью и их классификационные особенности. Проанализировано жанровое разнообразие интервью согласно положению А. А. Тертычного, М. Н. Ким, М. М. Лукиной, З. С. Смелковой и обобщены типологические признаки по общим пара...

К проблеме взаимосвязи цвета и характера человека

В статье рассматривается проблема взаимосвязи предпочтительного цвета человека на его характер. Проанализированы основные цвета и их особенности.

Психологические аспекты разработки имиджа эстрадного исполнителя

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования, диагностики и совершенствования имиджа эстрадного вокалиста, описаны критерии диагностики и проанализированы первичные результаты.

Задать вопрос