Нарушения гендерной идентичности у современных студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Газиева, А. Я. Нарушения гендерной идентичности у современных студентов / А. Я. Газиева, Н. А. Довгая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72251/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: гендерная идентичность; гендерная дисфория; современные студенты.

Актуальность . В России актуальность гендерной дисфории стала возрастать с 1990 года. За последние 30 лет количество лиц с гендерной дисфорией увеличилось в несколько раз, в то же время количество обращений в клиники увеличилось на 14 % в год [1].

По данным шведского совета по здравоохранению и социальному обеспечению, в Швеции в период между 2008 и 2018 годами диагноз гендерной дисфории возрос на 1500 % среди подростков девочек. Однако, авторы никак не объясняют столь стремительного роста распространенности гендерной дисфории [2].

Гендерная идентичность не задается индивиду при рождении, а формируется в процессе социализации, интернализации гендерных ролей, преимущественно на уровне мезосреды.

Мужчины и женщины сохраняют традиционные формы поведения; одновременно, стремясь соответствовать современным интегрированным ценностям и новым гендерным эталонам.

Как отмечает Кравцова Н. А. и ее коллеги, в нашей стране до недавнего времени проблема половой дифференциации и идентификации не изучалась. Однако в последние два десятилетия наблюдается рост интереса к научной проблематике половой идентификации детей. Тип половой социализации изменился на прямо противоположный (с маскулинного для мальчиков, с феминного для девочек) [3].

Понимание проблем, связанных с гендерной идентичностью, и овладение основными положениями гендерной концепции становятся актуальными задачами в сфере воспитания и образования.

Цель работы. Изучить нарушения гендерной идентичности и гендерную дисфорию у современных студентов. Выборку исследования составили 87 студентов, обучающихся на очном, заочном отделении ТГМУ, ДВФУ, МГУ, МГИМО. Из них студенты лечебного факультета, общественного здоровья, юридического факультета, факультета экономики и менеджмента. Возраст студентов варьируется от 17 лет до 28.

Материалы и методы . В ходе исследования использовались методики опросник обеспокоенности гендером и стабильности гендерной идентичности (GPSQ) Аз Хакима, «Маскулинность-фемининность» Сандры Бем и тест «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда.

Результаты и их обсуждение. По данным эмпирического исследования с помощью «опросника обеспокоенности гендером и стабильности гендерной идентичности (GPSQ)» Аз Хакима среди 87 обследованных (79 женщин, 8 мужчин), можно констатировать наличие гендерной дисфории у 16 человек. Из них составляют 4 мужчин, 12 женщин, баллы которых варьируются в интервале от 28 до 61.

Мы провели корреляционный анализ показателя гендерной дисфории по методике «GPSQ» с показателями феминности и маскулинности по методике «Маскулинность-феминность» Сандры Бем в группе мужчин и в группе женщин. Однако, значимых связей обнаружено не было.

Мы также провели корреляционный анализ между показателями гендерной дисфории и показателями феминности и маскулинности по методике «Маскулинность-феминность» Сандры Бем отдельно в группе мужчин и женщин с установленной гендерной дисфорией. Но и в этих выборках статистически значимых связей не было обнаружено.

По результатам, полученным по методике «Маскулинность-феминность» Сандры Бем, среди 4 мужчин у которых была обнаружена гендерная дисфория, выявлено у 1 мужчины выраженная феминность, а у трех мужчин андрогинность. Немногочисленность выборки мужчин с установленной гендерной дисфорией не позволяет делать статистически значимых выводов и переносить генеральную совокупность. Однако, мы обратили внимание на отсутствие в данной выборке респондентов с выраженной маскулинностью.

По результатам, полученным по методике «Маскулинность-феминность» Сандры Бем, среди 11 девушек с гендерной дисфорией, 4 девушкам присуще феминность, а 8 девушкам андрогинность.

Результаты обработки теста «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда.

По результатам теста «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда, у 37,5 % опрошенных с гендерной дисфорией и 35 % без гендерной дисфории не отмечают свою половую принадлежность. Отсутствие данной категории среди ответов респондентов, несомненно, обращает на себя внимание и требует объяснения. Известно, что половая принадлежность является важной состваляющей Я-концепции любого человека, и уже в возрасте 3-х лет ребенок отчетливо осознает, к какому полу он принадлежит. Отсутствие ссылки на собственную половую принадлежность может быть признаком того, что это является конфликтной категорией.

Румянцева Т. В. отмечает, что отсутствие обозначения пола может быть связано с такими факторами, как [4]:

  1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
  2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
  3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

Нами было замечено, что термины «мужчина/женщина/парень/девушка» у респондентов с гендерной дисфорией стоят на 4–19 местах, в то время как в выборке респондентов, у которых гендерная дисфория не была зафиксирована, данные понятия больше фигурировали в начале списка. Мы попытались проверить, являются ли эти различия статистически значимыми при помощи U-критерия Манна-Уитни. Эмпирическое значение U-критерия для нашей выборки составило 249, в то время как критические значения 120 для р=0,01 и 152 для р=0,05. Таким образом, при сравнивании группы лиц с диагностированной гендерной дисфорией и не диагностированной не было выявлено статистически значимых различий в порядковых номерах, приходящих на понятия, непосредственно связанные с половой принадлежностью респондента, в методике «Кто Я?».

Кроме того, респондентам было предложено оценить свое отношение к каждой из позиций положительно (+), отрицательно (-), нейтрально (+/-) или нет определенной оценки (?).

Ниже в таблице приведены данные о количестве положительных, отрицательных, нейтральных и без определенной оценки реакций на понятия, непосредственно связанных с половой принадлежностью респондентов в группе лиц с диагностированной гендерной дисфорией и группе лиц, у которых гендерной дисфории не было обнаружено.

Таблица 1

Положительная оценка

Отрицательная оценка

Нейтральная оценка

Нет определенной оценки

Отсутствие категории

Лица с диагностированной гендерной дисфорией

7

1

2

0

6

Лица без гендерной дисфории

41

0

2

3

25

Так же можно отметить, что среди лиц с не диагностированной гендерной дисфории то же есть те, кто отмечают характеристику половой принадлежности как нравится и не нравится. Таким образом, переживание внутреннего конфликта и негативных переживаний в связи с собственным полом широко распространено среди современной молодежи.

Можно отметить, что среди тех кто не получил высоких баллов по методике гендерной дисфории, демонстрируют признаки латентного характера, к числу которых мы можем отнести:

  1. Неоднозначность субъективной оценки понятий;
  2. Отсутствие соответствующих понятий в списке ответов вообще.

Выводы.

  1. Явление гендерной дисфории достаточно распространенным. В нашем исследовании гендерная дисфория была диагностирована у 18,4 % респондентов.
  2. Вопросы гендера и гендерной идентичности являются актуальными для современной молодежи как среди лиц с диагностированной гендерной дисфорией, так и среди тех, у кого гендерная дисфория не была обнаружена.
  3. Методика «Опросник обеспокоенности гендером и стабильности гендерной идентичности (GPSQ) Аз Хакима» ориентирована на сознательный уровень и предполагает готовность респондента признавать неудовлетворенность собственной половой принадлежностью.
  4. Внутренний конфликт, связанный с вопросами гендерной идентичности, у лиц, у которых гендерная дисфория не была обнаружена, может проявляться скрыто.

Литература:

  1. Гендерная дисфория // Медицинский портал. Эстетика. Здоровье. URL: https://estetmedicina.ru/psikhologia/glavnaya-tema/gendernaya-disforiya/ (дата обращения 22.06.2020).
  2. Количество диагноз гендерной дисфории в Швеции // Universaw. URL: https://tjournal.ru/news/146036-kolichestvo-diagnozov-gendernoy-disforii-vyroslo-na-1500-v-shvecii-sredi-podrostkov (дата обращения 22.06.2020)
  3. Кравцова Н. А., Кравцова А. Ю. Кравцов Ю. А., Кадыров Р. В. Структура личности у мальчиков-подростков с малыми формами нарушения половой дифференцировки // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. № 2. С. 53–56.
  4. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре — СПб., 2006. С.82–103.
Основные термины (генерируются автоматически): гендерная дисфория, гендерная идентичность, GPSQ, диагностированная гендерная дисфория, методика, обеспокоенность гендером, половая принадлежность, внутренний конфликт, собственная половая принадлежность, современная молодежь.


Ключевые слова

гендерная идентичность, гендерная дисфория, современные студенты

Похожие статьи

Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов

Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде

В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.

Влияние сна на здоровье и продуктивность студентов

Экспериментальная работа по формированию поликультурной личности студента медицинского вуза

Влияние образования на роль женщины в современном обществе

Структура гендерных установок женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры

Статья посвящена гендерным установкам женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры. Представлены результаты эмпирического исследования структуры гендерных установок. Полученные результаты обсуждаются в контексте проблемы построения карьеры.

Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект

Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медита...

Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза

В статье представлен теоретический обзор по проблеме изучения тревожности и проведено эмпирическое исследование уровня тревожности у студентов педагогического университета.

Гендерная политкорректность в современном английском языке

В статье автор изучает развитие и функционирование гендерно-нейтральной лексики и феминативов в английском языке.

Деформация культуры речи студентов под воздействием социальных сетей и СМИ

В статье рассматриваются причины деформации речевой культуры современной молодежи и возможные пути ее преодоления.

Похожие статьи

Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов

Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде

В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.

Влияние сна на здоровье и продуктивность студентов

Экспериментальная работа по формированию поликультурной личности студента медицинского вуза

Влияние образования на роль женщины в современном обществе

Структура гендерных установок женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры

Статья посвящена гендерным установкам женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры. Представлены результаты эмпирического исследования структуры гендерных установок. Полученные результаты обсуждаются в контексте проблемы построения карьеры.

Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект

Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медита...

Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза

В статье представлен теоретический обзор по проблеме изучения тревожности и проведено эмпирическое исследование уровня тревожности у студентов педагогического университета.

Гендерная политкорректность в современном английском языке

В статье автор изучает развитие и функционирование гендерно-нейтральной лексики и феминативов в английском языке.

Деформация культуры речи студентов под воздействием социальных сетей и СМИ

В статье рассматриваются причины деформации речевой культуры современной молодежи и возможные пути ее преодоления.

Задать вопрос