Взаимовыгодные отношения Узбекистана и Турции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 02.07.2020

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Юсупалиева, Д. К. Взаимовыгодные отношения Узбекистана и Турции / Д. К. Юсупалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72246/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье отмечается, что Турция первой признала независимость Узбекистана. Говорится о том, что на сегодняшний день для Ташкента первостепенное значение имеет экономическая составляющая двустороннего сотрудничества. Подчеркивается, что уже в 2017 г. были реализованы многие из вновь заключенных узбекско-турецких договоренностей, что позволило не только в полной мере восстановить отношения двух стран, но и достичь новых результатов, в частности, в Узбекистан вернулись десятки турецких компаний, был введен безвизовый режим пересечения границы для турецких граждан, стали интенсивно развиваться торгово-экономические связи.

Ключевые слова: НАТО; СЕАТО; вестернизация; внешняя политика; взаимовыгодная и конструктивная внешняя политика; национальные интересы; суверенитет; дипломатическое представительство; экономическое, сотрудничество; Межпарламентская группа Олий Мажлиса Узбекистана; бизнес-форум; Совет сотрудничества тюркоязычных государств.

Как отмечают исследователи, после Второй мировой войны экономика Турции оказалась в тупике. Турция приняла военную помощь США и стала частью НАТО, превратившись в правое крыло этой организации. [1.c.205].

Турция шла в фарватере политики НАТО и стала важным звеном в американской политике. Она подписала Багдадский пакт. В 1954 г. Турция вступила в военно-политический блок СЕАТО. Летом 1958 г. во время интервенции США в Ливане и Англии в Иордании Турция демонстрировала свою верность натовским союзникам и концентрировала войска вдоль границы с Сирией, угрожая ей нападением в том случае, если она придет на помощь соседям.

В 90-е годы XX в. в Турции потерпела крах политика вестернизации. По мнению историков, главным препятствием на пути Турции в западное сообщество явилась ее технико-экономическая отсталость. 50 % населения страны было занято в сельском хозяйстве. [1.c.210].

Другим препятствием в развитии экономических отношений между Турцией и Западом являлось господство централизованной экономики под государственным контролем.

В ходе визита государственной делегации Узбекистана во главе с Первым Президентом И. А. Каримовым, состоявшимся 16 декабря 1991 г. в страну, которая первой признала независимость нашего государства, — в Турцию состоялись деловые встречи и беседы с Президентом ТурцииТургут Озалом, премьер-министром Сулейманом Демирелем и другими руководителями и предпринимателями. Во время визита были подписаны Договор об основах и целях межгосударственных отношений между Республикой Узбекистан и Республикой Турция, протокол по обмену консульскими представительствами, Соглашение о сотрудничестве в экономической и торговой сферах, Соглашение о взаимном сотрудничестве в области культуры, науки, образования, здравоохранения, спорта и туризма, Соглашение о сотрудничестве в области транспорта и коммуникаций, протоколы о сотрудничестве в обмене информацией, в области телевидения и радиовещания и другие документы. [2, c.1].

Дипломатические отношения между двумя государствами были установлены 4 марта 1992 г. С 28 апреля 1992 г. в Узбекистане открылось и функционирует посольство Турции, в Турции — посольство Узбекистана, с мая 1993 г. — дипломатическая миссия Узбекистана в г. Анкаре. [3, c.287].

Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов четыре раза посещал Турцию с официальными визитами (1991г., 1994г., 1995г. и 1998г.).

Президенты Турции неоднократно осуществляли визиты в Узбекистан: Т.Озал (1993г.), С.Демирель (май и октябрь 1996г., 1999г.), А. Н. Сезер (2000г.) и Р. Т. Эрдоган (2016г.).

Республику Узбекистан также посещали премьер-министры Турции С.Демирель (1992г.), Т.Чиллер (1995г.), М.Йилмаз (1998г.) и Р. Т. Эрдоган (2003г.).

В октябре 2003 г. Турцию посетил с официальным визитом министр иностранных дел Узбекистана С.Сафаев. В августе 2014 г. министр иностранных дел Узбекистана А.Камилов принял участие в церемонии инаугурации президента Турции Р. Т. Эрдогана. Были осуществлены визиты в Узбекистан министров иностранных дел Турции: Х.Четина (1994г.), И.Жема (2000г.,2001г.), А.Давутоглу (2014г.), М.Чавушоглу (2016г.) в рамках участия в 43-й сессии СМИД ОИС в г. Ташкенте, (март 2018г.) в рамках участия в Международной конференции по Афганистану в г. Ташкенте и (апрель 2017г.) для проведения политических консультаций.

14 октября 2017 г. была образована Межпарламентская группа Олий Мажлиса Узбекистана по сотрудничеству с Великим Национальным Собранием Турции.

Турция является одним из крупнейших торговых партнеров Узбекистана (занимает 4-место после России, Китая и Казахстана). Если в 1992 г. объем товарообмена между двумя странами составлял 75 млн. долл., в 1998 г. — 275 млн. долл., то по итогам 2017 года он достиг 1,5 млрд. долл. США.

Существенные изменения происходят в настоящее время в отношениях Узбекистана и Турции, которая может стать одним из приоритетных направлений внешней политики Ташкента. Обе страны, стремящиеся к усилению своего регионального влияния, заинтересованы во взаимной поддержке.

На сегодняшний день для Ташкента первостепенное значение имеет экономическая составляющая двустороннего сотрудничества. Уже в 2017 г. были реализованы многие из вновь заключенных узбекско-турецких договоренностей, что позволило не только в полной мере восстановить отношения двух стран, но и достичь новых результатов. В Узбекистан вернулись десятки турецких компаний, был введен безвизовый режим пересечения границы для турецких граждан, стали интенсивно развиваться торгово-экономические связи.

Визит Р. Эрдогана в Ташкент 29 апреля — 1 мая 2018 года стал новой важной вехой в развитии турецко-узбекских отношений. Были заключены новые долгосрочные государственные соглашения о сотрудничестве во многих сферах — от промышленности и обороны до культуры и туризма. В ходе бизнес-форумов были подписаны многочисленные контракты с представителями крупного и среднего бизнеса. Их общая сумма составила порядка 3 млрд. долл. [4, c.1].

В этой связи обращает на себя внимание подписание в ходе визита Т.Эрдогана в Ташкент документа о создании Совета стратегического сотрудничества высшего уровня, возглавляемого главами государств двух стран.

Кроме того, Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев присоединился к Совету сотрудничества тюркоязычных государств, созданному в 2009 г. по инициативе Турции.

Большое значение для дальнейшего углубления сотрудничества имели документы, подписанные во время официальных визитов в Турцию Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева, состоявшихся в октябре 2017 г. и в феврале 2020 г.

Сотрудничество между двумя государствами приводит к конкретным результатам в сфере производства тканей и готовой одежды, переработки сельскохозяйственных продуктов, в создании совместных предприятий, подготовке кадров, развитии туризма и других областях.

Таким образом, между Узбекистаном и Турцией проводится открытая, взаимовыгодная и конструктивная политика, основанная на национальных интересах страны.

Литература:

1. Хидоятов Г. А. Всемирная история. Т., 2000.

2. Народное слово. 17 декабря 1991 года.

3. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.

4. Народное слово. 1 мая 2018 года.

Основные термины (генерируются автоматически): Турция, Узбекистан, Ташкент, безвизовый режим пересечения границы, двустороннее сотрудничество, Межпарламентская группа Олий, первостепенное значение, полная мера, Президент Республики, Совет сотрудничества.


Ключевые слова

сотрудничество, национальные интересы, внешняя политика, НАТО, суверенитет, вестернизация, СЕАТО, взаимовыгодная и конструктивная внешняя политика, дипломатическое представительство, экономическое, Межпарламентская группа Олий Мажлиса Узбекистана, бизнес-форум, Совет сотрудничества тюркоязычных государств

Похожие статьи

Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза

В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торг...

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

История развития дипломатических отношений Российской Федерации с Кыргызстаном

В научной статье рассматривается история развития внешней политики, международных отношений и места на международной арене Кыргызской Республики. В 1991 году Кыргызская Республика тоже приобрела независимость, и это стало толчком в поиске Республикой...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Кыргызская Республика в ООН

В статье рассматривается место и роль новых независимых государств СНГ в мировом сообществе. Становление Кыргызской Республики как светского, демократического правового государства. Интеграция Кыргызстана в мировое сообщество и прежде всего вступлени...

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве

Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Экономико-правовые аспекты вступления Туркменистана в ВТО

Статья посвящена актуальным вопросам вступления Туркменистана во Всемирную торговую организацию в условиях усиления международной экономической интеграции. По мнению автора, существующая нормативно-правовая база ВТО позволяет Туркменистану в процессе...

Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механ...

Международные отношения — зеркало мирового прогресса

В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами...

Похожие статьи

Основные направления политики Республики Узбекистан в отношении Европейского Союза

В данной статье раскрывается политическое, правовое, экономическое, инвестиционное, финансовое и научно-техническое сотрудничество между Узбекистаном и Европейским Союзом. Подчеркивается, что Европейский союз превратился в четвертого крупнейшего торг...

Развитие торгово-экономических отношений между российскими и китайскими предприятиями

В условиях экономической агрессии в отношении Российской Федерации развитие двустороннего доверительного взаимодействия с Китайской народной республикой является приоритетом внешнеэкономической политики России. Китай зарекомендовал себя как надежный ...

Анализ развития узбекско-китайской дипломатии в рамках политики «Одного пояса, одного пути»

Узбекско-китайские отношения имеют давние исторические корни. По меньшей мере, контакты в сфере политики, экономики, истории, культуры имеют протяженность больше чем в 2000 лет. В новый период, вслед за проведением Китаем политики «Одного пояса, одно...

История развития дипломатических отношений Российской Федерации с Кыргызстаном

В научной статье рассматривается история развития внешней политики, международных отношений и места на международной арене Кыргызской Республики. В 1991 году Кыргызская Республика тоже приобрела независимость, и это стало толчком в поиске Республикой...

Динамика политического взаимодействия Китая и Кыргызстана в 2019–2022 годах: анализ и актуальные показатели

Современное политическое взаимодействие между Китаем и Кыргызстаном в период с 2019 по 2022 годы оказалось ключевым фактором в формировании и развитии отношений между двумя суверенными государствами. Важным аспектом взаимодействия остается региональн...

Кыргызская Республика в ООН

В статье рассматривается место и роль новых независимых государств СНГ в мировом сообществе. Становление Кыргызской Республики как светского, демократического правового государства. Интеграция Кыргызстана в мировое сообщество и прежде всего вступлени...

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве

Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Экономико-правовые аспекты вступления Туркменистана в ВТО

Статья посвящена актуальным вопросам вступления Туркменистана во Всемирную торговую организацию в условиях усиления международной экономической интеграции. По мнению автора, существующая нормативно-правовая база ВТО позволяет Туркменистану в процессе...

Взаимодействие России и Китая в образовательной сфере

Российская Федерация и Китайская Народная Республика являются партнерами во многих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. Цель данной стати раскрыть специфику взаимодействия стран в образовательной сфере, указать ключевые механ...

Международные отношения — зеркало мирового прогресса

В данной статье рассматривается сущность и понятие международных отношений. Раскрываются виды международных отношений и направления международной политики. Подчеркивается, что взаимовыгодное сотрудничество Республики Узбекистан с зарубежными странами...

Задать вопрос