Правовые и политические основы российско-турецкого сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2017

Статья просмотрена: 1104 раза

Библиографическое описание:

Серикова, Ж. Э. Правовые и политические основы российско-турецкого сотрудничества / Ж. Э. Серикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47325/ (дата обращения: 17.12.2024).



Фундаментом российско-турецких отношений является двустороннее сотрудничество. Дальнейшее укрепление взаимного доверия, расширение двустороннего сотрудничества, продолжение открытого диалога — основные составляющие политики со стороны обоих государств.

Правовой базой отношений между Турецкой Республикой и Российской Федерацией является Договор об основах отношений от 1992 года, в котором Россия и Турция “рассматривают друг друга как дружественные государства и строят отношения между собой на основе добрососедства, сотрудничества и взаимного доверия” [4]. Договор был заключен сроком на двадцать лет и автоматически продлевается каждые пять лет. Следует отметить, что 25 мая 2017 года Владимир Путин и Реджеп Эрдоган поздравили друг друга с 25-летием со дня подписания данного договора, тем самым подтвердили настрой на дальнейшее упрочение стратегического партнерства [6].

К важным межправительственным документам следует отнести также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о торгово-экономическом сотрудничестве от 14 мая 1992 года [12].

Нужно особо упомянуть Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области туризма от 24 марта 1995 года [13], открывшее еще одну обширную сферу для российско-турецкого сотрудничества.

В начале XXI века количество договоров между РФ и Турцией значительно расширилось. Основу составляют документы об экономическом, энергетическом, гуманитарном и военно-техническом сотрудничестве.

Весьма важным документом можно назвать Совместную декларацию об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, подписанную 6 декабря 2004 года [14], в которой подтверждалась решимость вести совместную борьбу с терроризмом, распространением ОМУ, незаконным оборотом наркотиков, а также с другими современными угрозами международной безопасности. В декларации отмечалась необходимость развивать торгово-экономические связи, межпарламентские отношения, а также многочисленные контакты в социальной, культурной сферах, в области спорта, СМИ и т. д.

13 февраля 2009 года была подписана Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства [15], которая, безусловно, упрочила договорную базу между двумя странами.

Все вышеназванные документы указывают на заметное расширение и углубление двустороннего сотрудничества между нашими государствами.

В мае 2010 года в ходе визита в Президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию, было положено начало периоду институционализации двустороннего сотрудничества: принято решение о создании Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ). Лидеры двух стран в качестве сопредседателей возглавляют заседания Совета, которые поочередно проходят раз в год. В рамках Совета проходят заседания Совместной группы стратегического планирования, которые возглавляют министры иностранных дел двух стран, и заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которые возглавляют профильные министры [3].

Последнее заседание ССВУ под председательством лидеров двух стран было проведено в марте 2017 года в Москве. Предыдущее заседание ССВУ прошло в Анкаре в декабре 2014 года, в декабре 2015 года очередное заседание в России было отменено из-за кризиса в отношениях между государствами. В ходе переговорного процесса стороны обсудили координацию усилий в Сирии, а также проекты «Аккую» и «Турецкий поток» [1].

На фоне обострения отношений РФ и целого ряда западных стран в связи с украинским вопросом России и Турции удалось сохранить значительные объемы двусторонней торговли и тесные общественные контакты, усилить активный политический диалог. Турция получила приглашение присоединиться к Евразийскому экономическому союзу [9]. Двусторонние отношения получили новое стратегическое наполнение после начала переговоров по проекту «Турецкий поток».

Еще в начале 2014 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании, предполагавший строительство четырех веток газопровода в Турцию, по которым ежегодно поставлялось бы более 60 миллиардов кубометров в год [10]. Примечательно, что из них только 14 миллиардов должны идти на нужды Турции, а остальные должны были доставляться прямиком на границу с Грецией и следовать дальше в Европу. Этот проект должен был стать альтернативой «Южному потоку». После инцидента с российским бомбардировщиком все переговоры по проекту были свёрнуты.

Новый виток переговоров о строительстве начался 26 июля 2016 года после заявления заместителя председателя правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича, который высказался о готовности Турции возобновить проект «Турецкий поток» [2].

6 декабря 2016 года президент Турции Эрдоган подписал закон о ратификации этого соглашения с Россией [8]. Российская сторона подписала закон о ратификации соглашения 7 февраля 2017 года [7]. 7 мая 2017 года было начато строительство морского участка газопровода [5]. Первая нитка газопровода будет предназначена для поставок газа турецким потребителям. Она будет завершена во второй половине 2019 года. Вторая нитка будет использоваться для поставок в Европу, точная дата завершения строительства еще не известна.

Важным шагом к возвращению былого диалога между Россией и Турцией стало подписание 22 мая 2017 года заявления о взаимном снятии санкций в торговле. Документ подписали вице-премьеры России и Турции Аркадий Дворкович и Мехмет Шимшек [11].

Итак, в настоящее время нормализация российско-турецкого сотрудничества имеет под собой солидную правовую базу, а углубление политического диалога служит интересам обоих государств и стабилизации ситуации в регионе Ближнего Востока.

Литература:

  1. В МИД назвали основные темы переговоров России и Турции на заседании ССВУ. –URL: https://ria.ru/world/20170208/1487474857.html

2. Дворкович заявил о готовности Турции возобновить проект «Турецкий поток» — URL: http://www.rbc.ru/business/26/07/2016/57972c559a79470fed037ebc

  1. Двусторонние отношения между Турецкой Республикой и Российской Федерацией. –URL: http://moscow.emb.mfa.gov.tr/ShowInfoNotes.aspx?ID=249085

4. Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики. –URL: http://docs.cntd.ru/document/901926138

  1. Началось строительство газопровода «Турецкий поток»– URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2017/may/article329928/
  2. Путин поздравил Эрдогана с юбилеем подписания договора об основах отношений между РФ и Турцией. –URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2017/05/27/555075/
  3. Путин подписал закон о ратификации соглашения с Турцией по газопроводу «Турецкий поток» –URL: https://russian.rt.com/business/news/356819-putin-zakon-tureckii-potok

8. Реджеп Тайип Эрдоган ратифицировал соглашение по газопроводу «Турецкий поток» –URL: http://www.bbc.com/russian/news-37612608

  1. Российско-турецкие отношения в 2014 г. –URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-turetskie-otnosheniya-v-2014-g/
  2. РФ и Турция подписали восемь совместных документов. – URL: http://minjust.ru/ru/node/118639

11. Снятие РФ и Турцией ограничений в торговле посчитали шагом в перспективное сотрудничество.–URL: https://riss.ru/smi/41067

12. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Турецкой Республики о создании смешанной межправительственной российско- турецкой комиссии по торгово- экономическому сотрудничеству. – URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-355/48618

  1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области туризма. –URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-295/47973
  2. Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой. –URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3933
  3. Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства. –URL: http://www.kremlin.ru/supplement/172
Основные термины (генерируются автоматически): Турция, Российская Федерация, Россия, Турецкая Республика, двустороннее сотрудничество, взаимное доверие, Европа, многоплановое партнерство, российско-турецкое сотрудничество, Совместная Декларация.


Похожие статьи

Нормативно-правовая база российско-китайского энергетического сотрудничества

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Актуальные вопросы межкультурного общения

Правовые основы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС и России как фактор развития его нормативной правовой базы

Правовые основы реализации национальной политики в Краснодарском крае

Направления совершенствования торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Особенности двусторонних торговых отношений России и Китая

Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования

Похожие статьи

Нормативно-правовая база российско-китайского энергетического сотрудничества

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Актуальные вопросы межкультурного общения

Правовые основы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Институциональная основа таможенного сотрудничества ЕС и России как фактор развития его нормативной правовой базы

Правовые основы реализации национальной политики в Краснодарском крае

Направления совершенствования торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Особенности двусторонних торговых отношений России и Китая

Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования

Задать вопрос