Влияние изменения стоимости топлива на себестоимость грузоперевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 27.06.2020

Статья просмотрена: 822 раза

Библиографическое описание:

Плотникова, О. В. Влияние изменения стоимости топлива на себестоимость грузоперевозок / О. В. Плотникова, А. Н. Стулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72053/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность. По данным за 2019 год 70,4 % грузоперевозок и свыше 47 % грузооборота в нашей стране выполнялись автомобилями предприятий различных ведомств и компаний для собственных нужд. Затраты на грузоперевозки собственными автотранспортными средствами (АТС) за 2019 год сопоставимы с объемом рынка коммерческих перевозок и составили более 650 млрд. руб. [2]. В таких реалиях роль изменения цен на топливо имеет важное значение, тем более что в последние годы наблюдается рост цен на бензин, и такой фактор нужно обязательно учитывать при выборе себестоимости грузоперевозок.

Ключевые слова: грузовой автомобильный транспорт, грузовые перевозки, ГСМ, логистика, дорожная карта, себестоимость грузоперевозок, цена на топливо, транспортно-логистическая система, коммерческие грузоперевозки, средняя дальность, система «Платон».

Рассматривая современные тенденции рынка грузовых автоперевозок, можно отметить, что если в 2013 году грузооборот автомобильного некоммерческого транспорта был равен 141 млрд т-км, то в 2018 году он уменьшился на 13 % и составил 122 млрд т-км. Соответственно, грузооборот автомобильного коммерческого транспорта в 2013 году равнялся 125 млрд т-км, а в 2018 году вырос на 11 % и достиг 139 млрд т-км.

Рис. 1. Грузоооборот автомобильного транспорта (коммерческий и некоммерческий) в 2010–2020 гг., млрд. т-км

Динамика грузоперевозок коммерческим автотранспортом в 2008–2020 гг. показывает, что наибольший рост объема перевозок за данный период пришелся на 2011 год — 5,4 %. Начиная с 2012 года, вплоть до 2015 года, наблюдается спад объемов грузоперевозок. И лишь в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, зафиксирован рост на 2,3 %. Положительная тенденция отмечается также в 2017 и 2018 гг. А вот прогноз на 2019 год не так оптимистичен — ожидается снижение объема коммерческих грузовых автоперевозок на 0,2 % (Рисунок 2).

Рис. 2. Динамика грузоперевозок коммерческим автотранспортом в 2008–2020 гг., млн. т и %

Что касается динамики грузооборота коммерческого автотранспорта, то за период 2008–2020 гг. наибольший рост грузооборота, по сравнению с 2011 годом, отмечен в 2012 году — 20,0 %, после чего произошел резкий спад, а с 2016 года вновь наблюдается рост, но уже не такими значительными темпами. Сложившаяся динамика на рынке автомобильных грузовых перевозок в части объемов перевозок и грузооборота аналогичным образом отразилась и на обороте, выражаемом в млрд.руб. (Рисунок 3).

Рис. 3. Динамика рынка автомобильных грузоперевозок в 2008–2020 гг., %

Одной из причин умеренного роста коммерческого сегмента грузовых автоперевозок является применение транспортными компаниями аутсорсинга. Однако в дальнейшем, в 2019–2020 гг., в сегменте сборных грузов прогнозируется замедление темпов роста на фоне экономической стагнации и низкой динамики платежеспособного спроса, а также в связи с относительным насыщением рынка. Ожидается, что к 2020 году в структуре рынка по виду перевозок доля сегмента сборных грузовых перевозок (в стоимостном объеме) составит 22,3 %. При этом прогнозируется рост конкуренции, усиление позиций транспортных компаний, специализирующихся в данной области, у которых имеются большой парк автотранспортных средств, терминалы, компетенции и управленческие технологии.

К отрицательным текущим тенденциям на рынке грузовых автомобильных перевозок можно выделить административное давление, рост конкуренции со стороны железнодорожных перевозок, прогнозируемое снижение доли автоперевозок на рынке транспортных услуг (с 42,9 % в 2018 г. до 41,1 % в 2020 г.), консолидацию рынка за счет ухода/поглощения игроков, а также пришедший мировой кризис и резкое падение курса рубля.

Средняя доходная ставка коммерческих грузовых автоперевозок в России в 2019 г возросла на 2,5 % относительно предыдущего года и составила 5,8 руб. за тонно-км. Основными причинами роста рассматриваемого показателя являются повышение цен на топливо, запчасти и комплектующие, которые, как правило, закупаются в иностранной валюте.

По прогнозам, в 2020–2023 гг. доходная ставка коммерческих грузовых автоперевозок будет демонстрировать рост в среднем на 5,7 % в год и в 2023 г достигнет 7,7 руб. за тонно-км. Рост доходной ставки в рассматриваемом периоде будет вызван дальнейшим повышением цен на автомобильное топливо и запчасти, обновлением и расширением автопарков перевозчиков [3].

Приведенные выводы дают возможность сделать заключение, что современные транспортные и логистические системы постоянно усложняются, и одним из ключевых факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли, является рост цены на топливо.

Рост цен на топливо провоцирует рост себестоимости грузоперевозок, что, в свою очередь, приводит к падению прибыли. С высокой степенью вероятности транспортным компаниям приходится идти на повышение тарифов на перевозку, что негативно сказаться на спросе на услуги автомобильных грузоперевозок. Однако в случае возникновения роста на топливо данный процесс охватит всю отрасль, а значит, конкуренты оказываются в той же ситуации. Поэтому указанные факторы не повлияют на конкурентоспособность транспортных компаний, однако ударят по отрасли в целом.

Можно выделить еще один фактор, напрямую связанный с ростом цен на топливо — система «Платон». С 1 февраля 2020 года тариф системы «Платон» в России был в очередной раз проиндексирован: на 16 коп. — до 2,20 руб. за 1 км пути [5].

Государственная система «Платон» функционирует в России с ноября 2015 года. Она обеспечивает взимание платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т в счет возмещения вреда, который они наносят федеральным трассам. Действие системы распространяется на 56 тыс. км дорог, расположенных на территории всей страны, за исключением платных магистралей федерального значения госкомпании «Автодор».

Ежегодная индексация тарифа системы «Платон» предусмотрена Постановлением Правительства России № 504 от 14 июня 2013 года [1].

Последняя на данный момент плановая индексация произошла с 1 февраля 2020 года, когда размер тарифа вырос до 2,20 руб. за 1 км пути.

В августе прошлого года в Минтрансе объявили о новом порядке изменения тарифа в государственной системе «Платон». Власти решили, что новый размер тарифа будет сообщаться Росавтодором за полгода до его очередного повышения. В результате график индексации тарифа в госсистеме сейчас расписан до 1 февраля 2021 года, когда его ставка, как предполагается, вырастет до 2,35 руб./км.

Произошедшее с 1 февраля очередное повышение ставки тарифа «Платон» до 2,20 руб. за 1 км пути пока не привело к росту цен на грузоперевозки. Первые колебания в стоимости тарифов на перевозки можно будет заметить не ранее конца июня — начала июля 2020 года.

Некоторые эксперты отмечают, что рынок отреагирует увеличением ставок на индексацию «Платона» не сейчас, а несколько позже. При этом ставки повысятся не на ту сумму, на которую подорожала дорожная плата с февраля. Перевозчики одновременно заложат в новые весенние тарифы и индексацию 2019 года.

По мнению директора по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александра Лашкевича, несмотря на постоянно растущие издержки, «Деловые линии» стараются сдерживать тарифы за счет автоматизации внутренних процессов. Группа компаний предоставляет клиентам не только качественный сервис, но и максимально выгодные условия работы. Поэтому компания не планирует повышать стоимость на индивидуальные перевозки фурами (FTL) в связи с индексацией «Платона» [5].

В числе последних новостей можно отметить, что после падения нефтяных котировок местная компания «Саханефтегазсбыт» с 6 апреля снизила цены на АЗС Нагорнинской и Томмотской нефтебаз, в селах Нижний Бестях и Качикатцы, сообщила ее пресс-служба. На этих заправках стоимость литра бензина АИ-95 и АИ-92 упала на 0,5–1,10 руб., на дизельное топливо — на 0,5–1,20 руб. Так, на АЗС Нагорнинской нефтебазы цена литра АИ-95 с 6 апреля составила 49 руб., а АИ-92–47,9 руб. [4]

Другой новостью является тот факт, что в логистических компаниях можно наблюдать оживление контейнерных перевозок на китайском направлении. Сейчас происходит всплеск спроса на перевозки товаров, вызванный потребительским ажиотажем и ростом онлайн-заказов и удаленных сервисов [6]. В Fura полагают, что катастрофический удар по рынку логистики может нанести закрытие заводов, поскольку рабочих невозможно перевести на удаленный режим. При худших сценариях рынок автомобильных перевозок сократится на 20–40 %. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков 23 марта 2020 года уже попросила правительство ввести мораторий на взимание транспортного налога и платежей системы «Платон».

Если предположить, что стоимость топлива в ближайшем будущем начнет снижаться, то можно надеяться на снижение себестоимости грузовых перевозок и соответственно, тарифов транспортных компаний на стоимость оказания услуг.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 (ред. от 02.08.2019) О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (вместе с Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 18.06.2013.
  2. Кузьмина В. Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности // Автомобильный транспорт. — 2020. — № 6. — С. 8
  3. Анализ рынка автомобильных грузовых перевозок в России в 2014–2018 гг., прогноз на 2019–2023 гг. // BusinesStat. 2020. Электронный доступ: https://businesstat.ru/images/demo/road_transport_freight_transportation_russia_2019_demo_businesstat.pdf (Дата обращения: 19.04.2020)
  4. В первом регионе России снизили цены на АЗС после обвала цен на нефть // Электронный ресурс: https://news.drom.ru/77888.html (Дата обращения: 19.04.2020)
  5. Заметит ли рынок повышение тарифа «Платона»? // Электронный ресурс: http://truckandroad.ru/business/zametit-li-rynok-povyshenie-tarifa-platona.html (Дата обращения: 19.04.2020)
  6. У груза миновало // Газета Коммерсантъ. — 2020. — № 52. — С. 1 Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/4300097 (Дата обращения: 20.04.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): млрд т-км, перевозка, рост цен, доходная ставка, км пути, коммерческий автотранспорт, Россия, FTL, государственная система, динамик грузоперевозок.


Ключевые слова

логистика, дорожная карта, грузовые перевозки, система «Платон», ГСМ, транспортно-логистическая система, грузовой автомобильный транспорт, себестоимость грузоперевозок, цена на топливо, коммерческие грузоперевозки, средняя дальность

Похожие статьи

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Организация автомобильных перевозок мелких партий груза на предприятии молокозавода

В работе рассмотрены вопросы по существующим проблемам при перевозке мелких партий груза, составление и расчет наиболее рациональных маршрутов, которые приводят к снижению холостого пробега, транспорта и позволяет сократить транспортные издержки на п...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Анализ состояния перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом

Одной из основных систем, составляющих национальную и международную логистику является транспортная логистика, которая обеспечивает перемещение грузов и пассажиров [1–3] по различным транспортным маршрутам и коридорам, используя товаропроводящие сети...

Снижение стоимости доставки готовой трубной продукции на территории Российской Федерации железнодорожным транспортом

Изучены способы снижения стоимости доставки трубной продукции и предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным видам общественного транспорта с учетом требований пассажиров

Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.

Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Проблемы и перспективы развития грузоперевозок на примере ООО «СЛК»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигры...

Анализ причин снижения безопасности железнодорожного транспорта углеводородов

Рассмотрена роль железнодорожного транспорта углеводородов в общем объеме грузоперевозок ОАО «РЖД». Приведен анализ структуры объема железнодорожного транспорта углеводородов. Приведен статистический анализ причин и локализации возгораний на железнод...

Анализ процессов перевозки опасных грузов в России

В статье показано, что с 1994 года в России сложилась ситуация, когда при организации перевозок опасных грузов одновременно применяются Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Правила) и положения Европейского соглашения о междуна...

Похожие статьи

Анализ пассажирских перевозок железнодорожным и авиационным транспортом, возможные пути повышения спроса на дальние пассажирские перевозки железнодорожным транспортом

В рамках статьи рассматривается анализ перевозок авиа- и железнодорожным транспортом на территории РФ, их плюсы и минусы. Авторами подняты вопросы повышения спроса на железнодорожный транспорт дальнего следования и повышение конкурентоспособности на ...

Организация автомобильных перевозок мелких партий груза на предприятии молокозавода

В работе рассмотрены вопросы по существующим проблемам при перевозке мелких партий груза, составление и расчет наиболее рациональных маршрутов, которые приводят к снижению холостого пробега, транспорта и позволяет сократить транспортные издержки на п...

Автомобильный парк предприятия и показатели его использования

В статье представлена методика расчета оптимального количества автомобилей транспортного подразделения, что в свою очередь непосредственно влияет на рост общей прибыли предприятия.

Анализ состояния перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом

Одной из основных систем, составляющих национальную и международную логистику является транспортная логистика, которая обеспечивает перемещение грузов и пассажиров [1–3] по различным транспортным маршрутам и коридорам, используя товаропроводящие сети...

Снижение стоимости доставки готовой трубной продукции на территории Российской Федерации железнодорожным транспортом

Изучены способы снижения стоимости доставки трубной продукции и предложены пути выхода из сложившейся ситуации.

Моделирование распределения пассажиропотоков по различным видам общественного транспорта с учетом требований пассажиров

Предложена методика определения целевых групп пассажиров для конкретного вида городского пассажирского транспорта, обслуживая которые, потребности населения в перевозках будут удовлетворяться максимально полно и качественно с минимальными затратами.

Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Проблемы и перспективы развития грузоперевозок на примере ООО «СЛК»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития железнодорожных грузоперевозок на примере ООО «СЛК». Важный вид транспорта в России является железнодорожный, так как по сравнению с другими видами грузоперевозок, именно железнодорожный выигры...

Анализ причин снижения безопасности железнодорожного транспорта углеводородов

Рассмотрена роль железнодорожного транспорта углеводородов в общем объеме грузоперевозок ОАО «РЖД». Приведен анализ структуры объема железнодорожного транспорта углеводородов. Приведен статистический анализ причин и локализации возгораний на железнод...

Анализ процессов перевозки опасных грузов в России

В статье показано, что с 1994 года в России сложилась ситуация, когда при организации перевозок опасных грузов одновременно применяются Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Правила) и положения Европейского соглашения о междуна...

Задать вопрос