Росавтодор начал приемку системы взимания платы за ущерб полотну федеральных автодорог с транспортных средств массой выше 12 тонн, получившей название «Платон».
С 15 ноября 2015 года ни один грузовик не сможет передвигаться по федеральным дорогам, предварительно не заплатив. Утвержденный тариф составляет 3,73 рубля за километр. Сейчас действует пониженный тариф равный 1,53 руб. за 1 км. Штраф за неоплаченный проезд равен пяти тысячам рублем, при повторном нарушении — десять тысяч. Планировалось увеличить штраф до полумиллиона рублей. На создание и реализацию «Платона» государство не потратило денежных средств, так как вся система полностью и её составляющие были построены частным лицом, с которым заключено дополнительное соглашение на 13 лет. Частично государство компенсирует частнику затраты на реализацию и содержание системы, но «Платон» окупает себя сам. Также был создан центр контроля нарушений для отслеживания неоплаченного проезд. 100 автомобилей оборудовали фото- и видеофиксацией. Поставлены рамки — конструкции с навесным оборудованием над дорожным полотном. Маршрут движения грузового автомобиля определяют бортовые устройства контроля, установленные в транспортном средстве. Через ГЛОНАСС они определяют маршрут движения и устанавливают количество пройденных километров, после чего информация передается в Тверь. Обработав полученные данные, система списывает с лицевого счета перевозчика необходимую сумму. При отсутствии или неисправности бортового устройства возможное оформление маршрутной карты, которую можно бесплатно получить в личном кабинете, мобильном устройстве или центре поддержки системы «Платон».
Система «Платон» продолжает свое активное действие. В октябре 2016 года Министерство Транспорта РФ заявило о решении внедрить «Платон» не только на федеральные трассы, но и на региональные. Это связано с экономическими показателями, выявленными в процессе анализа эффективности применяемой системы за период с конца 15 года по октябрь 2016г.
Согласно статистическим данным, за это время было собрано около 15,8 млрд. руб., 10,8 млрд. руб. из которых уже направлено на ремонт самых «убитых» трасс. Соответственно, государство столкнулось с нехваткой денежных средств на запланированный ремонт трасс, нуждающихся в нем.
Есть несколько вариантов решения возникшей проблемы, чтобы система «Платон» могла оправдать свои ожидания:
‒ увеличение тарифа за проезд до 3,5 руб. за 1 км. Именно такой тариф планировался изначально. Реализация данного варианта приведет к социальному недовольству, как это было в 2015 году при внедрении системы. Государству и транспортной отрасли придется повторно столкнуться с забастовкой дальнобойщиков, что негативно скажется на развитии транспортной отрасли в стране. Помимо этого, увеличение тарифа может привести к росту цен на товары и услуги и недобросовестной конкуренции между организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционную деятельность;
‒ введение сбора денежных средств с большегрузов не только на федеральных трассах, но и на региональных, тем самым обеспечив замену дорожного полотна региональных дорог;
‒ введение сбора денежных средств не только с транспортных средств массой свыше 12 тонн, но и с транспортных средств с массой свыше 3.5 тонн. Данный вариант уже был обговорен Министерством Транспорта, в данный момент на подготовке обоснование данного решения. Конечно, при реализации данной схемы, бюджет за счет сборов значительно увеличится, но без протестов не обойтись. В настоящий момент проводятся экономические расчеты целесообразности введения сбора для среднетоннажников. Реализация зависит от полученных результатов.
Особое внимание стоит обратить на организацию учета расходов после внедрения системы «Платон».
Оператором системы «Платон», как упоминалось выше, является коммерческая организация. Поэтому многие бухгалтеры столкнулись с проблемой, каким образом осуществить учет взимания платы системой.
Бортовые устройства, находящиеся в транспортном средстве, подлежат учету. Бортовое устройство выдает компании оператором безвозмездно. В бухгалтерском учете данное устройство необходимо учесть на отдельном забалансовом счете, например 015 «Бортовое устройство для системы Платон», либо же на счете 001 «Арендованные основные средства». На данный момент отдельный забалансовый счет для имущества такого вида пока не предусмотрен. Принять данное устройство на учет можно двумя способами:
‒ по стоимости, указанной в договоре безвозмездного пользования, заключенного между перевозчиком и оператором системы;
‒ в случае отсутствия стоимости в договоре — по условной оценке (например, 1 руб.).
В налоговом учете бортовые устройства не учитываются, так как рыночная стоимость аренды данного устройства равно нулю, устройство необходимо только для системы «Платон». Вследствие чего, доход в организации не возникает.
В свою очередь, маршрутные карты никак не учитываются ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Данные карты предназначены лишь для фиксации пути следования транспортного средства и расчета платы за проезд.
Каким же образом происходит списание необходимой суммы с счета перевозчика и как возможно учесть понесенные расходы?
Плата за проезд взимается авансом, до начала поездки. На лицевом счете должна быть сумма, которой хватит на запланированную поездку. Перевести денежные средства на лицевой счет можно стандартным способом, либо воспользоваться возможностями системы «Платон» — оплата банковской картой через личный кабинет, оплата через специально разработанное мобильное приложение, либо в терминалах самообслуживания. Оператор будет автоматически списывать сумму с аванса в то время, как грузовик будет передвигаться по федеральной трассе.
Здесь же возникает проблема, с которой сталкиваются бухгалтеры перевозчиков. Оператор системы «Платон» не выставляет организации счета на оплату с расчетом платы за проезд транспортного средства. Бухгалтерии необходимо самостоятельно формировать детализацию в личном кабинете или центре поддержки системы, в которой присутствует исчерпывающая информация для определения суммы расходов по поездке. Но достаточного ли данного документа для признания расходов?
Обратимся к комментарию советника государственной гражданской службы РФ 3 класса Бахваловой А. С.:
«Поскольку оператор системы «Платон» не предоставляет документов, подтверждающих произведенную оплату, то для обоснования таких расходов, на мой взгляд, будет достаточно представить распечатанную на бумажном носителе и заверенную бухгалтером организации детализацию из лицевого счета системы. Также необходим должным образом оформленный путевой лист. Полагаю, что нет необходимости делать такую детализацию ежедневно».
При учете расходов за проезд транспортного средства наиболее оптимальным решением является открытие отдельного субсчета, например, «Расчеты по плате за проезд грузовиков по федеральным трассам» к счетам:
‒ сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — нельзя отнести плату за возмещение вреда дорогам к налоговым платежам;
‒ сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — данная плата является обязательной.
Также стоит обратить внимание на то, что расход возникает не в момент пополнения лицевого счета, а в момент движения транспортного средства по федеральной трассе и списании платы.
Выбор расходного счета для учета платы, зависит напрямую от вида деятельности компании. Для транспортных компаний это будет счет 20 «Основное производство». Если это торговая фирма, доставляющая товар самостоятельно, это может быть счет 44 «Расходы на продажу».
После внедрения системы «Платон» остро встал вопрос об уплате транспортного налога. Ведь помимо платы за проезд, владельцы большегрузов уплачивают также и транспортный налог.
В связи с этим, была утверждена формула, по которой рассчитывается сумма транспортного налога за транспортное средство, по которому также вносится оплату в систему «Платон»:
Сумма транспортного налога за грузовик к уплате за год = Сумма транспортного налога за грузовик, исчисленного за год — Плата «Платону», уплаченная за этот грузовик за год, не более начисленных сумм
В случае, когда результат по данной формуле является отрицательным, сумма транспортного налога принимается равной нулю.
Здесь же необходимо учитывать важное условие, что плата по системе «Платон» уменьшает транспортный налог только по конкретному транспортному средству. Другие транспортные средства, будучи во владении данного налогоплательщика, не учитываются.
В настоящее время система «Платон» работает в тестовом режиме, но учитывая уже полученные результаты, экономически целесообразным будет внедрение системы на постоянной и обязательной основе.
Литература:
- Официальный сайт системы «Платон» http://platon.ru/ru/
- Статья на тему «Как учесть плату «Платону» (особенности учета платы за движение грузовиков по федеральным трассам. Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 N 504)», автор статьи Елина Л. А. Ссылка на статью отрасли-права.рф/article/15422